Основные характеристики российской электронной промышленности

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Оглавление

I. Основные положения. 2

1.1 Основания для разработки. 2

1.2. Основные характеристики российской электронной промышленности. 4

II. Цели, ценности и задачи стратегии развития электронной промышленности - 2030 6

2.1. Цели отрасли с точки зрения национальных интересов. 6

2.2. Ключевые ценности отрасли. 7

2.3. Критически значимые для отрасли факторы внешней среды.. 9

2.4. Существенные для стратегии тенденции отраслевого развития в предшествующий период. 10

2.5. Десять целей и задачи на перспективу до 2030 года. 12

III. Подходы к реализации стратегии. 16

3.1. Новые структурные единицы как опора реализации стратегии. 16

3.2. Основные этапы реализации Стратегии. 18

3.3. Сценарии реализации стратегии и их ключевые показатели. 21

IV. Инструменты реализации стратегии. 23

4.1. Инструменты государственной политики развития отрасли. 23

4.2. Финансово – организационные инструменты реализации Стратегии. 23

4.3. Инструменты взаимодействия с заинтересованными сторонами. 26

4.4. Источники финансирования мероприятий стратегии. 27

V. Мониторинг, контроль и управление реализацией Стратегии. 27

Приложение 1. Ключевые термины и определения. 29

 

 

 

I. Основные положения

Основания для разработки

Настоящая Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) расширяет и уточняет основные положения Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 07 августа 2007 года № 311 (далее – Стратегия 2025), c учетом достигнутых в ходе ее реализации в 2008-2018 годах результатов.

Необходимость в актуализации стратегии развития отрасли продиктована, в первую очередь, ужесточением условий внешней среды. Эти обстоятельства вызвали потребность в повышении экономического технологического и информационного суверенитета страны, и электронная промышленность в полной мере оказалась затронута этим комплексом вызовов.

Стратегия нацелена на перевод отрасли в качественно новое состояние к 2030 году. Это состояние будет отличаться от нынешнего по всем ключевым параметрам: существенно большим, чем в настоящее время, технологическим суверенитетом, масштабом и уровнем развития технологических платформ, вкладом в экономический рост страны, уровнем производительности и цифровизации, конфигурацией отраслевой структуры и развитостью кооперационных связей, конкурентными позициями на внутреннем и внешнем рынках, эффективностью бизнес-моделей в отрасли, мотивированным на прорыв кадровым корпусом.

Стратегия разработана с учетом требований федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1162, и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № ИШ-П13-3807.

Стратегия направлена на повышение темпов развития электронной промышленности с учётом приоритетов, заданных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2017 года № 91, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года № 16, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 года № 642, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 декабря 2016 года, Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной структуры Российской Федерации» и Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Стратегия учитывает положения указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 и поручений председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 года № ДМ-П7-50при от 27 мая 2019 года № ДМ‑П7 28пр., а также Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 года
№ 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 


Основные характеристики российской электронной промышленности

Электронная промышленность – совокупность организаций, выполняющих научно-технологические и иные работы в области разработки, производства, обеспечения эксплуатации, а также оказывающих услуги, связанные с электронной и микроэлектронной продукцией соответственно. Далее в тексте настоящей Стратегии под термином «электронная промышленность» подразумевается и входящая в нее микроэлектронная промышленность, если иное не уточняется отдельно. В силу того, что в российской отраслевой практике понятия «электронная промышленность» и «радиоэлектронная промышленность» применяются как равноправные термины, описывающие объект данной стратегии в целом, в настоящем документе применяется термин «электронная промышленность», в качестве основного.

Российская электронная промышленность представлена производственными, научно-производственными, проектными и научными организациями, среди которых выделяются пять ключевых групп: организации оборонно-промышленного комплекса; частные российские компании; частные иностранные компании; малые инновационные компании; профильные государственные научные организации и организации высшего образования.

В структуру подотчетных Минпромторгу России организаций электронной промышленности по состоянию на конец 2018 года входили 422 организации, из которых 370 включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Подведомственные Минпромторгу России организации и интегрированные структуры влияние которых на развитие отрасли значительно усилилось в прошедший период, обеспечивают около 75% общеотраслевой выручки. Также в состав отрасли входит порядка 2 000 преимущественно малых и средних российских организаций, ориентированных на коммерческие рынки и обеспечивающих порядка 18% от общеотраслевой выручки. Также в составе отрасли действует около 30 дочерних и совместных организаций иностранных компаний, занимающиеся разработкой и производством электронной продукции (торговые представительства не учитываются), на долю которых приходится до 7% общеотраслевой выручки. Уровень локализации создаваемой ими продукции составляет около 30%.

С точки зрения географического распределения крупнейшие промышленные и научные организации, обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа, исторически расположены в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

Более 80 организаций, обладающих собственными производственными мощностями, оказывают услуги в сфере контрактного производства электронных изделий и компонентов. Компании, ведущие разработку электроники, составляют около 45% от данного числа организаций. Остальные организации занимаются системной интеграцией и прочими услугами в сфере электроники.

К числу стартапов, создающих продукты и услуги в сфере электроники в России, относится менее 300 субъектов (не все из них являются отдельными юридическими лицами). Точная оценка числа действующих стартапов затруднена в связи с отсутствием единых критериев отнесения организаций к данной категории и их малой активностью на рынке.

Технологический задел в ряде направлений (СВЧ‑электроника средства радиоэлектронной борьбы, радиационностойкие компоненты и оптоэлектроника) соответствует актуальным требованиям потребителей. Данные направления в основном ориентированы на оборонно-промышленный комплекс, атомную энергетику и космическую промышленность. Но имеется потенциал роста по ряду технологических направлений и в гражданской электронике.

В структуре отрасли особое место в силу высокого значения для безопасности и технологического развития занимают организации микроэлектронной промышленности. На конец 2018 года в данный сегмент отрасли входило около 10 производственных организаций с промышленно значимыми объемами выпуска и сеть из 65 дизайн-центров, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, так и подразделениями более крупных организаций.

В настоящее время на передовом технологическом уровне (ниже 32 нм) разрабатывается менее 10% от общего числа номенклатурных единиц микроэлектронной продукции. На «зрелом» технологическом уровне в 130 нм и более разрабатывается порядка 65% от общей номенклатуры микроэлектронной продукции, при этом доля в общем объеме выпуска полупроводниковых пластин для данной технологии составляет около 5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: