Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и ро дителями. Он организует творческий труд детей, в частности при нимая участие в создании Домов детского творчества (обычно на базе Домов пионеров), где в самых разнообразных видах деятель ности реализуются творческие возможности талантливых ребят.
Так, в клинском Доме детского творчества существует школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4 лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Они собирают и запи сывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении кон цертов помогают родители.
Кружковцы готовят проведение таких народных праздников, как День Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи ребят. Отчет работы кружка — это концерты перед населением и ярмарки детских поделок.
|
|
Одна из проблем одаренных детей — школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителей
и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявлять таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.
Но даже если учитель заметил способности ребенка, ему не когда заниматься с ним на уроке. Его он спрашивает реже, чем остальных учеников, поскольку уверен, что этот ребенок знает урок. Такой ученик предоставлен сам себе, он как бы на особом положении. В результате он отторгается от ученического коллек тива, у него формируются отрицательные черты характера, сни жается успеваемость.
Образование, необходимое одаренному ребенку, можно обес печить только гибкими методами обучения. Более приспособлена для этого система сельской малокомплектной школы, где дети разного возраста учатся в одном классе. В городских школах уже сейчас практикуются экстернатное или ускоренное обучение по одному или двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают.
Об ускоренных классах в начале XX в. писал русский философ В.В.Розанов: «...даровитый ученик не устает вовсе, не устает ни когда трудиться над возбуждающим его дарование предметом». Он считал, что в развитии таланта помогут специальные учебники, специально подготовленные творческие учителя и рационально организованный учебный процесс.
|
|
В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физи чески и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.
Если со стороны учителей-предметников есть показания для перевода ребенка в более старший класс, социальный педагог должен внимательно ознакомиться с этим ребенком, проконсуль тироваться с психологом и только тогда давать родителям совет о его дальнейшем обучении.
Социальный педагог предлагает родителям обратить внимание на следующие моменты:
• достаточно ли ребенок физически развит, чтобы вместе со старшими детьми принимать участие в их играх и занятиях? Если нет, у него может сложиться о себе мнение как об отстающем, причем не только физически, но, возможно, и умственно. Учите ля могут вскоре забыть его истинный возраст и неадекватными требованиями усилят это его негативное переживание;
• обладает ли он достаточными умственными способностями, чтобы на равных играть со старшими детьми? Если он всегда иг рает в группе роль младшего и соответственно себя ведет, то дети, скорее всего, исключат его из игры, а это его огорчит;
• достаточно ли он социально зрел, чтобы проводить в школе весь день в обществе старших детей? Пять дней в «еделю тю во семь часов в день вести себя так, как будто ты старше, чем ты есть, — это требует немалого усилия. Стоит ли возлагать такую ношу на плечи ребенка на все школьные годы?
Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный пе реход в старший класс — это не самое лучшее решение. Гораздо полезнее бывает обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.
Развитие и обучение одаренных детей требует создания специ альных учебных заведений — лицеев и гимназий для одаренных, специальных классов в массовых общеобразовательных школах. Здесь могут осуществляться и индивидуальный подход, и уско ренное обучение.
В завершение темы приведем текст доклада известного отече ственного педагога-дефектолога В.П.Кащенко (1870—1943) на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910 г.
в. П. Кащенко