Ознакомление со звуковым строением слова

Последовательность ознакомления детей со звуковой стороной слова во 2 млад. и сред. группе:

- овладение детьми интонационным выделением звука

- определение места нужного звука – в начале, середине или конце

- называние слов, в которых есть нужный звук

- формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук

 

Формирование у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ в старшем дошкольном возрасте

Звуковой анализ понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д.Б. Эльконин).

Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие:

1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку –схему и фишки;

2) дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове, дифференциация согласных фонем по твёрдости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;

3) проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

 

Методика работы с карточками звукового анализа:

- Дети рассматривают картинку и называют, что на ней изображено;

- Воспитатель медленно проговаривает слово-название, интонационно выделяя каждый звук;

- Аналогичное произношение слова детьми;

- Фиксация внимания на том, что слово состоит из звуков;

- Рассматривание схемы звукового анализа слова;

- Обозначение звуков фишками (сначала воспитатель выполняет это на доске, дети – у себя на столах).

-

Знакомство с гласными и согласными звуками: Создаём игровую ситуацию «У врача». «Врач» осматривает горло, «больной» произносит «а – а – а». Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что звук «а» произносится легко, свободно, ведь ничто во рту не мешает воздуху проходить при произношении этого звука: ни губы, ни зубы, ни язык. Такие звуки, которые произносятся легко, свободно, не встречая препятствий, называются гласными. Губы при произношении таких звуков складываются в кружочек. Предлагает детям убедиться в этом, посмотрев на свою артикуляцию при произношении звука «а». На закрепление можно провести игровое упражнение, н-р, «Кто дольше протянет звук?», «Перекличка», «Эхо» и др.

 

Знакомство с согласными звуками: Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит комар, как рычит собака, шелестят листья под ногами. Имитируя всё это звуками (р- р – р, ш – ш – ш – ш). Воспитатель подчёркивает, что эти звуки произносятся тяжело, потому что воздух при произношении этого звука встречает препятствия во рту: язык, губы, зубы. Такие звуки, которые встречают препятствия при произношении, называются согласными. Воспитатель предлагает детям произнести эти звуки и посмотреть в зеркальце, как складываются губы при произношении этих звуков (губы смыкаются в полоску). Закрепляется в играх, игровых ситуациях «Чья собака злее?», «Маленькие логопеды».


Ч тение - это воспроизведение звуковой формы слова на основе его графического обозначения (Д.Б. Эльконин). Чтение – это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определённым правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка (Богуш А.М.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: