Последовательность проведения занятий по обучению звуковому анализу слов

 

ТЕМЫ Кол-во занятий
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Предложение Слово Гласные звуки Согласные звуки Односложные слова. Звуковой анализ Трёхзвуковые слова Мягкие согласные Мягкие согласные (продолжение) Двухсложные слова Слог (закрепление) Ударение Трёхзвуковые двухсложные слова Сочетание гласных Сочетание согласных (в начале и в конце слов) Сочетание согласных в середине слов Трёхсложные слова с открытым слогом Трёхсложные слова с открытым слогом (закрепление) Слова разной звуковой структуры (закрепление) 2 2 6 10 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 10

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ

1. Вычленение слова из потока речи 2. Раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы

Задачи: формировать представление о том, что слов много, словом мы называем что-либо, слова состоят из звуков, слова звучат по разному, потому что в них разные звуки, воспитывать внимание к слову, способствовать усвоению практическим путём значение слова «слово», учить воспринимать его как самостоятельную единицу речи, правильно использовать в своей речи.

Со средней группы проводятся речевые упражнения по обучению звукопроизношению, обогащению словаря

В старшем дошкольном возрасте проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

Методы: художественная литература («Горшок каши», «По щучьему велению»; «Айболит», «Жил на свете человек..», В. Осеевой Волшебное слово», «Игра в слова» А. Барто; игры («Фанты», «Чёрное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»; словарные упражнения, упражнения на словообразование.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И СЛОВЕСНЫМ СОСТАВОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- Знания: наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями;

- Предложения состоят из разного количества слов (длинные и короткие пред.);

- Слово называет, а предложение сообщает;  

- Умения: выделять предложение из живой речи;

- Делить предложения на слова;

- Определять количество слов в предложении, называть место слова в предложении;

- Составлять предложения

- Графически изображать словесный состав предложения;

- Изменять предложение так, чтобы оно из длинного предложения превращалось в короткое и наоборот;

- Придумывать предложение по предложенной схеме.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ

- Проговаривание детьми предложения

- Подсчёт количества слов в предложении

- Определение места каждого слова в предложении

- Называние каждого слова отдельно

- Хлопанье в ладоши по мере проговаривания слов

- Удары мячом об пол (по количеству слов в предложении)

- Выкладывание счётного материала (по количеству слов в предложении)

- «Живые сценки» (один ребёнок выполняет действие, другой составляет о нём предложение)

- Самостоятельное составление предложений с определённым количеством слов

- Придумывание предложений с заданным словом

- Придумывание предложения, которое начиналось бы с определённого слова

- Составление предложения по двум картинкам

- Придумывание названия к картине

- Придумывание «весёлого» предложения

- Сочинения короткой сказки о хитрой лисе

- Выкладывание предложений из картонных полосок, которые обозначают слова

- Рисование схемы словесного состава предложения

- Графическое изображение структуры предложения на доске, на листе бумаги

- Дидактические игры по ознакомлению детей с предложением и словесным составом предложения

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

1. Закрепление предыдущего материала 2. Работа с картиной, игрушкой (составление рассказа)

3. Выделение предложения из живой речи 4. Разбор словесного состава предложения (анализ) 5. Составление предложения (синтез) 6. Дидактическая игра на закрепление знаний и умений по предложению и анализу словесного состава предложения

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА И УДАРЕНИЕМ

Знания: Cлова делятся на части, эти части называются слогами

- В слове может быть 1 и более слогов, слоги в слове следуют друг за другом

- В каждом слоге один гласный звук, сколько гласных в слове, столько и слогов

- Одни слоги произносятся протяжно (откр.), другие – быстро, отрывисто (закр.)

- Один слог произносится громче, он ударный

Умения: Произносить слова по слогам

- Определять количество слогов в слове и место их в слове

- Припоминать короткие (1-2 слога) и длинные (3 и более слогов) слова

- Узнавать на слух и произносить ударный слога в слове, определение места его в слове

- Припоминать слова с ударением на определённом слоге

- Графически изображать слоговую структуру слова и ударение мелом на доске и карандашом на листе бумаги (в виде пунктирной линии)

- Активно употреблять термины «слог», «ударение», «ударный слог»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА:

1) слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, роза, лиса

2) слова, состоящие из трёх открытых слогов: машина, малина, корова

3)слова, состоящие из одного закрытого слова: сок, мак, сын

3) слова, состоящие из разных слогов: лодка, шишка, кошка

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДАРНОГО СЛОГА:

1) слова, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге

2) слова, состоящие из двух слогов, с ударением на втором слоге

3) смешанные случаи

4) слова, состоящие из трёх слогов

ПРИЁМЫ

- Количественный и порядковый счёт слогов в слове

- Подсчёт прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова

- Схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения)

- Моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки

- Самостоятельные действия детей со словами

- Усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги

- Речевая игра «Живые слова»

- Произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное)

- Установление их последовательности, соотнесение со схемой

- Подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям)

- Подбор слов с заданным слогом

- Дополнение слога до полного слова

- «Превращение коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька)

- намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями

- перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан

- разнообразные игровые приёмы (дидактические игры и упражнения)

- использование слоговой линейки, звуковых и слоговых «часов»

- графическое изображение ударного слога в разных словах

- придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога)

- произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса

- классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: