И применению грамматического материала

1. Внимательно изучите в «Книге для учителя» формулировку задачи урока, связанной с грамматическим аспектом. Помните, что сформированный у учащихся грамматический навык позволяет им осуществлять грамматически правильное оформление мысли в устной речи и распознавание мысли автора при чтении.

2. Проанализируйте по «Книге для учителя» все этапы работы над данной структурой от ознакомления до применения.

3. Продумайте и сформулируйте установку, отражающую цель овладения учащимися данной грамматической структурой. Например: Сегодня вы научитесь рассказывать о событиях, которые происходили в определённый момент в прошлом (вчера, в прошлом году и т.д.).

4. Решите, исходя из характера грамматического явления, будут ли учащиеся пользоваться им для выражения мыслей активно или при чтении пассивно.

5. С учётом результатов проведённого анализа сформулируйте задачи урока. Например: ознакомить учащихся с настоящим продолженным временем; тренировать учащихся в употреблении нового грамматического явления; научить учащихся употреблять новый грамматический материал в речи.

6. Если грамматическое явление подлежит активному усвоению, то отберите способ ознакомления с ним: а) в виде грамматических структур, речевых образцов и модельных фраз; б) при помощи правил-инструкций и сочетаний структур; в) как формы слова.

7. Сформулируйте правило-инструкцию по образованию и употреблению данной грамматической структуры. Сравните или противопоставьте с аналогичной структурой в русском языке и с ранее изученными структурами.

8. Отберите лексический материал, который может быть положен в основу работы над грамматикой.

9. Проанализируйте грамматический материал и продумайте приёмы снятия трудностей его формы, значения, употребления.

10. Решите вопрос о месте грамматического правила. Подумайте, выведут ли правило сами учащиеся, сделаете ли это Вы, сделаете ли это совместно.

11. Подберите из УМК или составьте сами речевые ситуации, в которых Вы предъявите новый материал, а также наглядность: схемы, таблицы и др.

12. Добейтесь точного понимания всеми учащимися смысла данных грамматических структур.

13. Отработайте произношение грамматических структур в соответствии с фонетическими и интонационными нормами.

14. Установите, умеют ли учащиеся сознательно отличать новую грамматическую структуру от других, сходных с ней.

15. Проанализируйте виды тренировочных упражнений, предлагаемых УМК.

16. Продумайте и отразите в плане правильную последовательность выполнения упражнений. Помните, что формулировки заданий к упражнениям, подобранные ситуации должны иметь коммуникативный характер.

17. Используйте следующие виды упражнений:

· Имитационные: а) подтвердите информацию, мысль, высказанную учителем; б) согласитесь с утверждением учителя; в) скажите, что вы делаете, любите и т.д. то же самое, что предлагает вам учитель.

Помните, что Ваша реплика должна содержать грамматическую форму, которую Вы тренируете и которая нужна учащимся для выражения мыслей.

· Подстановочные: а) с использованием подстановочных таблиц; б) подстановка лексических единиц в тренируемую грамматическую структуру.

· Трансформационные: а) возразите, услышав высказывание учителя; б) скажите, что вы не будете делать, сделали, делаете то, о чём спрашивает учитель; в) поправьте учителя, выразив удивление, сомнение и т.п.; г) уточните время, место и др. в собственных высказываниях; д) расспросите своих товарищей о…; е) выразите сожаление по поводу того, что Ваш товарищ не сделал того, что сделал учитель; ж) выполните команду и скажите, что Вы сделали.

· Вопросно-ответные: придайте этим упражнениям коммуникативный характер (попросите учащихся угадать время действия, задуманный глагол, действия учащихся и т.д.).

· Упражнения на расширение и дополнение: а) расспросите подробности о действии учителя или ученика; б) предположите, что ещё мог видеть, делать и т.д. учитель или ученик; в) предположите результат действия; г) добавьте подробности …; д) закончите высказывания учителя.

· Сопоставление высказываний по заданным учителем ситуациям.

· Беседа в парах на основе предложенных картинок, фильмов, ситуаций.

18. Организуя тренировку грамматических структур на уроке, приближайте задания к естественным условиям иноязычного общения. Учитывайте потребности и интересы Ваших учащихся, особенности их возраста, уровень их общего развития.

19. Помните, если грамматическое явление подлежит пассивному усвоению, то учащиеся должны уметь пользоваться им при чтении и аудировании. При этом используйте упражнения, в которых учащиеся а) вычленяют грамматические признаки, опираясь на словесные пояснения; б) выделяют грамматическое явление без словесных пояснений; в) выписывают или подчёркивают грамматическое явление по формальным признакам; г) вычленяют грамматические признаки из предложений с элементами незнакомой лексики. Убедившись в умении учащихся вычленять признак и соотносить его с определённым значением, используйте микротексты и тексты. Контролируйте понимание с помощью наглядных средств, перевода, парафраза и т.п.

III. Фрагмент урока по формированию грамматических навыков говорения

Старший этап обучения

Тема урока: Do people judge others by the clothes they wear?

Задача урока: обучить пониманию и употреблениюграмматической структуры, выражающей нереальное условие - «Second Conditional».

 

Ход урока

I. Экспозиция и речевая подготовка (помогают учащимся настроиться на восприятие нового материала, активизировать лексические единицы, связанные с проблемой).

Teacher: What is fashion? I suppose fashion is about being true to yourself and it is wrong only when it is practiced without understanding. Clothing is never frivolous; it is always encoded with messages. I’d like to know what you think about it. What’s your attitude towards fashion?

1. Does your mood depend on the way you look today?

2. Do you often plan what to wear? Does it take you too much time to choose what to put on?

3. Do you have a style of your own? How did you create it?

4. Do you think people judge others by the clothes they wear?

Sometimes, they do. That’s why we always dress differently for different occasions. As for me, I prefer classical clothes but for the party I put on something extravagant. And what about you? What do you wear for the disco? …for gardening? … to school? … to the theatre?

I see, you dress differently when you go to different places.

II. Восприятие грамматического явления.

В процессе рассказа в каждой фразе, где использована новая грамматическая конструкция, учитель различными средствами выделяет её (голосом, жестами, указанием на речевой образец на доске).

Do you know how British teenagers dress for different occasions? Let’s read the letter of a teenager to the “Early Times” newspaper and say what his problem was.

“I was invited to the dinner party not long ago. I thought it would be okay to dress casually, So I wore jeans and a sweater, When I got there all guests were dressed up and I felt really left out. Should I have gone home and changed my clothes?”

Are you often invited to the parties?

If I were invited to a party I would put on something extravagant. And how would you dress if you were invited to a party?

Для закрепления в памяти воспринятого даётся правило-инструкция, которое формулируется следующим образом: «Если …, то…», потому что внимание ученика обращено в первую очередь на речевую функцию, а не на форму.

Если вы хотите высказать предположение о том, что могло бы или не могло случиться в будущем, или настоящем, когда Вы говорите о чём-либо нереальном, то нужно использовать следующую конструкцию (схема-опора зарисована на доске): If I (you, he, she, it, we, they) was/were (did something),I (you, he, she, it, we, they) would (wouldn’t) do something.

В первой части содержится условие, при котором может совершиться действие, а во второй части – действие, которое могло бы произойти при определённых обстоятельствах.

III. Выполнение имитативных упражнений.

А. Agree or disagree with the following statements:

· If I were invited to my friend’s dinner party, I would think twice what to wear.

· If my friend asked me to come to her party, I would ask her how to dress.

· My friend would feel left out if I came to his party in a casual dress.

Б. What would you do if you found yourself in the same situation?

Каждое упражнение должно состоять из 7-9 речевых образцов, так как это обеспечивает усвоение конструкции.

IV. Упражнения на подстановку.

We dress differently for different occasions. In what situation would you dress in the following way?

А. Find the proper beginning to the sentences:

·......, I would wear jeans.

· ….., I would dress neatly.

· ….., I would choose classical style.

Б. Complete the following ideas:

· I would wear a suit and high-heeled shoes, if …..

· I would put on something comfortable, if ……

· I would dress up, if ……

V. Выполнение подстановочно-трансформационных упражнений (используется опора).

First say what you would do in the following situations. Then ask your partner what he/she would do in the following situations:

 - If I went to Hawaii / Hollywood / Africa / Australia, I would (put on, wear, buy, take photos, walk, visit, swim, dance).

 - If I had a million dollars / a plane / a horse, I would (buy, dress, travel, give, visit).

VI. Выполнение упражнений на трансформацию (изменение усваиваемой грамматической формы в соответствии с речевой задачей).

Here is Kate. She has come from Moscow where she bought some things for her friends and relatives. There reaction to her presents was different because she bought: a hat for her brother, a cap for her sister, a sweater for her grandfather, etc.

What would your friends and relatives feel if you bought them these things?

Example: My father would be glad (happy, surprised, delighted, shocked) if I bought a warm sweater for him.

VII. Выполнение упражнений на репродукцию (самостоятельное высказывание из 5-7 фраз по различным проблемам с использованием данной грамматической формы).

А. Let’s make a chain story. Whose story will be the most interesting and funny?

Example: If I were a great sportsman, I would set a record. If I set a record, my country would be proud of me. If my country were proud of me, I would become famous….

Б. Now let’s change a story a little bit.

Example: If I could I would go to Great Britain. If I went to Great Britain I would go to the museums….

В. Give advice.

Your friend broke her/his mother’s favourite vase. He/she is asking for your advice.

Example: If I were you I would….

Г. Ролевая игра (задача – использование изучаемой грамматической конструкции в речи).

A taxi driver has found a bag in his cab with 5000$ in it. The name of the owner is on the bag but there is no address. He can’t decide what to do with the bag.

The participants: a taxi driver, his wife, his son (who is graduating from school this year), his daughter and her husband (who can hardly make both ends meet), his friend (a lawyer), two neighbours (who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend (who himself once occurred in such a situation), his mother (a wise old woman).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: