Цель: развитие рефлексивных и эмпатийных способностей и навыков участников группы тренинга.
В процессе работы со студентами выполняются следующие упражнения:
o игровая разминка «Мостик-диагностик»;
o упражнение «Многоликое «Я»;
o упражнение «Это Я?»;
o упражнение «Угадывание по ассоциациям»;
o упражнение «Внутреннее состояние»;
o упражнение «Определи состояние».
Упражнения на развитие коммуникативных и прогностических навыков и умений участников группы
Цель: развитие коммуникативных и прогностических навыков и умений участников группы.
В процессе работы со студентами выполняются следующие упражнения:
o упражнение «Первое впечатление»;
o упражнение «Невербальный контакт»;
o упражнение «Пум-пум-пум»;
o упражнение «Кто этот человек?».
Литература: 1, 3, 5, 6, 13
Тема 4. Основные психолого-акмеологические подходы к развитию профессиональной и личностной креативности
Самоопределение участников
Этап 1. Состоит из 6 занятий по 4 ак. часа, объединенных одной темой.
|
|
Вводная беседа
Цель – ненавязчиво настроить аудиторию на серьезную творческую работу, несмотря на кажущуюся легкость исполнения задания.
Задача – объяснить слушателям смысл и технологию проведения занятия.
Выбор темы для творческой работы
Для проведения занятия аудитории предлагается самостоятельно выбрать определенную тему, но, в то же время, общего характера, позволяющую настроиться на «философский» лад.
Предлагаемые темы:
Занятие 1: дорога, путь, путешествие, стезя, направление и т.д.
Занятие 2: огонь, пламя, горение, жар, жертвенность и т.д.
Занятие 3: деньги, нумизматика, стяжательство, тяжба, корысть, корыстолюбие, златострастие и т.д.
Занятие 4: власть, лидерство, признание, вождь, сила, слава и т.д.
Выполнение задания
1. После выбора определенной темы каждый слушатель самостоятельно составляет свой ассоциативный ряд по данной теме из всех случайно возникших в голове понятий, явлений, слов, словосочетаний и пр. Задача слушателя записывать возникающие по теме ассоциации не задумываясь, не обращая внимание на закономерности, упорядоченность, взаимосвязи и пр., а свободно отражать на бумаге все, что приходит в голову.
2. Ассоциативный ряд прорабатывается таким образом, чтобы убрать из него все повторы слов, все, что автор посчитает на данный момент, незначительным, второстепенным, неважным и т.д.
3. Используя оставшиеся в ряду слова, написать сочинение в произвольной форме (рассказ, эссе, сочинение, сказка и т.д.). Объем работы на первом этапе не имеет значения.
4. По желанию автора заслушивается его работа с последующим обсуждением, при котором сначала проговаривается самооценка автором своей работы. Затем работу оценивает аудитория с детальным обсуждением текста с точки зрения колоритности изложения, подстрочного (скрытого) смысла.
|
|
5. Если текст позволяет – группой проводится попытка визуализировать его посредством коллективной переработки в некий сценарий с распределением ролей среди заинтересованной аудитории с последующим проигрыванием миниатюры. При этом, учитывая естественный недостаток времени и общую неподготовленность, необходимо иметь ввиду то, что в результате полученная сцена (реприза) будет носить слабый, «любительский» характер. Данное действие позволяет не только заинтересовать и увлечь аудиторию, но и развивает творческие способности личности, формирует партнерские и дружеские отношения в группе.
Занятие 5
После того, как настрой на творческую работу в группе полностью сформирован, задание усложняется.
Каждому участнику предлагается, используя свои знания, наглядно показать свое состояние (настроение) до начала и в конце занятия, Внутреннее настроение и состояние до начала занятий фиксируется для последующего сравнения и обсуждения. В остальном – занятие проводится по вышеизложенной методике. Главное преимущество данной работы заключается в том, что все или большинство участников занятия будут находиться в привычном для себя пространстве творческого самовыражения и самопроявления, что будет способствовать повышению эффективности работы в аудитории.
Занятие 6
Участники занятия делятся на подгруппы. Каждой из подгрупп предлагается самостоятельно выбрать тему дальнейшей работы и по вышеоговоренной технологии проработать ее самостоятельно. На выходе должна получиться сцена (миниспектакль, реприза и т.д.) по качественным показателям даже для непрофессиональных актеров вполне очевидная. Сравнив зафиксированные результаты предыдущего исследования с настоящим, испытуемые неизбежно должны определить очевидный позитивный результат предлагаемой работы, упражнения.
Литература: 1, 3, 5, 8, 18, 25
Тема 5. Психолого-акмеологические технологии развития креативного компонента акмеологической культуры
Творческие задания по развитию креативности проводятся в рамках представленных учебных программ. Они, как правило, проводятся на протяжении нескольких учебных сессий (пар). Их отличает более глубокая, по сравнению с упражнениями, проработка заданной темы.