Упражнения на развитие рефлексивных и эмпатийных способностей и навыков участников группы тренинга

  Цель: развитие рефлексивных и эмпатийных способностей и навыков участников группы тренинга.

В процессе работы со студентами выполняются следующие упражнения:

o игровая разминка «Мостик-диагностик»;

o упражнение «Многоликое «Я»;

o упражнение «Это Я?»;

o упражнение «Угадывание по ассоциациям»;

o упражнение «Внутреннее состояние»;

o упражнение «Определи состояние».

 

Упражнения на развитие коммуникативных и прогностических навыков и умений участников группы

Цель: развитие коммуникативных и прогностических навыков и умений участников группы.

В процессе работы со студентами выполняются следующие упражнения:

o упражнение «Первое впечатление»;

o упражнение «Невербальный контакт»;

o упражнение «Пум-пум-пум»;

o упражнение «Кто этот человек?».

Литература: 1, 3, 5, 6, 13

Тема 4. Основные психолого-акмеологические подходы к развитию профессиональной и личностной креативности

 

Самоопределение участников

Этап 1. Состоит из 6 занятий по 4 ак. часа, объединенных одной темой.

 

Вводная беседа

Цель – ненавязчиво настроить аудиторию на серьезную творческую работу, несмотря на кажущуюся легкость исполнения задания.

Задача – объяснить слушателям смысл и технологию проведения занятия.

 

Выбор темы для творческой работы

Для проведения занятия аудитории предлагается самостоятельно выбрать определенную тему, но, в то же время, общего характера, позволяющую настроиться на «философский» лад.

Предлагаемые темы:

Занятие 1: дорога, путь, путешествие, стезя, направление и т.д.

Занятие 2: огонь, пламя, горение, жар, жертвенность и т.д.

Занятие 3: деньги, нумизматика, стяжательство, тяжба, корысть, корыстолюбие, златострастие и т.д.

Занятие 4: власть, лидерство, признание, вождь, сила, слава и т.д.

 

Выполнение задания

1. После выбора определенной темы каждый слушатель самостоятельно составляет свой ассоциативный ряд по данной теме из всех случайно возникших в голове понятий, явлений, слов, словосочетаний и пр. Задача слушателя записывать возникающие по теме ассоциации не задумываясь, не обращая внимание на закономерности, упорядоченность, взаимосвязи и пр., а свободно отражать на бумаге все, что приходит в голову.

2. Ассоциативный ряд прорабатывается таким образом, чтобы убрать из него все повторы слов, все, что автор посчитает на данный момент, незначительным, второстепенным, неважным и т.д.

3. Используя оставшиеся в ряду слова, написать сочинение в произвольной форме (рассказ, эссе, сочинение, сказка и т.д.). Объем работы на первом этапе не имеет значения.

4. По желанию автора заслушивается его работа с последующим обсуждением, при котором сначала проговаривается самооценка автором своей работы. Затем работу оценивает аудитория с детальным обсуждением текста с точки зрения колоритности изложения, подстрочного (скрытого) смысла.

5. Если текст позволяет – группой проводится попытка визуализировать его посредством коллективной переработки в некий сценарий с распределением ролей среди заинтересованной аудитории с последующим проигрыванием миниатюры. При этом, учитывая естественный недостаток времени и общую неподготовленность, необходимо иметь ввиду то, что в результате полученная сцена (реприза) будет носить слабый, «любительский» характер. Данное действие позволяет не только заинтересовать и увлечь аудиторию, но и развивает творческие способности личности, формирует партнерские и дружеские отношения в группе.

 

Занятие 5

После того, как настрой на творческую работу в группе полностью сформирован, задание усложняется.

Каждому участнику предлагается, используя свои знания, наглядно показать свое состояние (настроение) до начала и в конце занятия, Внутреннее настроение и состояние до начала занятий фиксируется для последующего сравнения и обсуждения. В остальном – занятие проводится по вышеизложенной методике. Главное преимущество данной работы заключается в том, что все или большинство участников занятия будут находиться в привычном для себя пространстве творческого самовыражения и самопроявления, что будет способствовать повышению эффективности работы в аудитории.

 

Занятие 6

Участники занятия делятся на подгруппы. Каждой из подгрупп предлагается самостоятельно выбрать тему дальнейшей работы и по вышеоговоренной технологии проработать ее самостоятельно. На выходе должна получиться сцена (миниспектакль, реприза и т.д.) по качественным показателям даже для непрофессиональных актеров вполне очевидная. Сравнив зафиксированные результаты предыдущего исследования с настоящим, испытуемые неизбежно должны определить очевидный позитивный результат предлагаемой работы, упражнения.

Литература: 1, 3, 5, 8, 18, 25

 

Тема 5. Психолого-акмеологические технологии развития креативного компонента акмеологической культуры

Творческие задания по развитию креативности проводятся в рамках представленных учебных программ. Они, как правило, проводятся на протяжении нескольких учебных сессий (пар). Их отличает более глубокая, по сравнению с упражнениями, проработка заданной темы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: