Прямая речь и способы оформления прямой речи

Двадцать седьмое апреля

Классная работа

Прямая речь и способы оформления прямой речи

Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них.

В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:

а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;

б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;

в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;

г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.

Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:

Капитан крикнул (слова автора): «Купаться!» (прямая речь) (Л. Т.)

«Вернитесь! Акула» (прямая речь) - закричал артиллерист (слова автора) (Л. Т.)

Прямая речь заключается в кавычки.

Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.

Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п), то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:

1. А: «П».        2. А: «П!»        3. А: «П?»       

4. «П», - а.       5. «П!» - а.       6. «П?» - а.

Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).

Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.

Прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи:

Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы)

Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.

а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам

А:,,П”.,,П”, - а.

 А:,,П!”,,П!” – а.

 А:,,П?”,,П?” – а.

Слова автора могут разрывать прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся иначе.

Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:

 «П».

«До завтра, завтра всё будет решено».

«П, - а, - п».

«До завтра, - промолвил я, - завтра всё будет решено».

Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

После же первой части прямой речи ставится:

- вопросительный или восклицательный знак или тире, если первая часть – вопросительное или восклицательное (побудительное или повествовательное) предложение;

- запятая и тире, если первая часть – невосклицательное повествовательное предложение.

 «П? П».

«Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась».

«П? - а, - П».

«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. - Она мне призналась».

«П! П».

«Как они сегодня хорошо поют! Как хорошо».

«П! - а, - П».

«Как они сегодня хорошо поют! – думал он, прислушиваясь к пению. - Как хорошо».

«П. П?».

«У вас очень мало самолюбия. Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»

«П, - а, - П».

«У вас очень мало самолюбия, - сказала она мне вчера. - Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»

Самостоятельная работа обучающихся

- Прочитать текст.

- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.

- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.

                                                               Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды –

Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:

- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;

- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;

- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.;

- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.

- называния субъекта речи: кто говорит;

- характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы – слайды 24,25)

https://www.youtube.com/watch?v=zx4-ugyjKF4

Домашнее задание

Выучить §69. Выполнить упр. 410


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: