Тест для самоконтроля

1. Составьте из данных вразброс слов два определения. Что они трактуют?

А) Изученных звуков, в, навыки, понимание, других, фонемно-правильного, речи, произношения, всех, при аудировании, всех, звуков.

Б) Понимание, навыки, и, правильного, речи, соответственно, других, ритмически, оформления, интонационно, и, речи.

2. Прочитайте функции, выполняемые зрительной опорой при работе над произношением. Какая важная функция не названа?

а) содействовать запечатлению слухо-зрительных образов иноязычных слов, развитию навыков словоупотребления и грамматического оформления речи;

б) способствовать формированию звуко-буквенных соответствий как основы для развития чтения и письма.

3. Соотнесите названия этапов формирования слухопроизносительных навыков с их содержанием (С.Ф. Шатилов).

  а) ориентировочно-подготовительный   б) стереотипизирующие-ситуативный   в) варьирующе-ситуативный   1. Формирование «лабильных» свойств навыка путём выполнения произносительных действий в вариативных словосочетаниях, речевых образцах, сверхфразовых единствах. 2. Ознакомление с новым фонетическим материалом и выполнение первичных действий по образцу, либо с опорой на правило, лидо без правила. 3. Выполнение комплекса фонетических упражнений.

 

4. Какой принцип обучения произношению гласит: «Обучение произношению не должно быть подчинено нуждам речи (в том числе и последовательность в овладении звуками…)» (И. Л. Бим)

а) принцип сочетания сознательности с интуицией;

б) принцип коммуникативной направленности;

в) принцип ситуативно-тематической обусловленности фонетического материала.

5. Внесите изменения в последовательность работы, представляющую собой общую стратегию обучения произношению (точка зрения И.Л. Бим)

а) восприятие на слух фразы;

б) осмысление фразы;

в) вычленение учителем особо трудного звука;

г) многократное воспроизведение звука учащимися;

д) вычленение учителем подлежащего фонетической отработке слова;

е) проговаривание слова учащимися;

ж) многократное произнесение учащимися слова и фразы в целом.

Ключи

1. А) Навыки фонемно-правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других (речевые слухопроизносительные навыки). Б) Навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимание речи других (ритмико-интонационные навыки).

2. Служить зрительным подкреплением правильности произнесения, например, долготы или краткости гласного.

3. а-2; б-3; в-1.

4. б

5. а, б, д, е, в, г, ж.

 

Тема 13. Формирование грамматических навыков

 

Семинар (4 ч.)

 

План

1. Цель обучения грамматике иностранного языка. Требования программы к знаниям и грамматическим навыкам учащихся в устной речи и чтении на различных ступенях обучения.

2. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности (ВРД). Отбор грамматического материала для средней школы.

3. Условия эффективности формирования грамматических навыков.

4. Трудности, возникающие в процессе работы над грамматической стороной речи.

5. Различные подходы и методы обучения грамматике:

5.1. Суть имплицитного подхода. Методика обучения грамматике на основе структурного и коммуникативного методов.

5.2. Эксплицитный подход и особенности обучения грамматической стороне речи с использованием дедуктивного и индуктивного методов.

5.3. Дифференцированный подход к обучению грамматике.

6. Упражнения для формирования и совершенствования грамматических навыков в различных ВРД.

7. Роль, место и характер грамматических правил.

8.Методика работы над пассивной грамматикой.

9. Грамматические ошибки и их исправление.

10.Формат контроля уровня сформированности грамматических навыков в системе современных экзаменов по иностранному языку.

 

Основная литература

1.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 305-319.

2. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов / Р.П. Мильруд. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – C. 57-80.

3. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея / Е.И. Пассов. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. – С. 100-101; 102-103; 104-105.

4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 101-123.

5. Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: конспект лекций / А.А. Утробина. – М.: Приор-издат, 2006. – С. 80-81.

 

Дополнительная литература

1. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 176-194.

2. Курбаова, М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе / М.Ю. Курбатова //ИЯШ. – 2006. - №3. – С. 64-71.

3. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приёмы обучения грамматике на уроках английского языка / О.Н. Опойкова // ИЯШ. – 2005. - №8. – С. 39-42.

4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. – С. 86-91.

5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 108-124.

6. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 74-89.

7. Ситнов, А.Ю. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма / А.Ю. Ситнов // ИЯШ. – 2005. - №7. – С. 42-45.

8. Степичев, П.А. Изучение английских неправильных глаголов с помощью настольной игры «Play cards at school» / П.А. Степичев // ИЯШ. – 2006. - №1. – С. 40-43.

9. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П.В. Сысоев // ИЯШ. – 2003. - №6. – С. 25-27.

10. Сысоев, П.В. Нужна ли грамматика, а если и нужна, то какая? / П.В. Сысоев // ИЯШ. – 2007. - №2. – С. 31-34

11. Шуба, Л.В. Работа с артиклями / Л.В. Шуба // ИЯШ. – 2008. – №;5. – С. 33-36.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: