Как писал л. Фейербах в своих «Основных положениях философии будущего» (1843): «Пространство и время – не простые формы явлений; они – коренные условия, разумные формыЭ, законы как бытия, так и мышления» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. Госполитиздат. 1955. С.192).
Субъект-перипатетик использует карты. Прочитка «Книги мира» требует иного стиля мышления – стиля «картографического мышления», субъект-перипатетик пользуется языком карт – «легендами». Философ Ландшафта создает легенды «Книги мира», он создает повествования о путешествиях по разнообразию мозаик пространств Ландшафта. Деррида ошибается, первоначальным было не «письмо», а «карта». Картографический рисунок, позволяющий первобытному человеку ориентироваться в ойкумене культурного Ландшафта, появился задолго до появления письма. К слову сказать, разработка семиотики и эпистемологии «картографического мышления», которое пока в XX веке исследовали лишь теоретики географии (в частности, М. Эккерт, Э. Имгоф, У Фрейтаг, а в СССР Н.Н. Баранский, А. М. Берлянт, К.А. Салищев и А. Ф. Асланикашвили) – это насущная задача современной философии, здесь она может также использовать исследования как в области современной математической топологии, так и исследования в областях искусства: по теории перспективы, исследования в области изобразительного искусства, архитектуры, балета и т.п.
|
|
«Карта – как бы второй язык геометрии. И география, и геометрия одинаково имеют дело с пространством, но пространственные представления географии, в отличие от геометрических, строго конкретные и индивидуальные, и потому заменить карту текстом несравненно труднее, чем заменить текстом чертеж» (Баранский Н.Н., Преображенский А.И. Экономическая картография. М. 1962. С.8).
Субъект-перипатетик – «объективист», он согласен с мнением выдающегося отечественного географа Н. Баранского, который писал следующее: «Карта несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная.
На топографической карте определенной проекции и масштаба и точки, и линии, и ареалы могут иметь одно строго определенное положение и размеры, притом карта не терпит «белых мест», тогда как речь устная или письменная не обладает средствами для точной передачи направлений, очертаний, пространственных сочетаний, но зато более гибка и «либеральна» и, если потребуется, может прыгать с места на место, почти как блоха» (Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М. 1980. С.54-55).
Сами языки выстроены по логике путешествия. Для статичных структур язык мутирует в силлогизмы, доказательства и теоремы, слово в понятие.
|
|
Геопространственная парадигма действует на базе образных систем: 1) математика, 2) поэзия, 3) повествование.
Его мысль математически-топологична. В античной традиции философствования мы имеем замечательный документ, с которого можно вести начало документально оформленного понимания сути ландшафтного мышления – это «Тимей» Платона. Этот текст, как известно, не является оригинальным, это творчески переработанная Платоном «калька» с несохранившихся произведений пифагорейцев. Здесь Платон отходит от негативного отношения к миру «изменчивого и непостоянного», а, следуя исходной традиции ландшафтного «онтологизма» досократиков в поздний период своего творчества, обращает внимание на гармонические составляющие Космоса, выявляя в бытии порождающие модели (парадигмы), выявляя пропорциональные соотношения между ландшафтными стихиями – огнем, воздухом, водой и землей. Но в этом диалоге есть самое привлекательное для Философии Ландшафта – это как раз то, что вызывает недоумение у многих. Это утверждение Платона о том, что мир состоит не из смесей или взаимодействий ландшафтных стихий, не из атомов или гомеометрий, - а из треугольников, которые в различных комбинациях порождают эти стихии: земля – куб, огонь – пирамида и т. д. Но эта идея в своей идейной основе как нельзя органично ложится на принципы геолого-географической ландшафтной парадигмы – мир состоит из разнообразных ландшафтов, их элементарных элементов, которые можно описать, исходя из топологических математических форм, применяя для описания их, как идеальные парадигмы, – шестиугольники, пирамиды (горы-периферии) и т.д. Вся наивность Платона состояла не в том, что он применил эту методологию неправильно, а в том, что он просто не мог её применить тогда правильно, - ибо создание теории графов, которая в состоянии адекватно описать взаимодействия ландшафтных стихий, относится к XX веку, а создание фрактальной геометрии – наиболее полноценной формы описания ландшафтных стихий, вообще относится в последним двум десятилетиям XX века. Относительно фрактальной геометрии, мне кажется, можно сказать, что она станет базовой в новой математике XXI века, которая будет двигаться в рамках геолого-географической ландшафтной парадигмы науки XXI века.
При этом он сочетает разум и эмоцию в единое целое; потому он, с одной стороны, реалист, - а, с другой, романтик. Для него приемлемы и математико-рациональные системы описания мира, и художественно-поэтические, и ценностно-этические.
Мысль субъекта-перипатетика – это оперирование пространственно-ландшафтными «эйдосами - хорами». Субъект-перипатетик мыслит регионами и территориями. Он мыслит древесными иерархиями и горными комплексами, равнинами, пещерами, мозаиками луговых многообразий - «ризом», используя эти образы в эпистемологическом режиме мысле-образа. Хорологический мысле-образ – это анаморфизм.
Посредством анаморфизмов осуществляется хорологическое мышление. Анаморфизм – это образ, сформированный на базе тех или иных метрик существенных признаков и рассмотрения их расположенностей в ландшафте. Этот анаморфический образ есть «мысленный рисунок» Дж. Локка (Опыты.. Кн. II. Гл.29).
Если, к примеру, физические свойства ландшафта формируют физическую карту, основанную на физических параметрах: физическом пространстве и времени; то социальные свойства ландшафта формируют кардинально иную картину, основанную на социальных параметрах, на базе социального пространства и времени взаимодействий, на базе интенсивностей и форм этого социального взаимодействия. В результате получается совершенно иная картина, которая имеет совершенно отличный от физической карты образ ландшафта. Это видно на элементарном примере отличия физико-географических карт и социально-политических карт. Но в социально-политических картах сохраняется еще физическое измерение расстояний, когда же мы изменим социально-политическую карту, исходя из степени интенсивностей и скорости социальных взаимодействий, то получится еще и измененная в пространственно-временном отношении карта со своими «горами» и «равнинами» населенности, социальной организованности и конфликтности между теми или иными социально-политическим регионами и т.д.
|
|
Этот анаморфизм не новейшее изобретение. Таким анаморфизмом обладали средневековые карты, построенные в масштабе религиозной ментальности: центром их был Иерусалим, в них существовали «греховные» области, координатная сетка состояла из путей и направлений паломничества, расстояния измерялись на физическими масштабами, а степенью легкости и быстроты достижения того или иного пункта.
2. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ
1) Мысль сцбъекта –перипатетика личностно выражена. Философ Ландшафта – это Личность. Он «говорит-пишет», создавая субъективные личностно выраженные «мысли-образы» и «легенды». Он – «культурный герой»; он «скачет – летает», как «Пегас», по культурному Ландшафту; он беспокоит «массовидность» его бытия, как «Овод- Сократ».
2) Мысль субъекта-периптетика поэтична. Философ Ландшафта –«романтик». Он мыслит образно поэтически, это органично сочетается с математическим типом мысли субъекта-перипатетика, так же органично как у пифагорейцев и Платона. Для многих ландшафтно мыслящий философ кажется «слишком простым» и «популярным». Но в этой «простоте» и заключена суть философии, ибо она должна вносить ясность. И в этой «популярности» – её функция, ибо она должна прояснять многообразие знания не «богам», а людям. Вообще реальное многообразие естественного мира требует описания таким же естественным языком, и только так можно схватить реальность «с поличным». Искусственные же языки созданы лишь для того, чтобы посредством упрощения мира достигнуть максимальной точности объяснения отдельных сторон действительности, -это нужно, как правило, для решения определенных практических задач, но для создания единой мировоззренческой картины мира наиболее приемлем именно естественный язык.
|
|
Со времен схоластов и немецких новоевропейских философов в философии пошла губительная для самой философии «мода» на употребление смутного и неясного «наукообразного» языка. Это было связано с тем, что схоласты таким способом стремились обосновать логикой религиозные догматы; и с тем, что в Новое время немецкие философы стремились сделать философию наукой. Философ Ландшафта, который беспокоится о будущем философии, является «смертельным» врагом такого рода философии, ибо философия не теология и не наука, она Философия.
Пора перестраивать философский язык в режим повествования. Это до такой степени важно для судьбы Философии будущего, что можно пойти по радикальному пути «новых философов» XVII века, которые в стремлении к восстановлению живого языка философствования, пошли на потерю некоторого объема позитивного содержания схоластической философии. Потому лозунг философа Ландшафта: «Забыть Хайдеггера!». Забыть также и Гегеля, в такой же степени, как был забыт в свое время Хр. Вольф. Только так может философия получить дальнейший толчок в своем развитии, в противном случае, это схоластическо–мистическое-комментаторское философствование - этот философский СПИД, грозит ей самоуничтожением. Современная философия должна быть философским романом. Как писал еще ландшафтно мыслящий Фр. Шлегель: «Романы – сократовские диалоги нашего времени. в этой свободной форме жизненная мудрость нашла прибежище от школьной мудрости» (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. М. 1983. С.281). Спустя полтора века ему вторит другой ландшафтно мыслящий философ – Ж. Делёз: «Философская книга должна быть, с одной стороны, особым видом детективного романа, а с другой – родом научной фантастики» (Делёз Ж. Различие и повторение. СПб. 1998. С.10). Это не значит, что она должна быть сумбурной эссеистикой, во что сваливались часто и Фр. Шлегель, и Ж. Делёз. Ибо философия – это не искусство. Философия - это интеллектуальный роман «Мысли», а потому в нем есть строгая логика, математические выкладки, факты научных исследований, исторические свидетельства. Это роман жестко реалистический, который при помощи мысли архивирует в сериях философских концептов реальную ситуацию в культурном Ландшафте.
2. ХРОНОЛОГИЯ МЫСЛИ
Мысль субъекта-перипатетика историографична. Субъект-перипатетик говорит, т.е. рассказывает истории. История, что забывают многие современные историки, означает буквально повествование, описание, рассказ. Субъект – перипатетик говорит и рассказывает, т.е. действует по законам «повествовательной логики». Эта логика, к сожалению, совершенно не исследуется современными логиками. А эта логика как нельзя адекватна реальности, ибо жизнь любого человека – это судьба-путь, который он сопровождает разговорами, его мысль базируется на строе речи. Речь – это и есть тропо – логика, которая структурирует сознание человека. Его не структурирует формальная логика, она его насилует. А потому для философа-странника, субъекта-перипатетика, тем более, приемлем только нарратив, повествовательный строй мысли.
НАПРАВЛЕНИЯ
В даосизме центральное положение занимает концепт «Дао», у этого философского концепта большое количество значений, но превалирует понимание его как «путь», «дорога» («дух дороги») или как направление к истине. Для китайской мысли вообще чуждо понятие абсолютной четко выраженной истины, для нее истина – это процесс, движение, помеченное определенными намеками, как столбами - указателями к ней. Если для статичного субъекта важна архитектура понятий, то для динамичного субъекта-перипатетика важна не только архитектура понятий, которые он выстраивает во время своих остановках-стоянках, но и, прежде всего, тропологика пути, направления движений мысли по пути поиска истины.
1. ПРЯМО
2. ОБХОДЫ
Мысль субъекта-перипатетика путешествует. Это означает, что она идет не только путем прямых столкновений, путем продавливания истины. Технология интеллектуальных войн применима лишь для европейской ментальности. Восточная мысль идет другими путями. Эти пути более соответствуют реальной ландшафтной «изгибчивости» мысли, которая свойственна китайской мысли. Анализ этой «изгибчивости» китайской мысли прекрасно осуществил современный французский философ Франсуа Жюльен в своей книге «Путь к цели: в обход или напрямик» (1995).
3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НАМЕКА
«СЕДЬМОЕ ПИСЬМО» ПЛАТОНА
ДАОСИЗМ