Двадцать седьмое апреля
Классная работа
Прямая речь и способы оформления прямой речи
Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них.
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;
б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;
в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;
|
|
г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:
Капитан крикнул (слова автора): «Купаться!» (прямая речь) (Л. Т.)
«Вернитесь! Акула» (прямая речь) - закричал артиллерист (слова автора) (Л. Т.)
Прямая речь заключается в кавычки.
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.
Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п), то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:
1. А: «П». 2. А: «П!» 3. А: «П?»
4. «П», - а. 5. «П!» - а. 6. «П?» - а.
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).
Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.
|
|
Прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:
Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)
Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.
а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам
А:,,П”.,,П”, - а.
А:,,П!”,,П!” – а.
А:,,П?”,,П?” – а.
Слова автора могут разрывать прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся иначе.
Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:
«П».
«До завтра, завтра всё будет решено».
«П, - а, - п».
«До завтра, - промолвил я, - завтра всё будет решено».
Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
После же первой части прямой речи ставится:
- вопросительный или восклицательный знак или тире, если первая часть – вопросительное или восклицательное (побудительное или повествовательное) предложение;
- запятая и тире, если первая часть – невосклицательное повествовательное предложение.
«П? П».
«Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась».
«П? - а, - П».
«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. - Она мне призналась».
«П! П».
«Как они сегодня хорошо поют! Как хорошо».
«П! - а, - П».
«Как они сегодня хорошо поют! – думал он, прислушиваясь к пению. - Как хорошо».
«П. П?».
«У вас очень мало самолюбия. Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»
«П, - а, - П».
«У вас очень мало самолюбия, - сказала она мне вчера. - Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»
Самостоятельная работа обучающихся
- Прочитать текст.
- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.
- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды –
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:
- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;
- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;
- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.;
|
|
- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.
- называния субъекта речи: кто говорит;
- характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы – слайды 24,25)
https://www.youtube.com/watch?v=zx4-ugyjKF4
Домашнее задание
Выучить §69. Выполнить упр. 410