Творческая работа «Структура построения эффективного материала»

 

Для проведения занятия ведущий просит участников принести с собой некоторое количество разнообразных источников печатных средств массовой информации (научно-исследовательские, профессиональные, образовательные, развлекательные, «желтые» и т.д.). Занимаясь с собственными газетами и журналами, участники будут находиться в более комфортных рабочих условиях, так как эти источники информации будут корреспондироваться с их осознаваемыми или неосознанными интересами, что в конечном итоге будет способствовать эффективности проведения занятия в целом.

В начале занятия ведущий ставит перед группой задачу, ознакомившись с источниками, выбрать из них несколько материалов (3 -6), отвечающих следующим требованиям, а именно - примерно одинакового объема, но различными с точки зрения жанрового исполнения, содержательности, идеологической направленности и т.д. Затем:

1 - выбрав один из них, проанализировать его с точки зрения построения, разбив на возможные структурные составляющие.

2 - Далее необходимо дать характеристику каждой образовавшейся части (для наглядности, можно составить таблицу): как называется (если это слушателю известно, например: «заголовок», «Лид», «основной абзац», «введение», «основная часть», «заключение»), какова смысловая нагрузка этой части (например – «назвать материал»; «показать наиболее ценную информацию, квинтэссенцию повествования» и т.д.), какие цели преследовал автор при ее построении, и какие задачи возлагал. По каким признакам текст можно разделить на эти части и что объединяет их в единый материал.

3 – Произвести аналогичные действия с оставшимися текстами.

4 – Проанализировать получившиеся таблицы. Определить, что главным образом объединяет эти разные по всем качественным показателям материалы? Прокомментировать свою точку зрения и обосновать ее. Объяснить свой вывод.

По ходу всего занятия ведущий контролирует его ход и, при необходимости корректирует и подсказывает путь логического построения следственных взаимосвязей, добиваясь при этом, чтобы слушатели приходили к своим выводам самостоятельно.

Подводя итоги занятия ведущий наглядно показывает на различных примерах (можно графически) справедливость вывода слушателей о правиле единства структурного построения текста.

 

 


Иногда, в виде исключения, структура журналистского текста может несколько видоизменяться. Это делают тогда, когда автору необходимо, например, акцентировать внимание читателя на каком то определенном участке материала или создать впечатление «сопричастности» в рассмотрении и обсуждении проблемы.

 





double arrow
Сейчас читают про: