Методы работы социального педагога с одаренными детьми

 

Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный  контакт между  преподавателями и ро­ дителями. Он  организует творческий труд детей, в частности при­ нимая участие  в создании Домов  детского  творчества (обычно на базе Домов  пионеров), где в самых  разнообразных видах деятель­ ности  реализуются творческие  возможности  талантливых ребят.

Так, в клинском Доме детского  творчества существует  школа народной  культуры, где в фольклорном кружке  занимаются дети с 4 лет. В комнате, оформленной как русская  изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Они  собирают и запи­ сывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении кон­ цертов  помогают родители.

Кружковцы  готовят  проведение  таких  народных праздников, как День  Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи  ребят.  Отчет  работы  кружка  — это концерты перед  населением и ярмарки детских  поделок.

Одна из проблем одаренных детей — школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы  не привлекать к себе  внимания учителей


 

и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают  ниже своих способностей, что мешает  педагогам выявлять таких детей.  В результате  их потенциальные возможности не развиваются.

Но  даже  если  учитель  заметил  способности ребенка,  ему  не­ когда заниматься с ним на уроке.  Его он спрашивает реже, чем остальных учеников,  поскольку уверен,  что  этот  ребенок  знает урок. Такой ученик предоставлен сам себе, он как бы на особом положении. В результате  он отторгается от ученического коллек­ тива, у него формируются отрицательные черты характера, сни­ жается  успеваемость.

Образование,  необходимое одаренному ребенку,  можно  обес­ печить  только  гибкими методами обучения. Более  приспособлена для этого система  сельской малокомплектной школы, где дети разного возраста  учатся  в одном  классе.  В городских школах  уже сейчас практикуются экстернатное или ускоренное обучение по одному или двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по  тем  предметам, по  которым они  преуспевают.

Об ускоренных классах  в начале  XX в. писал  русский философ В.В.Розанов:  «...даровитый ученик  не устает  вовсе, не устает  ни­ когда трудиться  над возбуждающим его дарование предметом». Он считал, что в развитии таланта  помогут специальные учебники, специально подготовленные творческие учителя  и рационально организованный учебный  процесс.

В ряде школ  практикуется перевод  одаренных детей в более старший класс, однако  здесь  возникает ряд  проблем.  Попадая в класс  равных  себе  по  умственному потенциалу,  эти  дети  физи­ чески и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток  новой информации, что  вызывает нервную и  психическую перегрузку.

Если  со стороны учителей-предметников есть показания для перевода ребенка в более старший класс, социальный педагог должен  внимательно ознакомиться с этим ребенком, проконсуль­ тироваться с психологом и только  тогда давать  родителям совет  о его дальнейшем обучении.

Социальный педагог  предлагает родителям обратить  внимание на  следующие моменты:

• достаточно ли  ребенок физически  развит,  чтобы  вместе  со старшими детьми  принимать участие  в их играх и занятиях? Если нет, у него  может  сложиться  о  себе  мнение  как  об  отстающем, причем не только  физически, но, возможно, и умственно. Учите­ ля могут вскоре  забыть его истинный возраст и неадекватными требованиями усилят  это  его негативное переживание;

• обладает  ли  он достаточными умственными способностями, чтобы  на равных  играть  со  старшими детьми?  Если  он  всегда  иг­ рает в группе  роль младшего и соответственно себя  ведет, то дети, скорее  всего, исключат его  из  игры, а это  его  огорчит;


 

• достаточно ли он социально  зрел,  чтобы проводить  в школе весь день в обществе старших  детей?  Пять  дней в «еделю тю во­ семь  часов  в день  вести  себя  так, как  будто ты старше, чем ты есть, — это требует  немалого усилия. Стоит  ли возлагать такую ношу на плечи ребенка  на все школьные  годы?

Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный пе­ реход в старший класс  — это не самое лучшее  решение. Гораздо полезнее бывает  обеспечить им дополнительную нагрузку  как  в школе,  так и вне ее.

Развитие  и  обучение  одаренных детей требует создания  специ­ альных учебных заведений  — лицеев  и  гимназий  для  одаренных, специальных  классов  в  массовых  общеобразовательных  школах. Здесь  могут  осуществляться и индивидуальный подход, и уско­ ренное  обучение.

В завершение темы приведем текст доклада  известного отече­ ственного педагога-дефектолога В.П.Кащенко (1870—1943) на Первом  Всероссийском  съезде  по  экспериментальной  педагогике в декабре  1910 г.

 

 

в. П. Кащенко

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: