Глава 1. Лингвистические основы изучения темы «Глагол» в начальных классах..6

1.1. Глагол как часть речи в лингвистической литературе. Грамматические категории глаголов..............................................................................................6

1.2. Проблемы правописания глаголов............................................................21

Выводы по Главе 1............................................................................................23

Глава 2. Методические основы изучения темы «Глагол» в начальных классах...............................................................................................................24

2.1. Система изучения глаголов в начальных классах...................................24

2.2 Анализ традиционных и альтернативных УМК русского языка по теме «Глагол».............................................................................................................32

2.3. Трудности изучения глагола в 4-м классе..............................................44

Выводы по Главе 2............................................................................................49

Глава 3. Опыт преодоления трудностей при изучении темы глагол в  4-м классе..........................................................................................................51

3.1. Условия экспериментальной работы. Констатирующий срез...............51

3.2. Содержание и ход обучающего эксперимента......................54

3.3. Контрольный срез..............................................................75

Выводы по Главе 3...................................................................77

Заключение.............................................................................79

Список литературы.................................................................81

Приложение.............................................................................85

 

 

Введение

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества, то есть в процессе реформирования должна быть создана школа будущего – школа, которая будет эффективно функционировать в наступившем тысячелетии.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника. Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на соответствующем теоретическом уровне.

Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка.

Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития. Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из классов начальной школы. Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе. Проблемой обучения глаголу в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, М. Р. Львов, С.В. Иванов и другие.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, в обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей. Всё вышеизложенное предопределило актуальность темы нашего исследования.

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме: как совершенствовать систему изучения глаголов в начальных классах с точки зрения преодоления трудностей освоения данной темы в 4 классе? Новизна нашего исследования состоит в уточнении крупной методической проблемы, его практическая значимость заключается в разработке конкретных рекомендаций, упражнений, заданий, способствующих преодолению трудностей изучения глаголов в 4 классе.

 

В качестве объекта исследования выступила методика изучения морфологии в начальной школе, предмета - особенности методики работы над глаголом в начальной школе.

Гипотеза исследования: преодолению трудностей изучения темы «Глагол» будет способствовать совершенствование дидактических материалов к урокам, широкое использование наглядных пособий и занимательных упражнений.

Цель работы заключалась в теоретическом и методическом обосновании, а также в практическом совершенствовании путей, направленных на преодоление трудностей изучения темы «Глагол» в 4 классе.

Исходя из цели исследования, были определены его задачи:

1.Изучить лингвистическую и методическую литературу по избранной теме.

2. Рассмотреть сущность понятия «глагол» в лингвистической литературе, грамматические категории и правописание глаголов.

3. Исследовать методические основы изучения темы «Глагол» в начальных классах, определить трудности его изучения в 4 классе. Подготовить и провести экспериментальную часть дипломной работы.

5.Подвести итоги исследования, оформить его текстовую часть и представить к защите.

Для реализации поставленных задачиспользовались следующие методы научного исследования: изучение и анализ фундаментальной литературы, исследование данных смежных наук и современного состояния вопроса, метод эксперимента, анкетирование, метод контроля, метод статистической обработки, метод обобщения данных, полученных эмпирическим путём.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме изучения глагола в начальных классах можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития образования.

Изучив психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу, мы пришли к следующему: на всех этапах развития отечественной науки о языке глаголу уделялось большое внимание. Его изучением занимались Р.И. Аванесов, Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Е.А. Земская, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и другие учёные-лингвисты.

Глагол – это одна из важнейших самостоятельных частей речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого. В начальных классах учащиеся знакомятся лишь с категориями времени, числа, лица, вида глагола.

Проанализировав программы Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. и Е.Н. Бунеевых и Л.В. Занкова, мы выявили, что обучение строится с учётом возрастных особенностей учащихся и ориентированно на всестороннее развитие личности. На основе сравнений, обобщений, наблюдений даётся новый материал, дети знакомятся с правилами и закрепляют знания на различных упражнениях, тем не менее, как показывают наблюдения, многие учащиеся начальных классов зачастую не могут сразу усвоить довольно сложную тему «Глагол». Поэтому учителя очень серьёзно подходят к работе. Они проявляют максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала, проводят систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибок, по обобщению и закреплению изученного материала. 

Наше исследование показывает, что процесс работы над глаголом будет более успешным, если применять на уроках русского языка различные виды упражнений, способствующих наилучшему усвоению детьми учебного материала. Очень помогает использование наглядности, занимательного материала. Это не только «украшает» урок, но и способствует преодолению трудностей.

Многие учителя считают очень эффективным проведение уроков в нестандартной форме. И это действительно так. В ходе игры, «экскурсии» или «путешествия» дети лучше усваивают материал, им всё интересно, они всё хотят знать. Это приводит к более осознанному и прочному усвоению учебного материала, в частности по теме «Глагол».

 

 

Список литературы

 

1.Алексеева Т.В. Понятие о глаголе как части речи // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.

2.Алексеева Т.В. Обобщение знаний о глаголах // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12.

3.Антипина Л.Ю. Работа с «грамматическим лото» // Начальная школа. –2002. - №2. –с. 65-66.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Советская энциклопедия, 1966. – 606с.

5.Богоявленский Д.Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.:АПН РСФСР, 1959.-333с.

6.Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике // Вопросы психологии и усвоения грамматики и орфографии. – М.: Учпедгиз,1960. – с.152-176.

7.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4). –М.: «Баласс», 1997.-160с.

8.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х частях. Часть 2.- М.: «Баласс», 9.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык Учебник для 4-го класса. – М: «Баласс», 1998 – 208с.

13.Вагина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1987.- 480с.

14.Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учебное пособие для вузов / Отв. редактор Г. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 1986.- 640с.

15.Власова Л. К. Интегрированный урок русского языка и краеведения в 3-м классе//Начальная школа: плюс – минус. –2001. - №6. – с. 46-47.

58.Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под редакцией Л. Л. Касаткина. – М.: «Академия», 2001. – 768с.

59. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальность «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М. С. Соловейчик.– М.: «Академия», 1997. – 383с.

70. Фонин Д. С. Внимание: Глагол!//Начальная школа. – 1996. - № 3. – с. 25-28.

Учебная литература для младших школьников должна быть не старше 5 лет!!!

 

Список литературы может быть оформлен в соответствии более поздним стандартам:

Образцы оформления с писка использованных источников

Образец оформления собрания сочинений:

1 Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. Сочинения: в 15 т. / И.С. Тургенев. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960-1968. – Т. 1. – 638 с.; т. 2. – 623 с.

2 Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. Письма: в 13 т. / И.С. Тургенев. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960-1968. – Т. 1. – 595 с.; т. 2. – 623 с.

3 Бунин, И.А. Собрание сочинений: в 6 т. / И.А. Бунин. – М.: Худож. лит., 1988. – Т.1. – 455 с.; т.2. – 433 с.

 

Образец оформления отдельной книги:

Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: учеб. пособие /                         А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

Образец оформления статьи в журнале:

Андреева, Н. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе / Н. Андреева // Детский сад от А до Я. - 2007. - № 5. - С. 139-142.

 

Образец оформления монографии:

Долгополов, Л. К. Александр Блок: личность и творчество / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1978. – 175 с.

 

Образец оформления статьи из сборника статей:

Иванова, И. Н. Ирония в поэзии З.Н. Гиппиус и постмодернистская ирония / И. Н. Иванова // Традиции русской классики 20 века и современность: сб. науч. тр. – М.: [Б.и.], 2002. – С.92-94.

Образец оформления книги, в написании которой принимали участие два или три автора:

Коровина, В. Я. Литература в 9 классе: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2000. – 210с.

Образец оформления книги, в написании которой принимали участие четырех и более авторов:

Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и [др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

Образец оформления материалов конференции:

Творчество А. Ахматовой и Н. Гумилева в контексте русской поэзии ХХ века: материалы международной науч. конф. 21-23 мая 2004 г. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. – 170 с.

Образец оформления статьи в газете:

Асмолов, А. А. Разрушение мифа о равенстве / А.А. Асмолов // Учительская газета. – 1995. – 14 ноября. – С. 21.

Образец оформления статьи в энциклопедии или словаре:

Тодоров, Л. В. Лирический герой // Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – С. 23-24.

Образец оформления авторефератов диссертаций:

Епанчинцева, Н. Д. Организация развивающей среды в дошкольном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Д. Епанчинцева. – Белгород, 2001. – 22 с.

Образец оформления электронного издания:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – М.: Кирилл и Мефодий: Рос. энцикл., 2000. 2 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Образец оформления Интернет-материалов:

Таскаева, С. Ю. Творчество Толкиена и английский модернизм / С. Ю. Таскаева // http: www.kulicki. ru. (дата обращения 24.03.13)

 

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Разработки уроков могут быть только в Приложении к курсовой или ВКР. При описании обучающего эксперимента вместо разработок уроков (конспекты, технологические карты и проч.) дается описание самих этих уроков или их фрагментов (то есть вместо того, что предполагается, описывается то, что было на самом деле). В обучающем эксперименте возможны и протоколы. Кроме того, не обязательно представлять весь урок: должно быть описание только тех фрагментов уроков, которые имели непосредственное отношение к проблеме работы и ее эксперименту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: