Модели, которые количественно определяют точку возобновления заказа (reorder point — ROP), включают предполагаемый спрос (потребность) на время исполнениязаказа и, возможно, небольшой резервный запас, чтобы предотвратить риск исчерпания запасов во время исполнения заказа.
Основная задача менеджера — сделать заказ в тот момент, когда объем наличных запасов достаточен для удовлетворения спроса в течение времени, необходимого для получения этого заказа (т.е. времени исполнения заказа). Существуют четыре детерминанты, определяющие количество запасов в точке возобновления заказа:
1) уровень спроса/темпы потребления (обычно на основе прогноза);
2) продолжительность времени исполнения заказа;
3) показатель возможного изменения спроса и/или времени исполнения заказа;
4) приемлемая для руководства предприятия степень риска исчерпания запасов.
Когда показатели спроса или времениисполнения заказа подвержены изменениям, то возникает необходимость создавать и поддерживать дополнительный запас, чтобы уменьшить риск исчерпания ресурсов (stock-out) в период исполнения заказа. Этот запас называется резервным.
Уровень обслуживания (сервисный уровень) – вероятность того, что в период исполнения заказа спрос не превысит наличный заказ
Создание и поддержание резервного запаса стоит немало денег, поэтому менеджер должен тщательно взвесить соотношение: поддержание резервного запаса/риск исчерпания ресурсов за счет резервного запаса. Следует помнить, что снижение риска исчерпания ресурсов ведет к повышению уровня обслуживания потребителей. Уровень обслуживания можно определить как вероятность того, что спрос не превысит наличные запасы в период исполнения заказа (т.е. объем наличных запасов достаточен для удовлетворения спроса).
Следовательно, уровень обслуживания, равный 95%, предполагает 95%-ю вероятность того, что оставшихся наличных запасов будет достаточно для работы в период исполнения заказа.