Требования к выступлению студента

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД СИНОНИМАМИ

На уроках русского языка

В начальной школе

 

 

Выполнила:

студентка 404 группы

заочной формы обучения                                       Иванова Анна Ивановна

 

Проверил:

к.пед.н., доцент кафедры

русского языка и методики его

преподавания в начальной школе                                 Никитченков А.Ю.

 

 

И.о. зав. кафедрой русского языка

и методики его преподавания

в начальной школе, д.пед.н, профессор                                 Троицкая Т.С.

 

 

Москва 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

 

Институт детства

Факультет начального образования

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе

 

 

Выпускная квалификационная работа

Особенности литературного чтения волшебных сказок в начальной школе

 

Работу выполнила:

студентка … группы

очно-заочного отделения ФНК

Иванова Анна Ивановна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Иванов Иван Иванович

 

Рецензент:

Преподаватель кафедры педагогики

и методики начального образования ПСТГУ

Александрова Александра Александровна

 

Москва

2013

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский педагогический государственный университет»

МПГУ

 

Институт детства

Факультет начального образования

 

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе

 

Курсовая работа

Народные сказки в системе литературного чтения младшего школьника

 

 

Работу выполнила:

студентка … группы

очно-заочного отделения ФНК

Иванова Анна Ивановна

 

 

Москва

2013

 

Требования к Курсовой / Выпускной квалификационной работе (ВКР)

1. Объем курсовой работы 30-40 страниц, ВКР – 50-60, магистерской диссертации – 80-90 страниц (без Приложения).

2. Шрифт Times New Roman 14, интервал 1,5.

3. Поля: верх., ниж. 2-2,5, лев. 3-3,5, прав. 1,5-2.

4. Титульный лист (см. оформление) считается 1-й страницей, но не нумеруется.

5. Во Введении обозначаются: актуальность, новизна (только в ВКР и диссертациях), проблема, объект, предмет, гипотеза (только в ВКР и диссертациях), цель, задачи, методы научного исследования, структура работы.

6. Курсовая работа и ВКР, как правило, включают 2 или 3 главы основной части: 1-я посвящена теоретическим (психолого-педагогическим, лингвистическим или литературоведческим) основам исследуемого вопроса, при необходимости затрагивается его история, 2-я – методическим обоснованиям рассматриваемого вопроса, включает анализ метод. литературы и учебников (в случае, если работа состоит всего из двух глав, то 1 глава включает одновременно теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы), 3-я – эксперименту. Главы должны быть примерно соразмерны по объему (около 20-25 страниц). Главы могут дробиться на параграфы, значок «§» не ставится, для нумерации используются арабские цифры (например, Глава 2 будет включать параграфы 2.1, 2.2…). Главы начинаются с новой страницы, перед новым параграфом пропускается строка. После названия главы/параграфа точка не ставится.

7. Обязательно опираться на ФГОС НОО и ПООП НОО, подчеркивать процесс формирования не только предметных, но и универсальных (коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных) образовательных результатов (УУД)

8. Экспериментальная глава включает описание констатирующего, обучающего (формирующего) и контрольного эксперимента. В рамках констатирующего эксперимента выявляется «почва» предстоящего обучающего эксперимента: опрашиваются, анкетируются учителя, учащиеся тестируются или иными способами замеряются их ЗУН. Полученные данные будут сравниваться с результатами контрольного эксперимента, потому должны быть сформулированы четкие критерии для сравнения и оценки результатов. В обучающем эксперименте ВКР должно быть разработано не менее 6 уроков или 6 фрагментов уроков (в курсовой не менее 2). По результатам обучающего эксперимента проводится контрольный срез, доказывающий его эффективность.

9. Выводы по главам объемом около 0,5 страницы представляют резюме главы (кратко сформулированные основные результаты проведенного по данной главе исследования).

10. В Заключении (около 1 стр.) описываются главные результаты проведенного исследования (нельзя дословно дублировать выводы по главам); утверждается, что гипотеза доказана, а задачи решены; могут быть намечены перспективы дальнейших разысканий в исследуемой области.

11. Список литературы для ВКР – не менее 60 единиц, для курсовой – не менее 40. Оформляется в алфавитном порядке (одного автора - по хронологии). Работы одного автора располагаются в хронологическом порядке, начиная с наиболее ранних работ. Учебная литература для младших школьников должна быть не старше 5 лет!!!

12. Во всей работе ссылки на источники типа [18, с. 42] или (18, 42), не менее 1-2 ссылок на страницу (кроме экспериментальной части).

13. Объем Приложения не ограничен. Перед Приложением лучше давать «Список приложений», например, такой:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список приложений:

Приложение 1. Работы учащихся на этапе…

Приложение 2. Анкеты для…

Приложение 3. Рисунки, подтверждающие…

Приложение 4. Тексты, которые использовались в качестве…

 

14. Обязательна проверка работы (как курсовой, так и ВКР) на наличие плагиата. Присылать работу преподавателю, каждый раз сопровождая справкой о проверке. Вариант программы: http://www.antiplagiat.ru/ (пользуйтесь бесплатной версией)

Оригинальность работы должна быть не менее 70%; наличие заимствований – не более 30%. Степень оригинальности приложения не учитывается!

 

15. Внимание! Студенты ПСТГУ оформляют титульный лист в соответствии требованиям, указанным в деканате. Требования к проверке на наличие плагиата также определяется деканатом ПСТГУ.

 

Требования к выступлению студента

 

НА ЗАЩИТЕ

 

Громко. Четко. Не спешить. Читать можно, но нужно хорошо знать текст, смотреть на комиссию во время выступления. Все выступление не более 10, не менее 6 минут.

 

План выступления.

1. Вступление. «Уважаемый председатель и члены комиссии! Уважаемые присутствующие! Вашему вниманию предлагается выпускная работа на тему «…»».

2. По введению (1 минута) только: актуальность (не полностью, выборочно), проблема, новизна и практическая значимость, предмет, объект, гипотеза, цель. По желанию выступающего некоторые выделенные курсивом компоненты могут не озвучиваться.

3. По 1 и 2 главе (2 минуты): что рассматривалось и основные выводы.

4. По 3 (экспериментальной) главе (3-5 минут): в чем состоял эксперимент, при каких условиях проводился; обязательно приводить отдельные примеры (тем уроков, конкретных заданий, интересных высказываний учащихся …), но не утомлять слушателей обилием количественных (процентных) результатов.

5. Заключение. «Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута, задачи решены, а гипотеза полностью подтвердилась. На этом позвольте завершить наше выступление. Спасибо за внимание!»

 

Если после выступления будут вопросы, то благодарить за вопрос, отмечать, что он интересный и значимый, отвечать четко и кратко. Не теряться! Не спорить с комиссией! Больше слов благодарности и мыслей о том, что в перспективе этот вопрос, проблема, источник … будут рассмотрены более обстоятельно.

 

Если после выступления и обсуждения будет предоставлено заключительное слово, то сказать следующее: «Пользуясь предоставленным заключительным словом, хочется выразить благодарность руководителю за помощь, оказанную при написании работы, рецензенту за обстоятельное прочтение работы и положительный отзыв, всем членам комиссии за проявленное внимание, интересные вопросы, ценные замечания». Если комиссия не предоставляет заключительного слова, то ничего этого говорить не нужно.

 

 

НА КОНФЕРЕНЦИИ

 

Громко. Четко. Не спешить. Читать можно, но нужно хорошо знать текст, смотреть на присутствующих во время выступления. Все выступление не более 8, не менее 6 минут.

 

План выступления.

  1. Вступление. «Уважаемые присутствующие! Вашему вниманию предлагается сообщение на тему «…»».
  2. По введению (1 минута) только: актуальность, проблема, новизна и практическая значимость, гипотеза, цель. По желанию выступающего некоторые выделенные курсивом компоненты могут не озвучиваться.
  3. По 1 и 2 главе (2 минуты): что рассматривалось и основные выводы.
  4. По 3 (экспериментальной) главе (4 минуты): в чем состоял эксперимент, при каких условиях проводился; обязательно приводить отдельные примеры (тем уроков, конкретных заданий, интересных высказываний учащихся …), но не утомлять слушателей обилием количественных результатов.
  5. Заключение. «Таким образом, тема «…» привлекла наше внимание своей актуальностью для начального образования, перспективностью. Надеемся, что наши практические результаты окажутся интересными и полезными для учителей начальной школы» На этом позвольте завершить наше выступление. Спасибо за внимание!»

 

Если после выступления будут вопросы, благодарить за вопрос, отмечать, что он интересный и значимый, отвечать четко и кратко. Не теряться!

 

 

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СТРАНИЧЧЕК «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы» для ВКР на тему: Имя существительное в системе языкового образования младших школьников

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3

1. Теоретические аспекты работы над именами существительными в процессе начального языкового образования…………………………………...7

1.1. Лингвистическая база работы над именами существительными в начальной школе………………………………………………………………….7

1.2. Имя существительное в системе языкового образования младших школьников………………………………………………………………………23

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….29

2. Методические основы работы над именами существительными в системе языкового образования учащихся…………………………………….31

2.1. Особенности ознакомления младших школьников с грамматическими свойствами имён существительных…………………………..………………...31

2. 2. Обучение младших школьников правописанию имён существительных и употреблению их в речи……………………………………………………...…36

2.3. Анализ учебников с точки зрения языкового образования младших школьников на материале имён существительных……………………………43

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….49

3. Опыт организации работы над именами существительными на уроках русского языка в 4 классе……………………………………………….51

3.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………..51

3.2 Формирующий эксперимент………………………………………………..56

3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………….71

Выводы по 3 главе……………………………………………………………….74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………………………77

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..84

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..87

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………130

Введение

Актуальность исследования. В процессе изучения курса «Русский язык» в начальной школе происходит начало формирования грамотной личности, создаются условия для всестороннего речевого развития учащихся. Начальное языковое образование помогает ребёнку овладеть элементарными лингвистическими понятиями, представлениями о языке и его структуре, о значении знаний о языке для человека. Языковое образование обеспечивает дальнейшее речевое развитие учащихся, формирует познавательные, коммуникативные и регулятивные способы деятельности младшего школьника, необходимые для развития и социализации его личности. Таким образом, в процессе начального языкового образования осуществляется умственное, речевое и нравственное развитие младших школьников, происходит рост самосознания, приобретается опыт осознанного, исследовательского отношения к языку.

На этапе современного начального языкового образования особую актуальность приобретает вопрос об овладении младшим школьником лексическими, речевыми и граммататико-орфографическими компетенциями, что невозможно без усвоения ряда теоретических аспектов.

В курсе русского языка начальной школы раздел грамматики наиболее обширный, что свидетельствует о важном его значении. В частности, морфология создаёт основы формирования у учащихся правильного письма, готовит младших школьников к изучению синтаксиса, повышает культуру речи детей, а также способствует развитию мышления.

В рамках начального языкового образования из частей речи изучаются имена существительные, имена прилагательные и глагол. С числительными, наречиями и местоимениями проводится только ознакомление. При этом изучение частей речи основано на сравнении их признаков, установлении общего и характерных отличий. Учащиеся знакомятся с категорией числа, рода, времени, падежа, лица; при этом необходимо, чтобы дети могли ориентироваться в многообразии грамматических форм и значений слов, которые связаны с морфологическим и звуковым составом, и не допускали отклонений от общепринятых языковых норм.

Среди частей речи, по количеству изучаемого грамматического материала, «Имя существительное» занимает первое место. Система работы над именами существительными заключается в последовательном изучении лексического значения и грамматических признаков имен существительных. При этом происходит постепенное расширение материала, а также усложнение выполняемых упражнений, за счёт введения новых признаков изучаемых понятий, что в итоге должно привести к формированию у школьников навыков правильного написания имен существительных и их точного употребления в речи.

Объем материала и последовательность работы в каждом классе обусловлены особенностями и задачами изучения имени существительного, возрастными и психологическими особенностями младших школьников, а также особенностями дидактической системы.

Однако, процесс изучения частей речи, как правило, сводится к механическому заучиванию правил и определений, так что многие морфологические понятия не осознаются младшими школьниками, ранее изученный материал быстро забывается и не становится необходимым фундаментом для дальнейшего изучения грамматического материала в средней школе. Всё это несёт за собой допущение орфографических и грамматических ошибок на письме и снижение интереса к самостоятельной познавательной деятельности. В результате, изучение грамматического материала на уроках русского языка не приводит к цели.

Трудности усвоения младшими школьниками грамматических категорий имени существительного связано с недостаточным развитием у учащихся абстрактного мышления, поэтому разрешение вопроса об организации учебной работы по данной теме требует необходимости обновления и совершенствования учителем дидактических материалов к урокам, подборки упражнений, расширяющих образовательное пространство учебника с учетом специфики класса, индивидуальных возможностей учащихся. Учебные пособия, словари, таблицы, карточки должны использоваться не только для иллюстрации конкретной теории, а также для создания на уроке проблемных ситуаций. Способы преподавания должны отражать взаимосвязь знаний и практических действий, способствовать активизации учебной деятельности младших школьников.

Таким образом, назрела необходимость поиска более совершенных путей изучения грамматических категорий имени существительного, при которых усвоение материала будет наиболее эффективным, что и предопределило актуальность данного исследования.

В связи с вышеизложенным можно обозначить проблему нашего исследования: как совершенствовать систему работы с именами существительными на уроках русского языка в современной начальной школе для более эффективного усвоения материала младшими школьниками?

О бъектом исследованиявыступило языковое образование младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.

Предметом исследования являются особенности методики работы над именем существительным в системе языкового образования младших школьников.

Гипотеза исследования: работа по теме «Имя существительное» будет эффективной в том случае, если: 1) она функционирует как неотъемлемый компонент языкового образования младшего школьника, стимулирующего его исследовательское отношение к языку; 2) предполагается использование разнообразного дидактического материала (наглядных пособий, индивидуальных заданий, нестандартных упражнений, в том числе и с применение информационно-коммуникационных технологий).

Цель исследования –выявить наиболее эффективные способы

формирования грамматических способностей младших школьников при изучении имени существительного.

 Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1. Изучить фундаментальную литературу по проблеме с целью выяснения степени разработанности данной проблемы.

2. Уточнить теоретические аспекты организации работы с именами существительными в контексте языкового образования младших школьников.

3. Исследовать методические основы изучения темы «Имя существительное» в начальных классах, проанализировать образовательные возможности учебников по русскому языку на предмет содержания и организации работы по данной теме.

4. Подготовить и провести экспериментальную часть исследования, подтверждающую положение, выдвинутое в гипотезе.

Теоретической основой исследования явились труды методистов (М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик, Т. П. Сальникова, В. В. Репкин и др.), посвященные изучению имени существительного в начальной школе.

Практическая значимость работы заключалась в возможности применения полученных результатов (отобранных и представленных в предложенной последовательности упражнений, заданий, наглядных и прочих материалов) в начальной школе.

При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ фундаментальной литературы по вопросу, анализ современного состояния вопроса и фактов смежных наук, тестирование, проведение различных видов педагогического эксперимента (констатирующий, обучающий, контрольный), самонаблюдение, метод количественной обработки данных, метод обобщения данных, полученных эмпирическим путем.

Заключение

Современное языковое образование ориентировано на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Основная задача учителя начальных классов, состоит в том, чтобы создать условия для формирования совокупности универсальных учебных действий: регулятивных (умение решать проблемы), коммуникативных (вести диалог), познавательных (извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.), личностных (в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора), что требует от педагога существенных изменений традиционных педагогических практик.

На основе анализа научной и методической литературы по проблеме совершенствования системы работы с именами существительными на уроках русского языка в современной начальной школе можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития образования.

Успех в личностном развитии ребенка, формировании интеллектуальных, информационно-коммуникативных компетенций, повышения уровня комфортности обучения, снижение дидактических затруднений учащихся, повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности, развитие мотивации к обучению, навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке, использования развивающих, игровых технологий, упражнений разного вида и уровня сложности.

Перед проведением исследования нами была поставлена цель выявить наиболее эффективные способы формирования грамматических способностей младших школьников при изучении имени существительного.

Изучив фундаментальную литературу по избранной теме, нами были раскрыты теоретические аспекты организации работы с именами существительными в контексте языкового образования младших школьников. Были исследованы методические основы изучения имени существительного в начальных классах, проанализированы образовательные возможности учебников по русскому языку с точки зрения языкового образования младших школьников на материале имён существительных, была подготовлена и проведена экспериментальная часть исследования, подтверждающая выдвинутую нами гипотезу.

Наше исследование показало, что для достижения поставленных целей и ожидаемых результатов языкового образования, необходимо активизировать мыслительную деятельность школьников на уроках русского языка, а именно, применять в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии, дидактические игры, развивающие упражнения, индивидуальные задания, работа над предложением и словосочетанием (развитие синтаксического строя речи), словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся).

По результатам проделанной работы можно сказать, что поставленные задачи решены, а намеченная цель полностью достигнута.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СТРАНИЧЧЕК «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы» для ВКР на тему:

 

«Трудности изучения темы «Глагол» в 4-м классе и пути их преодоления»

Содержание

 

Введение..............................................................................................................3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: