Тренинговая процедура «Правила группы»

Группе предлагается выбрать из предложенных тренером правил внутреннего взаимодействия всего шесть, которые посчитают наиболее важными и приемлемыми для ее работы:

q активность (результаты тренинга для каждого зависят от его личной активности во всем, что происходит в группе);

q «здесь и сейчас» (говорить от своего имени о том, что происходит в данный момент на занятии);

q искренность (достоверно, если решился, сообщать о том, что почувствовал, пережил, воспринял и понял);

q конфиденциальность (не распространять информацию о жизни группы);

q слушать, не перебивая (дать возможность другому высказать свою точку зрения до конца и только после этого предлагать свое мнение);

q «не критикуй и не оценивай» (старайся понять чужое мнение, воспринять его и «разрешить» ему быть таким, какое оно есть);

q ответственность (каждый в равной мере разделяет ответственность за происходящее на занятиях и за результаты обучения в группе тренинга);

q персонификация (говорить от своего имени и не говорить о коллегах в третьем лице).        

Обсуждение и принятие решения происходит в общегрупповом обсуждении.

 

Знакомство и осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления, барьеры и этапы креативного процесса

Второй этап работы посвящен знакомству с понятием креативности (что такое креативность, каковы ее проявления, барьеры и этапы креативного процесса). Данный этап позволяет перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности и ее феноменах в целостные, достаточно детализированные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга. Задания и упражнения данного этапа направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния. Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного процесса, а также основные характеристики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждающих находить креативные решения или способы поведения.

 

Упражнение 1. «Осознай свой опыт»

Цель: это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность, а также некоторых барьеров, блокирующих ее проявление.

 

Упражнение 2.

Цель: это упражнение способствует осознанию проявлений креативности, что дает возможность тренеру в дальнейшем предложить участникам группы ориентировочную основу с перечнем этих проявлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке.

 

Упражнение 3.

Цель: это упражнение позволяет участникам группы через описание противоположности осознавать, что такое креативность и в чем она проявляется.

 

Упражнение 4. «Барьеры креативности»

Цель: это упражнение, прежде всего, направлено на осознание барьеров креативности. Оно также дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению креативности.

Упражнение 5. «Наши стереотипы и шаблоны»

Цель: выявление привычек, стереотипов шаблонов мышления и поведения участников, умение осознавать те из них, которые тормозят развитие, поиск новых решений.

Литература: 1, 3, 5

 

Тема 2. Акмеологические условия и факторы творческой деятельности

Развитие креативности

Третий этап работы группы включает развитие креативности участников. Упражнения, включенные в этот раздел, посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д. Кроме того, сюда же вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.

Упражнение 1

Цель: упражнение направлено на развитие беглости мышления.

Упражнение 2.  «Загрузи баржу» 

Цель: данное упражнение направлено на развитие двух характеристик креативности – беглость мышления (через скорость извлечения информации из памяти) и самообладание в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих.

Упражнение 3.  «Н Г О К»

Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Упражнение 4

Цель: упражнение направлено на развитие гибкости мышления.

 

Упражнение 5. «Создай свою примету»

Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, оригинальности мышления.

 

Упражнение 6

Цель: способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

 

Упражнение 7

Цель: это упражнение позволяет участникам группы обнаружить новые, неожиданные для них ракурсы рассмотрения своих собственных проблем, расширяет границы видения мира и себя в этом мире, развивает гибкость мышления.

 

Упражнение 8.  «Нерешенная проблема»

Цель: развитие креативности участников.

Участники группы сидят по кругу.

 

Литература: 1, 3, 5, 8

Тема 3. Психологические предпосылки проблемы творчества

 Личностная поддержка участников тренинга

Еще одним важным этапом в работе представляется работа, направленная на личностную поддержку участников тренинга. Результатом проведения упражнений этого этапа является более полное представление участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности. Все это в совокупности увеличивает «устойчивость» личности, «площадь» ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидательного взаимодействия с другими людьми и миром.

 

Упражнение 1

Цель: это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Упражнение 2

Цель: научить давать положительную обратную связь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: