Морально-психологические особенности общения врача с пациентом и его родственниками. Права и обязанности пациента

Взаимоотношения врача с родственниками больного — предмет особого обсуждения. Здесь играют роль как психологические аспекты, так и имущественные, материальные и ряд других факторов, которые порой невозможно взвесить за один раз. При этом интересы больного выступают на первый план. Как бы не был занят лечащий врач, он должен найти время, чтобы побеседовать с родственниками пациента. Вопрос стоит о жизни близкого человека, для родственников это серьезная психическая травма. Возможно проявление тревоги, излишней заботы о больном, реже – неадекватная реакция, некоторая отчужденность, несдержанность. Ближайшие родственники должны быть правильно информированы об истинном диагнозе и версии, которой следует придерживаться в разговоре с больным, а также о риске оперативных вмешательств и прогнозе. Однако встречаются исключения из этого правила, особенно при разговоре с мужем или женой, а иногда и с детьми пациентов. Например, ряд женщин, соглашаясь на овариэктомию, не хотят, чтобы муж был информирован о деталях операции. Такое вмешательство рассматривается как врачебная тайна. В ряде случаев больные просят не говорить о тяжести своего состояния родственникам, стараясь уберечь от переживаний престарелых или больных членов семьи. Таким образом, этот вопрос решается только после тщательного анализа взаимоотношений больного с окружающими его людьми. Родственники часто задают вопросы о возможной продолжительности жизни больного, особенно при наличии отдаленных метастазов. Конкретные сроки указывать нежелательно. Точный ответ в такой ситуации тяжело воспринимается родными, а естественная ошибка в ту или иную сторону роняет авторитет врача. Врач должен быть готов ответить и на вопросы об объеме операции, возможной заразности онкологического заболевания. За исключением родственников и наиболее близких больному людей врач не имеет права разглашать сведения об онкологическом больном. Следует быть осторожным в отношении телефонных разговоров с родственниками, так как врачу неизвестно, кто находится на другом конце провода. В таких случаях предлагают личную встречу.

При обращении за медицинской помощью и её получении пациент имеет право на:

• соблюдение этических и моральных норм, а также уважительное и гуманное обращение со стороны работников учреждения;

• оказание медицинской помощи с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациентов;

• обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

• выбор врача, с учетом согласия врача;

• получение информации о фамилии, имени, отчестве, должнос­ти его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

• профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в больнице в условиях, соответствующих санитарногигиеническим требованиям;

Пациент обязан:

• принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;

• своевременно обращаться за медицинской помощью;

• уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;

• предоставлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, аллергических реакциях, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;

• своевременно и точно выполнять медицинские предписания;

• сотрудничать с врачом на всех этапах медицинской помощи;

• предоставлять медицинскому работнику, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья (здоровья его ребенка), в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;

• соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов;

• бережно обращаться с оборудованием и инвентарем учреждения, за порчу мебели и оборудования по вине пациентов, последние несут материальную ответственность;

• принимать в передачах лишь те продукты питания, которые разрешены соответствующей диетой с обязательным указанием срока годности продуктов;

• соблюдать правила и сроки хранения продуктов, доставленных в виде передач;

• строго соблюдать правила личной гигиены: тщательно и часто мыть руки, принимать душ и менять нательное белье;

• если допускает состояние здоровья, самостоятельно убирать и содержать в чистоте и порядке свою кровать и тумбочку;

• поддерживать чистоту и порядок в палатах и местах общего пользования. Мусор, использованные средства личной гигиены незамедлительно перемещать (выбрасывать) в специальные баки;

• не на­рушать ти­шину в па­латах и ко­ридо­рах ста­ци­она­ра;

• соблюдать санитарногигиенические нормы (вход в поликлинические отделения в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);

• соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях;

Пациенты и посетители учреждения не вправе оскорблять медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи, а так­же других пациентов и посетителей.

ВОПРОС 70


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: