Важным источником повышения прибыльности является управление себестоимостью. По сути, управление себестоимостью продукта — основная функция управленческого учета, о котором говорилось выше.
Практически, для повышения прибыльности есть два основных пути: увеличение продаж (в медиабизнесе это особенно эффективно, так как при высоких издержках на первую копию, себестоимость каждой дополнительной единицы продукции существенно уменьшается) и снижение себестоимости, или, по крайней мере, ее жесткий контроль за счет управления издержками. Задачу роста продаж и, соответственно, дохода должен решать такой важный элемент менеджмента, как маркетинг, а вот управление издержками входит в круг обязанностей экономистов и финансистов.
При управлении издержками в компании первой задачей становится грамотное определение единицы продукции. Наиболее четко они просматриваются в издательском бизнесе, где единицей продукции является экземпляр газеты, журнала, книги.
Издержки в фирмах традиционно делятся на несколько групп. В первую очередь это прямые и косвенные, или накладные, расходы. Прямые издержки — те, которые можно полностью отнести к товару или услуге при их производстве (сырье и материалы — бумага, краска, кальки, пленка, электроэнергия, зарплаты и т.д.). Косвенные, или накладные, не относятся к производству газеты или телепередачи напрямую, а связаны с функционированием редакции и компании в целом (менеджмент, аренда и содержание помещения, проценты по кредитам и т.д.).
|
|
Помимо этого издержки можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные не зависят от объемов производства, а переменные зависят и меняются вместе с объемами. Расходы на краску, бумагу, печать будут относиться к переменным, так как возрастают вместе с объемами производства — напечатанного тиража. Затраты же на рабочую силу — не всегда, так как журналист, редактор, оператор все-таки получают фиксированную зарплату и даже гонорары не привязаны к периодическим колебаниям тиража или аудитории. Другое дело при более длительных сроках, когда значительный рост тиража, к примеру за год, может привести к соответствующему росту зарплат и гонораров сотрудников. В то же время для электронных средств информации с определенного момента охват продукта (аудитория) перестает достигаться за счет переменных издержек и они становятся постоянными: как только радиостанция или телеканал достигают определенного охвата, его размер поддерживается техническими службами, которые работают по тарифам, независящим от того, какова аудитория станции. Теперь охват в каждый конкретный момент зависит только от того, сколько зрителей или слушателей включат радиоприемник или телевизор, что становится работой для маркетологов и программных директоров.
|
|
Также важно учитывать, что практически во всех сферах медиабизнеса чрезвычайно высокими могут быть издержки на первую копию, на создание оригинальных продуктов — газеты, телепередачи, фильма. Однако расходы на тиражирование оказываются в сравнении с ними минимальными, поэтому так высоко значение в сфере СМИ массового производства, при котором себестоимость единицы продукции заметно сокращается с каждым новым экземпляром или зрителем. При этом прибыль на единицу продукции повышается.