Морально-этические, правовые и социальные аспекты эвтаназии

 

Эвтаназия, (греч. — хороший + смерть). В приложении к практической медицине оно означает оказание медработником помощи в уходе из жизни тяжело страдающего больного человека с безнадежным заболеванием по его просьбе. Считается, что впервые термин ввел английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). В так называемой клятве Гиппократа эвтаназия отвергается.
Использование современной медициной новейших средств позволяет продлить биологическое существование человека на бесконечно долгий срок, превращая порой несчастных пациентов и его близких в заложников сверхгуманизма. Все это порождает многочисленные дискуссии, в которых одни отвергают эвтаназию как акт убийства, другие рассматривают ее как панацею от всех бед.
Эвтаназия — добровольный выбор личности не между жизнью и смертью, а между разными смертями одна из них спокойная и легкая, а другая — бесконечно долгая агония.
Практика эвтаназии может оказать деморализующее воздействие на медицинский персонал. И это может привести к подрыву доверия пациента врачу. Иногда говорят эвтаназия позволила бы сэкономить средства для “перспективных” больных. Но не жизнь человека должна служить экономике, а экономика улучшению жизни
Религия выступает против эвтаназии, утверждая, что любые страдания человек должен принимать достойно, мужественно.
В 1976 г. Верховный суд штата Калифорния, а затем суды еще девяти штатов вынесли решения, устанавливающие «право на смерть». Моральные проблемы эйтаназии активно обсуждаются на уровне ВМА, но даже в ее документах имеются значительные противоречия. В подавляющем большинстве стран эвтаназия запрещена (в том числе в России — ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В нескольких, очень немногих странах она разрешена (например, в Нидерландах), но ее применение строго регламентируется законом с целью исключения ошибок и злоупотреблений. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит положение, противоречащее отказу от эвтаназии. В подп. 8 п. 5 ст. 19 «Право на медицинскую помощь» записано, что пациент имеет право на «отказ от медицинского вмешательства». Но ведь это и есть создание условий для настоящей пассивной эвтаназии, особенно у пациента, находящегося в терминальном состоянии или требующем срочного применения неотложных реанимационных мероприятий.

 

Начиная это деяние, каждый врач вынужден прежде всего самому себе ответить на вопрос: «А могу ли я хладнокровно
ввести больному человеку, даже по его просьбе, смертельную дозу лекарства,
наблюдать, как он умирает, а затем спокойно жить и работать?»
Следовательно, морально почти половина врачей сегодня
готова к этому акту и их, казалось бы, сдерживает лишь закон. Однако в последнее время и закон перестал сдерживать пассивную и даже активную эвтаназию. Желание подвергнуться эвтаназии связано не столько с мучениями и болью, сколько с тем, что больные считают себя бременем для семьи в физическом и материальном смысле.

 










ВОПРОС 52

Эвтаназия как моральный выбор…

Различают активную и пассивную, прямую и непрямую, добровольную и недобровольную (принудительную) эвтаназии.
Активная эвтаназия — если говорить обобщенно, — это применение, по просьбе больного, медицинским персоналом или другими лицами мер для ускорения или облегчения смерти больного человека, например, путем инъекции средства, вызы-
вающего летальный эффект.
Пассивная эвтаназия — прекращение оказания направленной на продление
жизни медицинской помощи, отказ от медицинских мер борьбы за жизнь человека, ограничиваясь созданием ему условий физического и психического комфорта. Первое деяние образно называют «методом наполненного шприца», а второе — «методом от- ложенного шприца», хотя эти выражения не отражают всех методов процедуры.
Различают следующие формы активной эвтаназии:
1) решение принимается врачом без просьбы больного («убийство из милосер- дия»);
2) врач выполняет ее (или помогает в выполнении) по просьбе больного («само- убийство, ассистируемое врачом»);
3) действия предпринимаются по просьбе родственников или решению суда. Второй вид активной эвтаназии —довольно часто практикуемый способ, когда пациент сам включает настроенное медиками устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки. Остается во- прос, можно ли отнести это действие к эвтаназии, ибо в таком случае к ней надо отне- сти все случаи самоубийства человека. Ведь самоубийство больного человека выстре- лом из пистолета — такая быстрая и безболезненная смерть, как и прыжок с Эйфеле- вой башни и т.д.
Если последнее деяние является эвтаназией, то надо признать, что эвтаназия — это вовсе не медицинская услуга, как некоторые лица трактуют ее, а понятие, относя- щееся не только к врачу, но и к больному и его окружению, родственникам, судебным органам и даже просто знакомым, которые также могут организовать условия для са- моубийства больного.

 

С точки зрения роли волеизъявления пациента в акте эвтаназии последняя может быть добровольной и принудительной.
Добровольная эвтаназия основана на «доброй воле», свободном желании дее- способного, вменяемого пациента. Осознание пациентом последствий осуществляемо- го на основании его просьбы акта является обязательным признаком добровольной эв- таназии.
Принудительная эвтаназия имеет место: во-первых, в случае воздействия на волю пациента со стороны врача, ближних пациента или третьих лиц (например, пу- тем уговоров, угрозы, шантажа, воздействия на родственные чувства и т.д.); во-вторых, в тех случаях, когда врач руководствуется исключительно просьбой ближ- них или доверенных лиц пациента (например, когда пациент ввиду крайне тяжелого состояния находится без сознания, либо не способен выразить свою волю с помощью известных средств — устно, письменно, знаками и т.п.).
Некоторые исследователи проблематики эвтаназии выделяют еще одну ее форму — промежуточную между активной и пассивной, называя ее «поддерживаемым», «ас- систируемым самоубийством». К данной форме они относят случаи содействия врача наступлению смерти пациента с помощью обеспечения необходимыми для этого сред- ствами или информацией (летальной дозой снотворного и др.).
Аргументы защитников эвтаназии:
Среди основных аргументов в защиту эвтаназии можно назвать следующие.
1. Человеку должно быть предоставлено право на самоопределение, в том числе он должен иметь право сам выбирать, продолжать ли ему жизнь или прекратить ее. Если человек страдает от неизлечимого заболевания и не хочет больше жить, медики
не вправе препятствовать ему.

 

2. Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения;
3. Человек имеет право быть альтруистом (страдания больного заставляют стра-
дать и близких). Право страдающего человека избавить от страданий близких. Неизле-чимое состояние и страдания пациента влекут также страдания его родственников и близких, ухаживающих за ним и сочувствующих ему. Желание уйти из жизни в таком случае может рассматриваться как стремление избавить от тягот своих окружающих.
4. Аргумент качества жизни. Возможны такие ситуации, связанные с неизлечи- мым заболеванием и мучительными страданиями, что сама жизнь утрачивает ценность для пациента: качество жизни снижается до критического уровня, за которым наступа- ет желание уйти из жизни. Соответственно, медицина (одна из главных целей которой — обеспечение качества жизни пациента) оказывается бессильна и вправе допустить эвтаназию в такой ситуации. В таких экстраординарных обстоятельствах эвтаназия рассматривается не как жестокость или преступление, а, наоборот, как сострадание.
5. «Экономический» аргумент (лечение и содержание обреченных отнимает у общества немало средств)
Аргументы противников эвтаназии:
1. Активная эвтаназия есть покушение на жизнь человека. Недопустимость с точки зрения фундаментальных ценностей врачевания. Практика эвтаназии — это ис- кажение и разрушение самой сущности медицинской профессии. Врачи не должны убивать; сохранение человеческой жизни — высшая ценность врачебного дела.
2. Возможность диагностической и прогностической ошибки врача.
3. Возможность появления новых медикаментов и способов лечения. Кроме воз- можности ошибочного диагноза следует учитывать еще и то, что состояние, оценива- емое сегодня как безнадежное, может не оказаться таковым спустя самое короткое время. Красноречивее всего об этом свидетельствуют успехи реаниматологии — службы, борющейся за жизнь людей, находящихся в состоянии кажущейся (или, как говорят медики, клинической) смерти.
4. Наличие эффективных болеутоляющих средств
5. Риск злоупотреблений со стороны медицинского персонала. Аргумент скольз- кого склона (англ. slippery slope) — означает возможность злоупотребления какой— либо легализованной медицинской практикой (например, эвтаназией, стерилизацией и т.п.), необоснованного применения ее ко все большему кругу людей, в том числе в ко- рыстных целях. Иными словами, достаточно один раз узаконить какую—то сомни- тельную практику, то, даже при строгом регулировании, она будет применяться все чаще и чаще, что приведет к ее массовому характеру.
6. Эвтаназия как антистимул для развития медицинской науки и практики. Легализация эвтаназии отрицательно повлияет на дальнейшее развитие медицины, так как может существенно ослабить стремления медиков искать новые средства лечения или помощи для неизлечимых заболеваний и состояний.
Практика эвтаназии может оказать деморализующее воздействие на медицинский персонал. И это может привести к подрыву доверия пациента врачу. Иногда говорят эвтаназия позволила бы сэкономить средства для “перспективных” больных. Но не жизнь человека должна служить экономике, а экономика улучшению жизни.

 

 





























ВОПРОС 54


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: