Текст 3 Древнее мастерство

Текст 1

Великий урок Толстого

Лев Николаевич Толстой впервые вошёл в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пленили воображение. Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей. Созданные более века назад «Севастопольские рассказы» наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. Огромный талант и мужество художника дали великому Толстому право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношения с постоянно ускользающей правдой. Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность, а его грандиозный талант превращал её в непременного героя его художественной прозы. Наверное, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности… чем наука». Несколько парадоксально звучат в наш век научно-технической революции и покорения космоса эти его слова, но глубокий их смысл не может не разделить каждый серьёзный писатель или думающий читатель. Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и


опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Вся жизнь Толстого — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?

405 слов                                                                  По В. Быкову*

*Васи́ ль Влади́ мирович Бы́ ков (1924-2003) — белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР. Герой Социалистического Труда. Народный писатель Беларуси. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, заменив 1-е лицо повествования на 3-е.

Дополните текст изложения размышлениями о том, насколько мучителен бывает путь к самому себе, цели своей жизни.



Текст 2 Горький

Большая часть моего общения с Горьким протекла в обстановке почти деревенской, когда природный характер человека не заслонен обстоятельствами городской жизни.

День его начинался рано: он вставал часов в восемь утра и, выпив кофе и проглотив два сырых яйца, работал без перерыва до часу дня. В час полагался обед, который с послеобеденными разговорами растягивался часа на полтора. После этого Горького начинали вытаскивать на прогулку, от которой он всячески уклонялся. После прогулки он снова кидался к письменному столу — часов до семи вечера. Стол всегда был большой, просторный, и на нём в идеальном порядке были разложены письменные принадлежности. Алексей Максимович был любитель хорошей бумаги, разноцветных карандашей, новых перьев и ручек

— стило никогда не употреблял. Тут же находился запас папирос и пёстрый набор мундштуков — красных, желтых, зелёных.

Часы от прогулки до ужина уходили по большей части на корреспонденцию и на чтение рукописей, которые присылались ему в несметном количестве. На все письма, кроме самых нелепых, он отвечал немедленно. Все присылаемые рукописи и книги, порой многотомные, он прочитывал с поразительным вниманием и свои мнения излагал в подробнейших письмах к авторам. На рукописях он не только делал пометки, но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания. Так же поступал он и с книгами: с напрасным упорством усерднейшего корректора исправлял в них все опечатки. Случалось — он то же самое делал с газетами, после чего их тотчас выбрасывал.

Часов в семь бывал ужин, а затем — чай и общий разговор.

Около полуночи он уходил к себе и либо писал, облачаясь в свой красный халат, либо читал в постели, которая всегда у него была проста и опрятна как-то по-больничному. Спал он мало и за работою проводил в сутки часов десять, а то и больше. Ленивых он не любил и имел на то право.

На своем веку он прочел колоссальное количество книг и запомнил всё, что в них было написано. Память у него была изумительная.

От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до Максима Горького, писателя с мировой известностью, — огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант Горького. Казалось бы, сознание достигнутого да ещё в соединении с постоянной памятью о «биографии» должны были дурно повлиять на него. Этого не случилось. В отличие от очень многих, он не гонялся за славой и не томился


заботой о её поддержании; он не пугался критики, не испытывал радости от похвалы любого глупца или невежды; он не искал поводов удостовериться в своей известности, потому что она была настоящая, а не дутая; он не страдал чванством и не разыгрывал, как многие знаменитости, избалованного ребёнка.

Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький.

433 слова                                                                В. Ф. Ходасевич*

* Ходасевич Владислав Фелицианович (1886-1939) – русский поэт, переводчик. Выступал также как критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-го лица.

Дополните текст рассказом о человеке, который, как и М. Горький, «носил свою славу с … умением и благородством».



Текст 3 Древнее мастерство

Человек, рождённый талантливым, с искрой в душе, пережив детство,

неминуемо становился подмастерьем, а потом уж и мастером. Плотником ли, сапожником, гончаром ли, но мастером обязательно. Мастерство передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. Иногда определённое дело из века в век процветало в отдельной деревне и даже целой волости.

«Не боги делают горшки, а те же … мужики», — говорилось о гончарах. Такие волости и деревни были раскиданы по всему необъятному русскому Северо-Западу. Не мешая друг другу и соревнуясь в качестве, они снабжали народ посудой.

Пословица о гончарах, как и все настоящие пословицы, неоднозначна. «Не боги делают горшки...» Конечно же, не боги, а люди. Но человек в стремлении к божеству становился мастером, и только тогда перед ним раскрывалась тайна художества.

Суметь — ещё не значило суметь сделать. Мастерство, как правило, приобреталось не в борьбе с окружающей природой, а в содружестве с нею. Так, если вблизи деревни природа не припасла обычной глины, люди вообще не будут заниматься гончарным делом. Хорошая глина, тяжёлая, словно свинец, очень вязкая, тягучая, сама льнёт к пальцам. Но это же свойство — льнуть — оборачивается и дурной стороной: пальцы должны быть свободными, а материал цепляется к ним, поэтому гончару, как и печнику, постоянно нужна вода. И фантазия. И терпение. И ещё что-то, что не имеет пока названия. Особенно необходимо это при обжиге, когда огонь, вернее ровный, спокойный жар, закрепляет всё сделанное из мокрой глины руками и фантазией.

Когда человек дарит изделию способность издавать звон, глина приобретает собственный голос... Посуда могла быть облитой и необлитой, с узором или без него. Обливали специальным составом. Высохшее изделие блестело от глянца. Зимой, когда дорога становилась ровной и спокойной, гончар рядами складывал посуду в розвальни. Чтобы она не билась, перекладывали соломой. Въезжая в чужую деревню, продавец заманивал ребятишек и за пряники поручал им побегать и покричать по деревенским избам, потому что двойные зимние рамы не позволяли услышать, что творилось на улице. Через короткое время подводу окружали шумные хозяйки, образовывалась толпа.

Чем же торговали гончары? Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, сосуды с узкими горлами назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, облитая глазурью по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. Горшки всяких размеров, мелкие ставцы,


поставцы или кашники использовались для варки пищи и разлива молока, оставленного на сметану и простоквашу. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках — широких и глубоких глиняных тарелках — жарили-парили еду для будней и праздников. Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлики и олени врывались в детскую жизнь. Не может быть никакого сомнения в том, что каждый настоящий мастер, гончар-художник, радовался больше не самой выгоде, а тому, как встречают его в чужой деревне.

445 слов                                                                  По В. Белову*

 

* Василий Иванович Белов — русский писатель и поэт, один из крупнейших представителей

«деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Поразмышляйте над тем, что нового вы узнали о древнем искусстве – гончарстве; согласны ли вы с автором, что «не может быть никакого сомнения в том, что каждый настоящий мастер, гончар-художник, радовался больше не самой выгоде, а тому, как встречают его в чужой деревне».



Текст 4

За всё в ответе

Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки, седоватые волосы вьются буйно и молодо над широким лбом, а глаза чуть прищурены, улыбаются насмешливо и проницательно, всё видя, всё понимая… Глаза у отца были тёмно-синие, а на фотографии они совсем чёрные, южные, очень живые.

Старые знакомые часто говорят матери:

− Сын стал очень похож на отца. Вылитый Пётр Андреевич!

Вадиму приятно это слышать: ему хочется быть похожим на отца. А Вера Фадеевна, улыбаясь грустно и сдержанно, отвечает:

− Да, много общего есть…

Отец погиб в начале войны, в декабре сорок первого года. Это была его третья война, хотя профессия у отца была самая мирная − учитель. Последние пятнадцать лет он работал директором школы. И‚ когда отец вместе с другими ополченцами уезжал на фронт − это было в июле на Белорусском вокзале − провожать его пришло много учителей и школьников. Они стояли вокруг отца шумной, тесной толпой, говорили, перебивая друг друга, тёплые прощальные слова, а завуч, седенькая старушка в очках, даже всплакнула, и отцу пришлось утешать её. Сам он был спокоен, говорил шутливо:

− Я же с немцами третий раз встречаюсь. Третий раз не страшно… Вадиму непривычно и странно было видеть отца в тяжёлых солдатских

сапогах, со скаткой шинели на плече, в пилотке.

Прощаясь с Вадимом, отец сказал:

− Главное − крепко верить, сынок. Это самое главное в жизни. Крепко верить − значит наполовину победить.

И сильно, по-мужски сжав руку Вадима, добавил вполголоса:

− Мать береги! Ты, брат, глава семьи теперь, опора…

Когда возвращались с вокзала, Вадим первый раз взял маму под руку. Всю дорогу молчал. Он думал о словах отца. Значит, он уже не мальчик, а глава семьи, отец поручил ему беречь мать. Да, теперь начнётся для Вадима новая жизнь, полная забот и ответственности. И Вадим раздумывал: когда же и с чего именно начинать ему эту новую жизнь?

А на следующей неделе «глава семьи» тайком от семьи пошёл в военкомат и попросился на фронт. Ему отказали, так как у него ещё не было паспорта.

Наступил сентябрь. Вадим должен был бы заканчивать в этом году десятый класс. Но занятий всё не было. Он поступил в молодёжную пожарную команду и два месяца трудился: ночью стоял на дежурстве, тушил зажигалки,


ловил ракетчиков, а днём работал вместе со всей командой на дровяном складе, на разных вокзалах, чаще всего на речном − разгружал баржи с боеприпасами. Спать приходилось мало.

Стоя осенней ночью у чердачного окна в каком-нибудь доме на Полянке или на Коровьем валу, глядя на вспышки зениток в небе и мгновенно возникающие розовые нити трассирующих пуль, Вадим проникался новым ощущением: он был уже опорой не только семьи, но и всей своей улицы, всего района, десятков и сотен семей, невидимо спящих или бодрствующих в кромешном мраке затемнённого города. Он отвечал за жизни тысяч людей, за целость их домов. Позже, на фронте, это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу.

 

493 слов                                                        По Ю.В. Трифонову*

 

 

* Трифонов Юрий Валентинович (1925-1981) – русский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в СССР.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, предавая содержание текста от 3-го лица. Дополните текст рассуждением о том, кто такой глава семьи и почему он

«за всё в ответе».



Текст 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: