Предметные результаты

2.2. Русский язык. Родной язык В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образова_ ния научатся осознавать язык как основное средство челове_ ческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально_ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык ста_ нут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, на_ учатся использовать язык с целью поиска необходимой ин_ формации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро_ вано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат началь_ ные представления о нормах русского и родного литератур_ ного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, не_ обходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на ступени начального общего образования: • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при за_ писи собственных и предложенных текстов, овладеет умени_ ем проверять написанное; • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разде_ лами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтакси_ сом; в объёме содержания курса научится находить, характе_ ризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые еди_ ницы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предло_ жения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и по_ знавательных (символико_моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро_ ван учебно_познавательный интерес к новому учебному ма_ териалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учеб_ ной деятельности при продолжении изучения курса русско_ го языка и родного языка на следующей ступени образова_ ния. 2.2.1. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского и родного языков: глас_ ные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, пар_ ные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; • знать последовательность букв в русском и родном ал_ фавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико"графический (звуко"буквенный) разбор слова са" мостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико"графическо" го (звуко"буквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться:соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учи" телю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: • различать изменяемые и неизменяемые слова; • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить в словах окончание, корень, приставку, суф_ фикс. Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по со" ставу. Раздел «Лексика» Выпускник научится: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с по_ мощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться:подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);оценивать уместность использования слов в тексте;выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: • определять грамматические признаки имён существи_ тельных — род, число, падеж, склонение; • определять грамматические признаки имён прилагатель_ ных — род, число, падеж; • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и бу_ дущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться:проводить морфологический разбор имён существи" тельных, имён прилагательных, глаголов по предложенно" му в учебнике алгоритму; оценивать правильность прове" дения морфологического разбора;находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существитель" ными и личными местоимениями, к которым они отно" сятся, союзы и, а, но, частицу непри глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: • различать предложение, словосочетание, слово; • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; • определять восклицательную/невосклицательную инто_ нацию предложения; • находить главные и второстепенные (без деления на ви_ ды) члены предложения; • выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предло" жения, синтаксический), оценивать правильность разбора;различать простые и сложные предложения. 2.2.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: • применять правила правописания (в объёме содержания курса); • определять (уточнять) написание слова по орфографи_ ческому словарю; • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в со_ ответствии с изученными правилами правописания; • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться:осознавать место возможного возникновения орфо" графической ошибки;подбирать примеры с определённой орфограммой;при составлении собственных текстов перефразиро" вать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;при работе над ошибками осознавать причины появ" ления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. 2.2.3. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного воз_ раста; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти_ кета и правила устного общения (умение слышать, точно реа_ гировать на реплики, поддерживать разговор); • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; • самостоятельно озаглавливать текст; • составлять план текста; • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться:создавать тексты по предложенному заголовку;подробно или выборочно пересказывать текст;пересказывать текст от другого лица;составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествова" ние, рассуждение;анализировать и корректировать тексты с нарушен" ным порядком предложений, находить в тексте смысло" вые пропуски;корректировать тексты, в которых допущены нару" шения культуры речи;анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с на" значением, задачами, условиями общения (для самостоя" тельно создаваемых текстов);соблюдать нормы речевого взаимодействия при интер" активном общении (sms"сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). 2.3. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Выпускники начальной школы осознают значимость чте_ ния для своего дальнейшего развития и для успешного обу_ чения по другим предметам. У них будет формироваться по_ требность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформи_ ровать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культур_ но_историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно воспри_ нимать художественную литературу, эмоционально отзывать_ ся на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, со_ относить его с другими видами искусства, познакомятся с не_ которыми коммуникативными и эстетическими возможностя_ ми родного языка, используемыми в художественных произ_ ведениях. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необ_ ходимый уровень читательской компетентности, речевого раз_ вития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами пони_ мания прочитанного и прослушанного произведения, элемен_ тарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно_популярных и учебных текстов. На_ учатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуни_ кативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологичес_ кие высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассужде_ ния и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возмож_ ность научиться выступать перед знакомой аудиторией (свер_ стников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно_популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практичес_ кой работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной дея_ тельности, на практическом уровне осознают значимость ра_ боты в группе и освоят правила групповой работы. 2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обуче_ ния, саморазвития; воспринимать чтение как источник эсте_ тического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приоб_ ретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргумента_ ции, иной информации; • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; • различать на практическом уровне виды текстов (худо_ жественный, учебный, справочный), опираясь на особеннос_ ти каждого вида текста; • читать (вслух) выразительно доступные для данного воз_ раста прозаические произведения и декламировать стихотвор_ ные произведения после предварительной подготовки; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в со_ ответствии с целью чтения; • ориентироваться в содержании художественного, учеб_ ного и научно_популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (мик_ ротемы); основные события и устанавливать их последова_ тельность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произ_ ведения; находить в тексте требуемую информацию (конкрет_ ные сведения, факты, заданные в явном виде); • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; со_ ставлять простой план; устанавливать взаимосвязь между со_ бытиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию; • использовать различные формы интерпретации содержа_ ния текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержа_ щуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; по_ яснять прямое и переносное значение слова, его многознач_ ность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, напри_ мер соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояс_ нять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); • ориентироваться в нравственном содержании прочитан_ ного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки ге_ роев с нравственными нормами; • передавать содержание прочитанного или прослушанно_ го с учётом специфики научно_познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного); • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • выделять не только главную, но и избыточную ин" формацию; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; • определять авторскую позицию и высказывать отно" шение к герою и его поступкам; • отмечать изменения своего эмоционального состоя" ния в процессе чтения литературного произведения; • оформлять свою мысль в монологическое речевое вы" сказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предло" женной теме или отвечая на вопрос; • высказывать эстетическое и нравственно"этическое суждение и подтверждать высказанное суждение приме" рами из текста; • делать выписки из прочитанных текстов для даль" нейшего практического использования. 2.3.2. Круг детского чтения Выпускник научится: • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, от_ личать сборник произведений от авторской книги; • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведе_ ние по заданному образцу; • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и спра_ вочной литературой. Выпускник получит возможность научиться: • ориентироваться в мире детской литературы на ос" нове знакомства с выдающимися произведениями класси" ческой и современной отечественной и зарубежной лите" ратуры; • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; • писать отзыв о прочитанной книге; • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой. 2.3.3. Литературоведческая пропедевтика Выпускник научится: • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два_три существенных признака (от_ личать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться: • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, ав" тор) и средств художественной выразительности (сравне" ние, олицетворение, метафора, эпитет 1 ); • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя сред" ства художественной выразительности (в том числе из текста). 2.3.4. Творческая деятельность Выпускник научится: • читать по ролям литературное произведение; • создавать текст на основе интерпретации художествен_ ного произведения, репродукций картин художников, по се_ рии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать по_ следовательность событий, причинно_следственные связи. Выпускник получит возможность научиться: • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произ" ведению, сценарии, проекты; • создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (МАТАПРЕДМЕТНЫЕ+ЛИЧНОСТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познава" тельные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адек_ ватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных дейст_ вий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образователь_ ном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализа_ цию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие корректи_ вы в их выполнение. действий выпускники научатся воспринимать и анализиро_ вать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, ис_ пользовать знаково_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спект_ ром логических действий и операций, включая общие при_ ёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять со_ трудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адек_ ватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщени_ ях, важнейшими компонентами которых являются тексты.   Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положитель_ ного отношения к школе, ориентации на содержательные мо_ менты школьной действительности и принятия образца «хо_ рошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно_познавательные и внешние мотивы; • учебно_познавательный интерес к новому учебному ма_ териалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной де_ ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре_ зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успеш_ ности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричаст_ ности и гордости за свою Родину, народ и историю, осозна_ ние ответственности человека за общее благополучие; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональ_ ных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопере_ живание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере_ гающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль_ турой. Выпускник получит возможность для формирования:внутренней позиции обучающегося на уровне положи" тельного отношения к образовательному учреждению, по" нимания необходимости учения, выраженного в преоблада" нии учебно"познавательных мотивов и предпочтении соци" ального способа оценки знаний;выраженной устойчивой учебно"познавательной мо" тивации учения;устойчивого учебно"познавательного интереса к но" вым общим способам решения задач;адекватного понимания причин успешности/неуспеш" ности учебной деятельности;положительной адекватной дифференцированной са" мооценки на основе критерия успешности реализации со" циальной роли «хорошего ученика»;компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учё" та позиций партнёров в общении, ориентации на их мо" тивы и чувства, устойчивое следование в поведении мо" ральным нормам и этическим требованиям;установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу челове" ческой жизни;эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставлен_ ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внут_ реннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре_ зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать_ ся реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уров_ не адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль_ татов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учите_ лей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделан_ ных ошибок, использовать предложения и оценки для созда_ ния нового, более совершенного результата, использовать за_ пись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов ре_ шения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться:в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;преобразовывать практическую задачу в познава" тельную;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль" ный контроль на уровне произвольного внимания;самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для вы_ полнения учебных заданий с использованием учебной лите_ ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информа_ ции об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по_ мощью инструментов ИКТ; • использовать знаково_символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая кон_ цептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и по_ знавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существен_ ных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно_следственные связи в изучае_ мом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведе_ ние общности для целого ряда или класса единичных объек_ тов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распо_ знавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:осуществлять расширенный поиск информации с ис" пользованием ресурсов библиотек и Интернета;записывать, фиксировать информацию об окружаю" щем мире с помощью инструментов ИКТ;создавать и преобразовывать модели и схемы для ре" шения задач;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;осуществлять синтез как составление целого из час" тей, самостоятельно достраивая и восполняя недостаю" щие компоненты;осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для ука" занных логических операций;строить логическое рассуждение, включающее уста" новление причинно"следственных связей;произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа_ логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различ_ ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об_ щении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в со_ вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитыва_ ющие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:учитывать и координировать в сотрудничестве по" зиции других людей, отличные от собственной;учитывать разные мнения и интересы и обосновы" вать собственную позицию;понимать относительность мнений и подходов к ре" шению проблемы;аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходи" мую информацию как ориентир для построения действия;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и ре" гуляции своей деятельности;адекватно использовать речевые средства для эффек" тивного решения разнообразных коммуникативных задач.
2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения учебных предметовна ступени начального общего образования вы_ пускники приобретут первичные навыки работы с содержащей_ ся в текстах информацией в процессе чтения соответствую_ щих возрасту литературных, учебных, научно_познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представлен_ ной в наглядно_символической форме, приобретут опыт ра_ боты с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграм_ мы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения прак_ тической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучаю_ щиеся смогут использовать полученную из разного вида текс_ тов информацию для установления несложных причинно_ следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснова_ ния утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоя_ тельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой ин_ формации, сопоставления её с информацией из других источ_ ников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, задан_ ные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать инфор_ мацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два_три существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказыва_ ющих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными спо_ собами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соот_ ветствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться:использовать формальные элементы текста (напри" мер, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;работать с несколькими источниками информации;сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • пересказывать текст подробно и сжато, устно и пись_ менно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологи_ ческое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться:делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и струк_ туру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта под_ вергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информа_ ции и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи_ танного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться:сопоставлять различные точки зрения;соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;в процессе работы с одним или несколькими источ" никами выявлять достоверную (противоречивую) инфор" мацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: