лекционное занятие (2часа)
Имя существительное. Грамматические категории имени существительных: род, число, падеж. Древняя именная классификация по основам и ее распадение в английском языке древнего периода. Развитие омонимии падежных форм.
Имя прилагательное. Два типа склонения имен прилагательных. Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Степени сравнения прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения; грамматические категории: лицо, число (наличие двойственного числа), падеж, род (в формах третьего лица ед.ч.). Супплетивность падежных форм. Указательные местоимения. Возникновение притяжательных местоимений.
Глагол. Грамматические категории глагола: лицо, число, время, наклонение и система форм (личные и неличные; инфинитив; причастия I и II). Сильные глаголы (глаголы с чередованием и принципы, лежащие в основе чередования гласных); 7 классов сильных глаголов. Слабые глаголы (глаголы с суффиксацией); их формы; 3 класса слабых глаголов. Спряжение глаголов. Претерито-презентные глаголы и их морфологические особенности: чередование гласных в настоящем времени, суффиксация в прошедшем времени.
|
|
практическое занятие (2часа):
Грамматический стройдревнеанглийского языка. Морфологический строй английского языка древнего периода. Система склонения имени существительного, местоимений и имени прилагательного Числительные: количественные и порядковые. Морфологическая классификация глаголов. Грамматический анализ именных частей речи и глаголов в древнеанглийских текстах.
Тема 4.Словарный состав древнеанглийского языка. Морфологическая и этимологическая характеристика. Кельтские и латинские заимствования.
Лекционное занятие (2часа)
Морфологическая характеристика: простые, производные и сложные. Различные пути пополнения словарного состава:
1. аффиксация;
2. словосложение и способы словосложения;
3. заимствования.
Этимологическая характеристика слов. Общеиндоевропейские и общегерманские слова в словарном составе английского языка древнего периода.
практическое занятие (2часа):
Словарный состав английского языка древнего периода и его развитие. Конкретно-материальный характер ранних латинских заимствований, отражающий исторические связи западногерманских племен с римской культурой; заимствования VII – X вв. как отражение христианизации Англии в развитии школ, кельтские заимствования и их характеристика.
Раздел 2. Средний и ранний периоды истории развития английского языка
Тема 5.Средний и ранний периоды английского языка (основные исторические события). Формирование литературного английского языка.
|
|
лекционное занятие (2 часа)
Средний и новый периоды истории английского языка. Основные исторические события. Нормандское завоевание и дальнейшее развитие феодализма. Социальная структура Англии XII – XV вв. – период языка сложившейся английской народности.
Борьба английского языка с французским языком. Постепенное отмирание французского языка в Англии. Языковые последствия двуязычия.
Характерные черты словарного состава среднего периода и его современная характеристика. Пути обогащения словарного состава: переосмысление старых слов; образование новых слов с помощью аффиксации и словосложения.
Новый период истории английского языка. Образование английской нации. Рост буржуазии. Борьба буржуазии с феодалами в войне Алой и Белой розы. Ликвидация феодальной раздробленности и образование национального рынка.
Образование национального языка. Распространение письменной формы национального языка в связи с введением книгопечатания. Деятельность Кекстона (1422 –1491).
практическое занятие (2часа):
Средний и ранний периоды английского языка. Среднеанглийские местные диалекты и их географическое распространение. Возникновение лондонского диалекта как диалекта крупного экономического и административного центра. Смешанный характер лондонского диалекта.
Основные памятники письменности среднего периода и их краткая характеристика.
Тема 6.Орфография и фонетические процессы в системе гласных и согласных в среднеанглийском и ранненовоанглийском языках (звуковые изменения).
Лекционное занятие (2 часа)
Фонетический строй. Изменения в среднеанглийском языке алфавита и буквосочетаний (французское влияние). Особенности написания долгих гласных. Замена буквы u буквой o перед буквами m, n, v.
Изменение системы гласных. Образование нейтральных гласных неударных конечных слогах и их дальнейшее отпадение. Переход гласных [a:] > [o:] и [æ:] > [ε:]. Качественные изменения ударных гласных; стяжение древнеанглийских дифтонгов (кратких, долгих). Количественные изменения ударных гласных; удлинение гласных перед согласными: ld, nd, mb, rd и в открытых слогах; сокращение перед согласными [θ], [d], [v], [t]. «Великий сдвиг гласных».
Развитие кратких гласных. Расширение [e] перед [r]. Изменение краткого [a]; возникновение долгих [a:] и [o:]; сокращение долгих [u:] и [e:]; позднее сокращение [u:] в некоторых словах пред [d], [t], [k]. Изменение краткого [a] в [o:] и долгого [a:] в [o:] после [w]; краткого [u] в [/\].
Возникновение новых дифтонгов:
1. из сочетания гласного с щелевыми [γ], [i] и с [w];
2. «сдвиг гласных»;
3. озвончение r дало дифтонги [i∂], [ε∂], [u∂] и трифтонги [ai∂], [au∂].
Изменение системы согласных. Образование шипящих и аффрикатов. Озвончение глухих фрикативных [f], [s], [θ]. Образование шипящих в результате слияния альвеолярных согласных [z], [s], [t], [d] с [j]. Упрощение начальных групп согласных.
практическое занятие (2часа):
Фонетический строй среднего и нового периодов истории английского языка. Качественные и количественные изменения в системе гласных. Великий сдвиг гласных. Фонетический анализ орфографических изменений в написании слов и правил произношения. Чтение и анализ текстов, написанных на среднеанглийском языке.
Тема 7.Грамматические изменения в среднем и новом периодах английского языка. Аналитические формы.