Творческое задание «Переводчик»

Цель: получить объективную самокритичную оценку слушателей своей профессиональной подготовки; определить относительный уровень словарного запаса слушателей, имея в виду то, что он является одним из важнейших инструментов в профессии журналиста.

В начале занятия ведущий объясняет условия проведения упражнения, которые заключаются в следующем: каждый участник получает небольшой по объему отрывок художественного текста с задачей переработать его и изложить на доступном «современном академическом» русском языке, понятном, например, иностранцу, неплохо на нем изъясняющемуся. При этом преследуется задача не только передать смысл текста, но и, по возможности, его колорит.

Пример исходного материала:

«Свинцовые тучи осели на сопки и сквозь прорехи порошили землю стеклянно искрящейся моросью. Зимник змеился до горизонта, курясь легкой поземкой, и упирался в багряное закатное солнце, предвещавшее на завтра плохую погоду. Охотничья заимка вынырнула из-за поворота. Курная изба была укрыта сугробами так, что только по чернеющему коньку можно было определить ее на заснеженной поляне. Твердый наст не сохранял следов на тропинке. Дверь оказалась закрытой изнутри на щеколду. «В доме кто-то чужой», - опасность резанула мыслью и холодным мурашиком скатилась вдоль позвоночника. Но выбора нет. Завтра заметет, запуржит, завьюжит… Некуда деваться».

По ходу работы у слушателей неизбежно будут возникать вопросы о смысле неизвестных им тех, или иных слов, понятий и т.д. В задачу ведущего входит не столько объяснить (расшифровать, дать современное название, аналогичное понятие и пр.) неизвестные выражения, сколько обращать внимание слушателей на оттенки передаваемой информации, закодированной в тексте. Таким образом, у слушателей вырисовывается образная картинка, которую они должны будут самостоятельно описать, используя свой собственный словарный запас.

Ход проведения занятия:

1. проводится поступательный разбор составляющих текст слов, словосочетаний и понятий, например

o – «свинцовые тучи…» - кучевые облака, перенасыщенные влагой и из-за этого имеющие серый или темно-серый цвет, причина дождя или снегопада;

o - «осели на сопки…» - низко расположенные, пробуждающие ощущение давления сверху, тяжести, угнетенности, что небо вот-вот обрушится;

o - «сквозь прорехи…» - небольшие редкие разрывы, выделяющиеся на фоне общей массы;

o - «порошили землю…» - от слова «порошок» - мелкозернистая, невесомая, почти воздушная субстанция; порошить – посыпать порошком; здесь имеется ввиду легкий, почти незаметный снегопад, не несущий ощутимого дискомфорта;

o - «стеклянно искрящейся моросью…» - очень мелкими хрусталиками льда, острыми, холодными, преломляющими падающий на них свет и светящимися разноцветными блестками;

o «Зимник змеился до горизонта» -гужевая или шоссейная дорога, прокладываемая в зимний период, в бездорожных, чащобных, таежных или тундровых местах (где в летний период нет сухопутных путей передвижения) по льду замерзших рек, повторяя все изгибы русла.

И так далее до самого окончания текста.

 

2. Выбирая слова, словосочетания, понятия и т.д. из правой колонки п. 1 составляется новый текст, передающий смысл и колорит старого.

Например:

- «Кучевые облака, насыщенные влагой низко проплывали над невысокими таежными скалами и холмами. Сквозь редкие разрывы между ними в лучах заходящего солнца разноцветно поблескивала мелкая ледяная пыль. Колея, проложенная по льду замерзшей реки, повторяла все повороты русла, упираясь в горизонт. Иногда порывами легкого ветра по ней проносило облачка снега….» и т.д.

 

3. Сравниваются два варианта текста, и дается самооценка и оценка группы нового варианта текста. Оценивается передача содержательной и образной информации, колорит повествования и т.д. При этом, в случае необходимости, автор нового текста по ходу обсуждения дает пояснения, опираясь на свой вариант п.1.

 

Творческая работа «Игра в слова»

Занятие 1

Для проведения занятия группа испытуемых составляет общий список актуальных и интересных тем для рассмотрения и обсуждения, после чего разбивается на подгруппы по 3 – 5 человек.

Например – «футбол; спорт; фигурное катание; дискотека; танцы; машины; байкеры; наркотики; Гринпис; …».

 Список тем также разбивается по количеству получившихся групп и, с помощью обычной жеребьевки, распределяется между группами – участниками занятия (№1 – «футбол, дискотека, Гринпис»; №2 – «фигурное катание, машины, наркотики»; №3 – «спорт, танцы, байкеры»…). Затем каждая группа, в соответствии с доставшимися им темами, составляет колонку ключевых (характерных, знаковых, определяющих понятие…) слов, словосочетаний, понятий и пр., объясняя их толкование. Например:

Футбол – спортивная командная игра в мяч и т.д.;

Вратарь – спортсмен, игрок команды, защищает свои ворота, всеми доступными способами, в рамках правил, препятствует попаданию мяча в свои ворота;

Судья - …

Танцзал - …

Ди-джей - …

 И так далее.

 Работа проводится на время (10 – 25 минут). По истечении контрольного времени, получившиеся колонки зачитываются всей группе и обсуждаются, при этом выбраковываются все некорректные, не соответствующие темам, малоинформативные или неинтересные слова, то есть оценке подвергается не только количественный, но и качественный показатель.

Занятие 2

Группы обмениваются темами и написанными списками слов и в соответствии с новым заданием пишут свои тексты на заданные темы с обязательным использованием всего исходного материала. В тексте приветствуется наличие динамики изложения, действие, последовательность и т.д.

 

Занятие 3

После написания текста, группа разыгрывает мини-сценку, инсценирующую написанный текст.

 

В конце проводится самоанализ и коллективный анализ работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: