Миропонимание формируется из нескольких «фокусов» Точек зрения, формирующихся на базе традиций определенных культурных общностей. Эта сформированная из разных «фокусов» голограмма создает впечатление единства ментальности той или иной культурной общности, но это видимость. Сами «фокусы» пространственно расположены в ландшафтном пространстве культуры, они имеют свои «горизонты» и углы «перспектив». Есть разные констелляции «фокусов». Они находятся либо «высоко или низко», либо «далеко или близко», либо «налево или направо». Основы феноменологии дистанций заложены в феноменологии М. Мерло-Понти, но он не дал её развернутого понимания, и постоянно уходил при рассмотрении систем дистанцирования субъекта в психологизм, тогда как феноменология дистанций имеет дело со смысловыми, ценностными аспектами человеческого миропонимания.
Есть еще интересный момент. Известно этимологическое родство глагола «смотреть» с глаголом «гнуть». Английское «look» имеет общее происхождение с русским «лук», которое…
|
|
Все познание реального основано на взгляде. Взгляд – это синтез идеального и реальности.
ПЕРСПЕКТИВА
Основателем философской теории перспективизма можно считать Х. Ортега-и-Гассета. Он писал: «Каждая жизнь есть точка зрения на вселенную» (Ортега-и-Гасеет Х. Что такое философия?. М. 1991. С.47).
«..реальность, подобно пейзажу, обладает бесконечностью перспектив, и все они равно правдивы и достоверны. Единственной ложной перспективой является та, что претендует на уникальность. Иначе говоря, ложна утопия – истина без местоимения, видимая с «никакого» места. Утопист – а сущностью рационализма является утопизм – это тот, кто блуждает больше всех остальных, ибо является человеком, который не хранит верности своей точке зрения, дезертирует со своего поста» (Ортега-и-Гасеет Х. Что такое философия?. М. 1991. С.48).
1. ГОРИЗОНТ
Часто говорят о каком-то мудреце, что он был слеп, но видел значительно дальше, чем зрячие. Это можно, в частности, отнести к почти слепому «Сократу» русской философии П. Л. Лаврову. Т.е. ясно, что это умственное видение – «эйдос» (он по-гречески переводится не только как «вид», но и как «видение») не имеет отношение в реальному зрительному восприятию. И именно это «видение» – его глубина, возможность «дивинации» (предсказания) посредством этого «эйдоса», дальность и напористость эпикурейского «образного броска мысли» определяются горизонтом мысли Философа. Если его горизонт узок и низок, то его «образный бросок мысли» слаб.
У Гуссерля в «Картезианских размышлениях» есть интересное высказывание, которое посвящено анализу интенциональности сознания и проясняет нам концепт – «горизонт понимания»: «Каждое переживание имеет горизонт, меняющийся вместе с изменением объемлющей это переживание взаимосвязи сознания и со сменой фаз его собственного протекания, интенциональный горизонт, в котором осуществляются отсылки к открытым для самого переживания потенциальностям осознания» (7, с.377). И этот горизонт понимания – есть полет воображения, дальность которого обусловлена местом и типом полюса понимания (традиции), который задает маршрут, направление и дальность этого «броска».
|
|
Имре Лакатос говорил о научно-исследовательской программе
Весь мир определяется лишь тем горизонтом, который задает видение мира, и, как подчеркивал Х. Ортега-и-Гассет: «… сведение мира к горизонту ничуть не уменьшает его реальности. Мир соотносится с живым субъектом, принадлежит ему, локализуется в жизненном потоке, текущем от народа к народу, от поколения к поколению, от индивида к индивиду в процессе овладения универсальной реальностью» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.49)
«Всякое понятие можно рассматривать как точку, которая, как точка зрения наблюдателя, имеет свой горизонт, т.е. определенное множество вещей, которые можно представить и как бы обозреть из этой точки» (Т.3 С.562).
Далее Кант подчеркивает: «Необходимо, чтобы внутри этого горизонта можно было указать бесчисленное множество точек, из которых каждая в свою очередь имеет более узкий кругозор; иными словами, всякий вид содержит в себе подвиды согласно принципу* спецификации, и логический горизонт состоит лишь из меньших горизонтов (подвидов), а не из точек, не имеющих никакого объема (не из индивидуумов). Но для различных горизонтов, т.е. родов, определяемых столькими же понятиями, можно мыслить себе общий горизонт, из которого, как из средоточия, все они обозримы, и этот горизонт есть более высокий род, а высший род в конце концов есть всеобщий и истинный горизонт, определяемый с точки зрения высшего понятия и охватывающий собой все многообразие как роды, виды и подвиды» (Т.3. С.562-563).
ПЛОСКОСТИ ЗРЕНИЯ
ВЕРШИНА ПОНИМАНИЯ
БРОСОК МЫСЛИ
Горизонт понимания – это полет воображения, дальность которого обусловлена местом и типом полюсом понимания (традиции), которая задает маршрут, направление этого полета мысли. В эпистемологии Эпикура встречаются загадочные «броски мысли» как способ познания. Вот что он писал в письме Геродоту: «..главным признаком совершенного и полного знания является умение пользоваться бросками мысли, [а это бывает, когда все] сводится к простым основам и словам. Ибо кто не может в кратких словах охватить все, что изучается по частям, тот не может познать толщу всего охватываемого» (Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.407). Именно горизонт понимания и есть «дистанция броска мысли», которая задается уровнем высоты полюса понимания.
2. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Известна аналогия Лейбница о «волшебном фонаре».
3. ТРАДИЦИЯ КАК ФОКУС
Но традиция – это концепт, который всегда рассматривается как некое частное явление
«Точка зрения» всегда формируется только, исходя из той или иной традиции, которая «освящает» со своей Точки зрения явление.
БЛУЖДАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ
1. ВЫСОКО – НИЗКО
Данная установка основана на исходных мифологических оппозициях «Неба» и «Земли».
ВЫСОКО: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ФАВОРСКОГО СВЕТА
(МОЛИТВА КАК РАСКРЫТИЕ ГОРИЗОНТА
ИСИХАЗМ
ГОТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ)
НИЗКО: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КИНИЧЕСКОГО РАЗУМА
(ТАЙНА ТЕЛА
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ТАЙНИКИ ДУШИ
|
|
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НИГИЛИЗМА)
Если рассматривать феноменологические расположенности «высоко-низко», то мы знаем, что существует феноменологический фокус «низкого», который рассматривает явления с «низкой точки зрения», понимая все «нигилистически», «смакуя непристойности», поддаваясь «соблазну подсматривания». Этот «Соблазн» является ведущим феноменологическим посылом для формирования «безнравственной науки», которая «раздевает» сакральную реальность, покрытую «шифрами» священного «Космоса». Её «низкий» посыл состоит в том, что природа не храм, а мастерская, именно такого рода «извращение» стало распространенным в новоевропейской ментальности, которая получила свое движение в «ауре» итальянского Возрождения, давшего классические образцы разврата и общественной деградации. Сам этот лозунг получил популярность в результате модного увлечения дворян XVII века расчленением трупов животных, которые имели для них «идеологический характер», т.е. такой же характер как расчленение лягушек для типажа «нигилизма» - Базарова. Но есть и «высокая» точка зрения – рассмотрение событий с «Олимпа», где каждое явление расценивается с точки зрения высших «Идеалов» и «Ценностей», эта дистанция «вершин» известна, она взывает к харизматическому поклонению, к героическому и т.д., к соблюдению общественных норм поведения, или, к примеру, норм научного исследования. Эта Точка зрения часто лицемерна, и реальная жизнь состоит в постоянных «скачках» Точек зрения от «низкого» к «высокому» – «маятник жизни» колеблется в интервалах «Низа» и «Верха».
МАЯТНИК ВОСХОЖДЕНИЙ И ПАДЕНИЙ
2. ВПРАВО-ВЛЕВО: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДРУГОГО
Имеется еще феноменологическая расположенность «вправо-влево», предполагающая явление «Другого». Фокус, чтобы встроиться в единую «голограмму», учитывает Точки зрения Других, корректирует свою фокусировку. Практика «встраивания» – очень важна. Собственно вся история культуры Человечества и жизнь человека состоит в решении проблем выработки этих практик встраивания в общую систему. Если мы возьмем мыслителей, то для эффективной мыслительной деятельности необходима свобода мысли, без этого мыслительный процесс невозможен. Но когда мыслитель выходит с результатами своей деятельности в сообщество ученых, то он встречает непонимание, ибо его процесс мышления был индивидуален, - это приводит к конфликтным ситуациям. Это особо выражено в философии. Потому встает дилемма: либо удовлетворяться серому коллективному схоластическому «копательству» по толкованию открытий и мыслей других мыслителей, либо «рвануться во все тяжкие» в свободную мыслительную деятельность, наперед зная, что конфликт с ученым сообществом неизбежен. То же самое в общественной сфере культуры: с одной стороны, общество предполагает формы коммуникаций для жизни, но человек как личность хочет жить своей жизнью, а не жизнью коллектива, потому получается парадокс, - чтобы прожить свою жизнь, он должен не жить своей жизнью. Опять-таки каждый решает эту проблему сам. Идентично и в экономике: во-первых, чтобы она функционировала, нужна личная инициатива, но, с другой стороны, чтобы экономика функционировала, нужна её жесткая организация; во-вторых, - с одной стороны, всегда требуется качественный продукт, но, с другой стороны, для увеличения объема выпуска продуктов нужна унификация и неизбежное при этом ухудшение качества продукта.
|
|
В общем, в результате этих дилемм западное общество пошло по пути рационализации, кодификации и унификации. В области ментальности оно выработало деперсонализированные термины и нормы научного исследования, что, с одной стороны, снижает творческий потенциал, а с другой, - позволяет институализировать человеческую мысль. С общественном устройстве происходит формирование института права, - правовые нормы несовершенны, но факт, что они позволяют регулировать общественные отношения, создавать устойчивые и, самое главное - демократические формы управления. Идентично и в экономике произошли изменения: были выработаны системы мануфактурного производства взамен ремесленному, - ремесленный продукт-«шедевр» совершенен, но, в целях эффективного увеличения объемов производства происходит его упрощение в целях унификации для целей массового производства.
Но этот путь «унификаций» в наше время показывает свою неэффективность. Сейчас эпоха «РазличАния», когда поиск гармонии достигается не путем рациональной унификации, а путем гармонизации разнообразного. Символ этого времени не унификация жизни в «древесной иерархии», а признание наличия «констелляций» (Т.Адорно) разнообразных форм в ментальности, в общественном устройстве и экономике. Сейчас этот факт «разнообразия» банален, но переживался он в 60-х годах XX века достаточно бурно в западноевропейском обществе, допускались «перегибы» анархического характера, и сейчас начинают искаться пути не столько обоснования этого «разнообразия», а, сколько поиски гармонизации этого «разнообразия». Здесь-то как раз, как мне кажется, выступает на первый план проблема «традиции».
Сам анархизм, – этот предтеча «постмодернизма» - идеологии эпохи «Различия», еще в конце XIX века стал искать эти пути гармонизации, апеллируя к первобытности, где, по мнению анархистов, существовала гармония, основанная на свободных ассоциациях, сцементированных традициями. Общество согласно столпу анархизма П. Кропоткину представлялось следующим образом: «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяется не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными. Эти обычаи, однако не должны застывать в своих формах и превращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни, к прогрессу науки и изобретений и к развитию общественного идеала, все более разумного, все более возвышенного» (21, с.287)
Во многом в унисон П. Кропоткину основатель современной традициологии Э. Шилз подчеркивал, что любое демократическое общество испытывает потребность в стабильности и порядку, который имеет, не сколько нормативно-правовой, а именно «традиционный» порядок, который соблюдается бессознательно, по «привычке»: «Свободное общество, раз оно складывается, должно покоится на традиции» (51, р.158). И далее он развивает свою мысль, считая, что «…именно в рамках такой всеми принимаемой традиции, с её способностью к многочисленным интерпретациям и различным акцентам, может сложиться и упрочиться система политической свободы» (51, р.162).
В интересующей нас собственно эпистемологии понимания все это выражается в признании равноправности тех или иных «фокусов» – Точек зрения тех или иных традиций разных культурных общностей и традиций разных форм ментальности внутри этих культурных общностей. Все проблема состоит даже не в признании этой равноправности, а в нахождении устойчивых систем гармонической расположенности этих «фокусов»- Точек зрения, дабы сложилась возможность формирования устойчивой голограммы понимания. И это основная проблема модельной феноменологии – эпистемологической части теории традиции.
3. ДАЛЕКО - БЛИЗКО
ИНТЕРВАЛЬНОСТЬ
Если рассматривать феноменологические расположения «далеко-близко», то тут нам поможет концепция «интервального подхода» профессора Симферопольского университета Ф.В. Лазарева (р.1938). Он совершенно правильно утверждает, что современная квантовая физика уже давно оперирует принципом неопределенности Гейзенберга и принципом дополнительности Н. Бора. Сам наблюдатель – уже не нейтральный наблюдатель, а наблюдатель, который своим «интервалом» наблюдения вносит значительные изменения, что стало явственно заметно при проникновении исследователей в глубины микромира. Но, более того, в зависимости от расстояния субъекта - наблюдателя и наблюдаемого объекта картина понимаемой реальности кардинально меняется: то мы видели непроницаемое вещество, то потом при помощи микроскопа выясняем, что оно состоит из молекул и атомов, - все зависит от «интервала» рассмотрения.
При удалении или приближении меняются картины мира или понимание явления кардинально. Мандельброт приводит пример мотка из ниток («шарик Мандельброта»). Издали шарик кажется гладким, но при приближении выясняется, что он состоит из мотка множества ниток, и он неправильной формы. Такой же эффект наблюдается при измерении периметра побережья: при аэрофотосъемке мы получаем одно численное значение периметра береговой линии, ибо скрываются мельчайшие подробности изгибы береговой линии, но при измерении непосредственно этот периметр может иметь на несколько порядков большее значение.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСТАНЦИИ
Так же и с артефактами культуры. При первом приближении мы видим довольно четкие направления тех или иных социокультурных изменений. Иногда они понимаются нами как прогрессивные или регрессивные, но, при приближении мы видим, что, на самом деле, они не имеют такого характера, часто вообще случайны, и понимались современниками прямо противоположным образом. Если мы, к примеру, понимаем век Перикла как «расцвет» культуры, то современники считали его самым ужасным для греков периодом их истории.
Если мы возьмем, к примеру, сферу менталитета, то при первом приближении выявляем общие направления каких-то идейных традиций, перед нами возвышаются как «айсберги» творцы тех или иных традиций. Но, если присмотримся ближе, то выясняется, что эти творцы традиций часто абсолютно ничтожны как по интеллекту, так и по своим человеческим качествам, что в то время они таковыми не считались, а авторитетны были совершенно иные люди, которые, как сами убеждаемся, были действительно значительно выше по интеллекту и человеческим качествам этих творцов традиций. А часто бывает при более тщательном анализе, что направление их мыслей не было обусловлено какой-то «идеей», которой они «фанатично» следовали, а просто личными «склоками» со своими оппонентами, мелочными и меркантильными интересами, и их направление мысли, ставшее традицией, вообще было чисто случайным.
ОПТИМАЛЬНЫЕ ДИСТАНЦИИ
Как писал об этом эффекте Лейбниц в «Теодицее»: «…прекрасные рисунки представляются чем-то беспорядочным, пока их не удалят до належащей точки зрения или пока на них не будет смотреть сквозь определенное стекло или зеркало. (пар.147) надо развить
Интересен здесь образ «слона» Рамакришны – человек вблизи слона может увидеть только его ноги, и только при отдалении он поймет, что это слон. Так же это имеет значение при рассмотрении культурных явлений в темпоральном измерении – явление адекватно понимается только тогда, когда наблюдатель становится достаточно отдален от изучаемого явления по времени, - если же он находится в ближайшем отдалении от этого времени, или же находится в самой «гуще» событий, то он не в состоянии понять его адекватно. Поэтому традиционная «дистанция» мыслителя от реальности, хотя и вызывает нарекания, крайне важна и необходима. Мыслитель должен быть «не от мира сего», - таким способом достигается максимально возможная объективность исследования. Он при исследовании не должен участвовать активно в формах общественной коммуникации, и только таким способом, как не странно, он получит возможность внести активную лепту в саму общественную жизнь. Потому-то традиционно считается, что истинный философ – это «отшельник-маргинал», что «женатый философ – это недоразумение» (Ницше) и т.д..
2. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ УЗОРЫ СКЛАДЧАТЫХ ТРОП
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ
АНАМОРФОЗЫ
ГОЛОГРАММЫ ОБРАЗА
Наиболее полноценное понимание явление возможно только посредством рассмотрения явления-события с разных сторон, формируя голографическую картину понимания явления-события при помощи рассмотрения с разных позиций. Философия Ландшафта - это «тысычеглазый Аргус», а не убогий «одноглазый Циклоп».
В. Налимов пишет следующее: «Мы должны признать, что вместе с ростом науки растет и наше незнание – не вульгарное, невежественное, а рафинированное, научно раскрываемое. Научный релятивизм, находящий свое выражение в множестве равноправных, но несовместимых гипотез, непрестанно расширяет спектр нашего познания. Мы начинаем видеть Мир через множество разноликих образов, доступных нашему сознанию. Знание, основанное на расширяющемся незнании, - это совсем особое знание, оно внекатегориально, оно не опровергаемо, а только расширяемо» (34, с.30). Т.е. целостный взгляд на явление возможен только на основе синтеза многообразных Точек зрения. Мнение, что сознание монополярно, ошибочно, еще Ж.-О. Ламетри писал о «мозговом экране». Этот «экран» состоит из множества центров понимания - монад, образующих «сетку» сознания. Такое видение родственно с монадой Лейбница, для которого монады, составляющие «полноту универсума», есть «живые зеркала»: «…всякая монада есть живое зеркало, наделенное внутренним действием, воспроизводящее универсум со своей точки зрения и упорядоченное точно так же, как и сам универсум» (25, с.405)
1. ТЕОРИЯ ПЕЩЕРЫ: СВЕТ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Известны аналогии «света» в отношении в познанию, эта аналогия получила распространение в западноевропейской ментальности со времен Плотина, само знание понимается как «Про-свещение». Когда мы хотим что-то объяснить, то мы стремимся «осветить» проблему или явление, которое является объектом объяснения. Мы делаем нечто «ясным». Незнание же – это «тьма», «не-ясность». Но было бы ошибкой считать, что такое понимание идет только с неоплатонизма, - с самых «пеленок» цивилизации, человек боялся тьмы, ибо она была неизвестна и покрыта тайной, он стремился к свету, где он мог ориентироваться и знать, как действовать. Начинает же он знать, как действовать, только благодаря освоению каких-то традиций. Традиция, которую он посредством «образования -инициации» осваивает, его «просвящает».
2. «КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ» МЕТОД А. БЕРГСОНА
Начатки этого «кинематографического» типа мы имеем еще у Эпикура. Эпикур строил свою эпистемологию, отрываясь от идей Демокрита, на «эйдолах» - тонких оболочках, которые истекают от реальных предметов. Реальные предметы нам недоступны – мы их воспринимаем через «посредников» - «эйдолов». Именно целостный образ предмета создается на основе движения с бесконечной скоростью этих «эйдолов»
Эта идея А. Бергсоном, который ввел в философию образ кинематографа для выражения мысли о том, что непрерывность иррационально, рациональность возникает лишь как «кинематографическая иллюзия», которая возникает при слиянии кадров-впечатлений в одно целое.
Идеи А. Бергсона подхватил Ортега-и-Гассет: «История – если, конечно, эта наука следует своему истинному назначению – не что иное, как съемка фильма. Для истории недостаточно, избирая ту или иную дату, обозревать панораму нравов эпохи, - цель ее иная: заменить статичные, замкнутые образы картиной движения. Ранее разрозненные «кадры» сливаются, одни возникают из других и непрерывно следуют друг за другом. Реальность, которая только что казалась бесконечным множеством застывших, замерших в кристаллическом оцепении фактов, тает, растекается в полноводном потоке. Истинная историческая реальность – не факт, не событие, не дата, а эволюция, восозданная в их сплаве и слиянии. История оживает, из неподвижности рождается устремленность» (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.. 1991. С.186)
3. МАЙЕВТИКА: РЕЖИМ ОПРАШИВАНИЯ
Известна «майевтика» сократического философствования. Многих удивляло, что в ранних диалогах Платона Сократ в диалоге совершенно не дает какого-либо определенного вывода, он лишь разглядывает проблему с разных сторон, иногда приходя к прямо противоположной изначальной точке зрения на предмет обсуждаемой проблемы. Что интересно, его оппонент же приходит к точке зрения, которой придерживался изначально сам Сократ. Это вызывает у многих раздражение. Но, на самом деле, это непонимание обусловлено непониманием сути философствования Сократа в режиме опрашивания вещи.
Именно это было потом проанализировано академиками
А затем и скептиками
Новоевропейская философская мысль так и не дошла до понимания сути режима оглядывания. Декарт, а затем Э. Гуссерль, приняли другое – они приняли позицию радикального сомнения, которое утверждает о возможности полного отрицания. Но Сократ, академики и скептики в режиме оглядывания не отрицают, они опрашивают вещь с разных точек зрения, находясь в режиме не отрицания, а воздержания от окончательного суждения, признавая все точки зрения вероятными. В этом заложена их ландшафтная основа мышления. Ландшафтно мыслящий философ, действуя в режиме сократического мышления, не может отказать в существовании реальности мира, он просто воздерживается от окончательного суждения о нем.
Интересен в этом отношении Р. Дж. Коллингвуд со своей концепцией логики «вопроса и ответа», которая, по всей видимости, была своеобразно использована его соотечественников А. Дж. Тойнби для построения культурологической концепции.
Коллингвуд писал: «Значение, совместимость и противоречие, истинность и ложность – все это не относится к предложению как таковому, предложению самому по себе; все это относится к предложениям как к ответам на вопросы, ибо каждое предложение отвечает на вопрос, строго коррелятивный ему самому» (Коллингвуд Р. Дж. С.341).
Вопрос «Что такое истина?» мучает человека постоянно. Кант о многоразличии истины….
Он имеет символическо-утопический характер. Тем не менее он определяет все движения ментальности. Существуют три режима познания. Первый режим – это режим упорядочивания фактического материала, режим логического мышления; второй режим – это режим эмпирического анализа, третий режим – это режим фальсификации. Этим режимам соответствуют известные теории истины. Первая теория – это когерентная теория истины, которая гласит, что истинно то положение, которое может выражено посредством непротиворечивых предложений вторая теория – это классическая корреспондентская теория истины, которая утверждает, что истина состоит в соответствии высказываний о предмете реальному предмету. Есть и третья, получившая распространение со времен К. Поппера, который утверждал истинность теории возможна лишь как серия таких положений, которая подвергаясь фальсификации, выдерживает.