Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере

Педагогическая практика

«Летняя практика в оздоровительном лагере»

Специальность: 0105000 «Начальное образование» заочного отделения

Квалификация: 0105013 «Учитель начального образование»

 

 

Выполнила: Резникова Р.С.

студентка 2 курса (заочно)

группа: НО2

Руководитель практики: Муханова Ж.Ж.

                                 Усть-Каменгорск, 2020г.

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель профессиональной практики (организации, предприятия, учреждения) __________________________Ф.И.О. (при его наличии) «______» ______________ 20_____г. УТВЕРЖДАЮ Директор Высшего колледжа ________________С.Д. Утепов «______»__________ 20_____г.

 

Рабочий план-график педагогической практики «Летняя практика в оздоровительном лагере»

 

По специальности


                      0105000 Начальное образование                                                            .                                                                  

Обучающегося           Резниковой  Регины Сергеевны                            курса ___ 2 ______
       фамилия, имя, отчество (при его наличии)

__________ Высший колледж ВКГУ им.С.Аманжолова _____________
(наименование учебного заведения)


п/п

Перечень работ, подлежащих выполнению (изучению) в соответствии с программой педагогической практики

Сроки выполнения программы педагогической практики

Примечание

начало завершение
1. Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере.   25.05.20г       25.05.20г    
2.   Режим дня в оздоровительном лагере.   25.05.20г   25.05.20г    
3. Спортивно-оздоровительная работа. Туристическая-краеведческая работа. Организация досуга детей. Ведение педагогического дневника.     26.05.20г 26.05.20г  
4. Составление плана воспитательной работы каждого дня в лагере с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.     26.05.20г     26.05.20г    
5. В лагере проводятся мероприятия (интеллектуальная игра, театральная сценка, эстафета). Составление плана.   27.05.20г   27.05.20г    
6.   Использование различных форм и методов в организации спортивно-оздоровительной, туристическо-краеведческой работы в летний период. 27.05.20г       27.05.20г    
7. Пути правильного педагогического общения с детьми и подростками в условиях специального лагеря.   28.05.20г       28.05.20г      
8. Организация коллективной творческой деятельности в рамках развития познавательных интересов детей и подростков.   29.05.20г 29.05.20г  
9. Составление итогового отчета о проделанной работе в ходе прохождения практики. 29.05.20г   29.05.20г    

 

Подпись__________________________________________________________
            (руководитель педагогической практики от учебного заведения)

«______» __________________20___г.

 








Дневник-отчет о прохождении профессиональной практики

Обучающийся                Резникова Регина Сергеевна                                                 .      
                     фамилия, имя, отчество (при его наличии)


п/п

Наименование выполненных (изученных) работ в соответствии с программой профессиональной практики за каждый день

Сроки выполнения отдельных тем, работ профессиональной практики

Подпись руководителя профессиональной практики с производства

начало завершение
1 Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере.   25.05.20г     25.05.20г      
2 Режим дня в оздоровительном лагере. 25.05.20г 25.05.20г  
3 Спортивно-оздоровительная работа. Туристическая-краеведческая работа. Организация досуга детей. Ведение педагогического дневника.   26.05.20г 26.05.20г  
4 Составление плана воспитательной работы каждого дня в лагере с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.     26.05.20г     26.05.20г    
5 В лагере проводятся мероприятия (интеллектуальная игра, театральная сценка, эстафета). Составление плана.   27.05.20г   27.05.20г    
6   Использование различных форм и методов в организации спортивно-оздоровительной, туристическо-краеведческой работы в летний период. 27.05.20г       27.05.20г    
7 Пути правильного педагогического общения с детьми и подростками в условиях специального лагеря.   28.05.20г       28.05.20г      
8 Организация коллективной творческой деятельности в рамках развития познавательных интересов детей и подростков.   29.05.20г 29.05.20г  
9 Составление итогового отчета о проделанной работе в ходе прохождения практики. 29.05.20г   29.05.20г    

 

Введение.

Летняя педагогическая практика является важным компонентом учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении и обладает большим обучающим потенциалом для будущих педагогов.

Целямилетней педагогической практики являются: закрепление, расширение и углубление освоенных к этому времени педагогических знаний и умений; приобретение профессионального эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования; оценка адекватности личных качеств выбранной специальности, овладение технологией и методикой воспитательного процесса.

Данные цели практики достигаются в реализации следующих задач:

· приобретение опыта самостоятельной педагогической работы с детьми во временных объединениях в каникулярный период;

· овладение содержанием и формами педагогической деятельности в каникулярный период;

· практическое использование приобретённых в ходе изучения предметов психолого-педагогического цикла знаний и умений;

· приобретение опыта профессиональных и неформальных взаимодействий студентов с детьми и педагогами.

 



Организационно-педагогическая работа в оздоровительном лагере.

Устройство досуга в летнем оздоровительном лагере осуществляется во время четырёх периодов лагерной смены (подготовительного, организационного, основного, заключительного) и является основой деятельности лагеря.

Смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого предполагается полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены принято выделять пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный.

 Подготовительный период - проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены, в этот период разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Организационный период. Этот период длиться первые 3 — 4 дня смены. Происходит адаптация к новым условиям. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период — помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества.

 Воспитательная работа в организационный период имеет свои цели и задачи.

В основном периоде происходит реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

В заключительном периоде происходит подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив.

Постлагерный период это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни. Для вожатого в это время важно помнить об этике.

Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому важно тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой, а так же трудовой направленности. Таким образом, независимо от того, каким является лагерь по направлению - он выполняет одни и те же задачи, указанные выше.

Создание лагеря могут инициировать детские организации, муниципальные органы управления образованием, общественные организации, местные органы государственной власти, органы культуры, профсоюзы трудовых коллективов и организаций, а также частные лица. Лагерь создаётся на базе школы, дома культуры, интерната, а также, он может быть туристического типа. Летний оздоровительный лагерь функционирует как постоянно действующий, так и по аналогии с лагерем дневного пребывания.

Летний оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Лагерь существует на балансе предприятия, учебного заведения, учреждения, организации, кооператива, и в соответствии с действующим порядком передается в бесплатное пользование профсоюзному комитету. Чаще всего лагерь размещается за городом, организуется на стационарной базе, школ, в помещениях пансионатов, санаториев-профилакториев, баз и домов отдыха, туристских учреждений, других приспособленных помещений. Лагерь может быть организован на речных и морских судах, в палатках. Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно-климатических условий, возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних – не менее 18 дней, весенних, осенних и зимних – не менее 6 дней. В палаточных передвижных оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9-12 дней, в профильных оздоровительных лагерях – не менее 9. Органы здравоохранения рекомендуют открывать загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день.

Именно за этот срок наступает максимальный оздоровительный эффект. С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды, группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 6-9 лет – 20-25 человек, 10-14 – 25-30, 15-18 – 25 человек. Хотя тенденция последних лет позволяет все большему количеству детей выезжать в загородные лагеря для оздоровления, но статистика говорит, что объемы финансирования летней оздоровительной компании, даже с учетом выезжающих за рубеж по линии благотворительных организаций, позволяют охватить теми или иными формами организованного отдыха только 40% школьников.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей, развития их способностей создаются следующие типы лагерей: сезонные – с круглосуточным и с дневным пребыванием; круглогодичные.

Значительную роль в структуре летнего оздоровления учащихся играют оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются как правило на базе общеобразовательных, профессионально технических и внешкольных учреждений, в детско-юношеских спортивных школах. Учреждения образования используют непосредственную близость досуговых центров, театров, концертных залов, музеев и других социально-культурных учреждений, что позволяет разнообразить формы воспитательной работы, расширить рамки досуга, познакомить детей с новыми видами деятельности. В целях достижения положительного оздоровительного эффекта они организуют работу оздоровительных лагерей дневного пребывания совместно с учреждением здравоохранения, когда отдыхающим предоставляется возможность пройти процедуры, способствующие укреплению здоровья.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.

Во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти».

Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия».

В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды.

В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом [12].

Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности. Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Летний лагерь создает благоприятные условия для самореализации и самосовершенствования личности. Все большее влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, создание условий для развития его способностей, признание его права быть самим собой, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует летних оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Он предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Существуют приоритетные положения для организации деятельности летний оздоровительных лагерей, необходимые для регулирования работы педагога.

· летние оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой ребята реализуют свои потребности возможности, в индивидуальном, физическом и социальном плане;

· в основе деятельности летнего оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

· летние оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между сверстниками, детьми и взрослыми.

При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участие каждого ребенка в его жизни.

Должна быть создана обстановка, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Школьникам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив. Как писал Катович Н.К. – «для каждого ребенка такой коллектив – это новая ситуация в жизни, так как он характерен новизной состава, интенсивностью и насыщенностью совместной деятельности, в более выраженных коллективных формах работы». В новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений: я – другие; я – старшие товарищи, где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт ребенка.

 Реализация воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в результате чего создается своеобразная педагогически управляемая микросреда, позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течении определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течении всей смены и каждого дня. Содержание, формы, методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности и с учетом интересов детей. В летнем лагере должны быть созданы все благоприятные возможности для привлечения младших школьников к занятиям спортом, физической культурой, туризмом, природоохранной деятельностью, получению знаний умений и навыков об окружающем мире, развития творческих способностей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий ребят и родителей, могут быть организованы специальные профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения и т.д.

Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизни летнего лагеря, избирает совет, правление или иной другой орган самоуправления, может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему положению, учитывает традиции и перспективы летнего лагеря. Совет тесно взаимодействует с администрацией лагеря, общественными организациями и родителями.

Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха. Содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: