Дисциплина «История первого иностранного языка и введение в спецфилологию» (Б1.Б.31) относится к относится к базовой части, является обязательной для освоения образовательной программы и изучается в 4 семестре.
Пререквизиты дисциплины (модуля). Для освоения дисциплины «История первого иностранного языка и введение в спецфилологию»студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Практическая фонетика первого иностранного языка», «Практический курс первого иностранного языка»,«Техники коммуникации», «Риторика»,«Введение в литературоведение», «Древние языки и культуры (Латинский язык)», «Мировая литературная традиция. 18 - 19 вв.», «Мировая литературная традиция. 20 -21 вв.».
Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины:
– владеть некоторыми навыками общения в социальной среде;
– уметь применять знания в конкретных ситуациях при работе с языковым материалом; использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности; связно излагать свои мысли, используя усвоенную терминологию при обсуждении исследуемых проблем/тем;
- знатьосновные понятия, связанные с общением в инокультурном пространств.
Постреквизиты дисциплины. Результаты и з учения дисциплины«История первого иностранного языка и введение в спецфилологию»способствуют лучшему пониманию и овладению знаниями следующих дисциплин:«Межкультурная коммуникация», «Международный протокол в деятельности переводчика», «Литература и кино в современную эпоху», «Теория перевода», «Перевод общественно-политических текстов», «Публицистический перевод», «Лингвостилистический анализ текста», «Устный перевод», «Синхронный перевод», «Фразеология и проблемы перевода», «Художественный перевод», «Специальный перевод».
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебной работы.
Курс | Семестр | Общий объем, | Контактная работа, ч | Самостоятельная работа, ч | РГЗ, контрольная работа | Курсовойпроект (курсовая работа) | Зачет (семестр) | Экзамен | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
2 | 4 | 3 (108) | 18 | 18 | – | 72 | – | – | (4) | – |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Очная форма обучения
Наименование темы | Семестр | Общее количество часов | Контактная работа | Самостоятельная работа, ч | Формы текущего контроля* | |||
Лекции, ч | Практические занятия, ч | Лабораторные работы, ч | ||||||
Раздел 1. Введение. Древний период развития английского языка | ||||||||
Тема 1. Древний период истории английского языка (главные исторические события). | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | дискуссия | |
Тема 2. Фонетика древнеанглийского языка. Система гласных и согласных. | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | опрос, тестирование | |
Тема 3.Грамматика древнеанглийского языка. Именные части речи и глаголы. | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | тестирование | |
Тема 4.Словарный состав древнеанглийского языка. Морфологическая и этимологическая характеристика. Кельтские и латинские заимствования. | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | контрольная работа | |
Раздел 2. Средний и ранний периоды истории развития английского языка | ||||||||
Тема 5. Средний и ранний периоды английского языка (основные исторические события). Формирование литературного английского языка. | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | дискуссия | |
Тема 6. Орфография и фонетические процессы в системе гласных и согласных в среднеанглийском и ранненовоанглийском языках (звуковые изменения). | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | опрос, тестирование | |
Тема 7.Грамматические изменения в среднем и новом периодах английского языка. Аналитические формы. | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | тестирование | |
Тема 8.Словарный состав в среднеанглийском (скандинавские и французские заимствования). Этимологическая характеристика современного английского языка. | 4 | 12 | 2 | 2 | – | 8 | контрольная работа | |
Тема 9. Неличные формы глагола, их история развития. Синтаксический строй древнеанглийского языка и его развитие в средний и новый периоды. |
| 12 | 2 | 2 | – | 8 | опрос | |
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет с оценкой) | – | – | – | – | – | – | ||
Всего: | – | 108 | 18 | 18 | – | 72 | ||
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение. Древний период развития английского языка.
Тема 1. Древний период истории английского языка (главные исторические события) (4часа)
Введение. Предмет истории английского языка и его место в системе подготовки переводчика. Цели и задачи дисциплины. Современные германские языки, их распространение и классификация. Древнейшие сведения о германских племенах. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка
Основные исторические события древнего периода. Кельтские племена на острове Британия. Переселение племен англов, саксов, фризов и ютов на остров Британия и возникновение англосаксонских государств. Христианизация Англии в VII в. Скандинавы и их борьба с англосаксами.
практическое занятие (2 часа):
Древний период истории английского языка (диалекты и памятники письменности). Древнеанглийские диалекты: западно-саксонский, кельтский, мерсийский и нортумбрийский.
Памятники письменности: рунические памятники: ларец Фрэнка из китового уса, Рутвельский крест, Беовульф. Переводы Альфреда Великого. Англосаксонские хроники.
Тема 2. Фонетика древнеанглийского языка. Система гласных и согласных.
Лекционное занятие (2часа)
Фонемный состав языка и произношение. Ударение. Система гласных: гласные долгие и краткие; дифтонги. Фонетические изменения в древнеанглийском языке: преломление, стяжение, расщепление, палатализация, умляут.
Система согласных древнеанглийского языка. Первое передвижение согласных, закон Гримма и закон Вернера. Ротацизм. Метатеза. Палатализация.
практическое занятие (2часа):
Фонетика древнеанглийского языка. Фонетические изменения в системе гласных и согласных в сравнении с протогерманской системой. Чтение древнеанглийских текстов.