Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников

 

(в сокращении)

 

...Итак, речь идет о даровитых детях наших учебных заведений. Следует ли оставлять их в этих учебных заведениях, или их надо выделять? Вот вопрос, интересующий нас.

Для решения этого вопроса обратим внимание на отношение шко­ лы к своим питомцам. Самым существенным недостатком здесь мож­ но отметить то, что наша школа не считается, да и не может считать­ ся, с индивидуальной психологией каждого ребенка. Требования ее рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего уче­ ника, ученика со средними способностями, естественно поэтому, что они не годятся по ту или другую сторону средней нормы. Поэтому, если еще можно сказать, что школа удовлетворяет своих средних учеников, то утверждать это совершенно невозможно, когда дело касается даровитых и слабых учеников.

Почему это так? Современная школа имеет дело с крайне разно­ родной массой учеников: вы найдете все степени по качеству и коли­ честву интеллектуального развития, перед вами пройдет учащийся с общим высоким дарованием или дарованием в той или иной облас­ ти, здесь же посредственность, здесь же различные формы умствен­ ной дефективности.

Школа берет на себя огромную ответственность: она должна раз­

вить все способности до их возможного высшего уровня. При этом


 

она считает возможным принять за идеал отношении к своим питом­ цам схематичные отношения к теоретическому среднему ученику; я говорю за идеал, ибо ведь на этом схематическом отношении и построена вся учебная программа, весь учебный план.

Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облег­ чить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих питом­ цев. Такая дифференциация отчасти уже существовала в Западной Европе, Америке, Японии, где в нормальную (элементарную) школу не принимают детей, у которых можно подозревать ту или иную фор­ му умственной дефективности; этих последних помещают либо в так называемую вспомогательную школу, либо в закрытое учебно-вос­ питательное заведение, физически дефективные дети также выде­ ляются в специальные школы или заведения.

Наконец, существует еще более детализированная дифферен­ циация в форме мангеймской системы; в последней кроме нор­ мальной и вспомогательной школ существует как переход также и так называемая повторительная, куда попадают дети,  представ­ ляющие средний тип между учащимися нормальной и вспомога­ тельной школ.

Результатом этого является то, что, с одной стороны, нормальная школа значительно облегчает свою задачу; с другой стороны - зна­ чительно улучшает положение своих неуспевающих учеников, так как и вспомогательная, и повторительная школы больше считаются имен­ но с их психологическими и физиологическими особенностями.

Кого же из детей можно признать за даровитого ребенка? Делаю попытку ответить на этот вопрос, сознавая всю его трудность, лишь для того, чтобы в общих, несколько грубых чертах отметить своеоб­ разность психологической организации даровитого и показать, как трудно ему, а часто и невозможно, мириться с укладом и требовани­ ями нашей современной школы.

Под дарованием надо разуметь некоторые свойства интеллекта и также другие стороны нашего душевного склада, в силу которых дан­ ный индивид производит эффект в той или иной области с минималь­ ной затратой труда и энергии. Или, другими словами, даровитый субъект-такой, который при той же затрате энергии в данной обла­ сти сделает больше, чем средний по способностям; в этом заключа­ ется совершенство (превосходство) даровитого. Какие моменты пси­ хики играют наибольшую роль при таком совершенствовании, до сих пор мы не можем сказать с определенностью.

Надо, однако, предположить, что даровитость, главным образом, относится к области интеллекта и представляет собой как бы особую напряженность и живость интеллектуальных процессов. Обладая, по- видимому, большой способностью сосредоточивать внимание в опре­ деленной области, обладая более совершенной апперцепцией [непре­ рывная связь старого материала с новым, установление связей но­ вых знаний со старыми], даровитые дети лучше воспринимают впе­ чатления и претворяют их в представления и понятия.


 

...Кроме непосредственного восприятия громадную роль у неко­ торых играет эмоциональная сфера и воображение, которое откры­ вает им целый мир новых образов; работа воображения бывает при этом до такой степени напряженной, что эти образы.принимают ха­ рактер как бы галлюцинаций даже без того, чтобы данный субъект затрачивал большие усилия для этого; недаром великие музыканты, поэты нередко жалуются, что их преследуют музыкальные мелодии, поэтические образы и картины.

Так, известный художник Н.Рерих говорит, что часто помимо его воли перед ним возникала во всей полноте задуманная им картина. Наконец, для творчества даровитого человека характерна также на­ личность большего, интенсивно выраженного к творчеству интереса, который может перейти в беззаветную любовь. Гончаров вынашивал своих Обломова и Райского по несколько лет, не переставая любить их.

Обратимся теперь к даровитым детям в школе. Вероятно, каждый помнит, что в среде его школьных товарищей был хотя бы один та­ кой даровитый. Большей частью такие даровитые дети, юноши, од­ нако, учатся из рук вон плохо и нередко считаются худшими ученика­ ми в классе. Здесь кстати будет процитировать Н.И.Пирогова, кото­ рый так хорошо знал школьное дело и который в своей статье «Шко­ ла и жизнь» пишет: «Сколько учеников слывут в школе тупоголовы­ ми, а в жизни оказываются умнее своих учителей». Нелишне будет

^ вспомнить исторические примеры... что Наполеон считался одним из последних учеников Бриенской военной школы. Гениальный Нью­ тон и в средней школе, и в высшей считался за малоспособного. Из­ вестный натуралист Александр Гумбольдт также отставал в школе от своих сверстников.

Одним из видных свойств даровитых является оригинальность мышления, которая не мирится ни с каким притязанием школы под­ чинить ее правилам и требованиям, выработанным по иному масш­ табу. Зачастую мышление это выражено определенно направлен­ ным интересом. В то время, как школа требует от него одинакового участия во всех занятиях, начиная от латинской грамматики и кончая естественной историей, его мысль витает в какой-нибудь определен­ ной области, и школа только мешает этой работе мысли: только по­ давляет ее.

...При наличности разностороннего дарования данные субъекты легко справляются с задаваемой им школьной работой. К их способ­ ностям предъявляются слишком минимальные требования; способ­ ности их не упражняются, ум не приучается пользоваться ими. Тре­ бования школы должны быть больше согласованы с силами учени­ ка; не посягая на его самостоятельность и оригинальность, должны побудить эти силы производить весь тот полезный эффект, на кото­ рый они способны, чем приучить данный организм в нужный вызван­ ный жизнью момент живо ответить на данное раздражение, - это и есть приучение индивида к управлению своими силами вообще и своими дарованиями в специальной области, в частности.

 

128


И вот такой недовольный школьным преподаванием ученик начи­ нает самостоятельно заниматься, так как школа ему только мешает. Предоставленный самому себе, он не всегда получит необходимую общую подготовку, не выработает в себе работоспособность, но, ув­ лекшись какой-нибудь отраслью знания или искусства,  сделается дилетантом, недоучкой.

Общее образование необходимо, и только на фоне этого общего образования могут получать дальнейшее полное развитие дарова­ ния в тех или иных областях. Мы только настаиваем на необходимости привести в гармонию эти дарования с общим развитием. На этом основании школа должна приноровиться к своим одаренным воспи­ танникам, иными словами, для них должна быть создана специаль­ ная школа, которая принимала бы во внимание своеобразие их орга­ низации. Такая школа должна иметь особую программу, настолько гибкую и подвижную, чтобы модифицироваться в каждом отдельном случае. Повторяем, современная общая школа - для учеников со средними способностями, но не для одаренных.

...Сколько талантов погибает в пучине случайностей русской жиз­ ни. Положим, Ломоносов, Горький, Шаляпин выбились из этой пучи­ ны, но ведь им помог случай, который не всегда приходит вовремя...

То положение, что гений всегда пробьется, в корне неверно. Между тем на этом пути даровитому приходится затрачивать, может быть, луч­ шие элементы своего дарования, и он подчас губит их безвозвратно.

Далее противники приводят такое возражение, что не следует удалять даровитых детей из общей школы, так как этим последняя как бы лишается ее лучших элементов, которые оказывают плодо­ творное влияние на остальных средних... Но позвольте, что же это за аргумент? За что вы хотите приносить в жертву даровитых детей посредственности? Это, по меньшей мере, оригинальное использо­ вание неразвернувшихся дарований на пользу процветания средне­ го индивида. Можете чем хотите поднимать дух соревнования в клас­ се, но только не глушите зачатков великих, быть может, дарований, которым вы должны дать возможность развернуться во всю ширь и мощь. Они с лихвой возместят вам принесенную им жертву.

Что касается до таких аргументов... что I. в классах специальных школ было бы больше опасности переутомления ввиду большого разнообразия дарований учеников или что II. для характера ребенка было бы вредно сознание, что он принадлежит к избранным. Оба эти аргумента также несостоятельны.

Переутомление устраняется уменьшением до минимума числа учащихся в классе, сознание же превосходства над остальными боль­ ше угрожает в общей школе, ибо там данный ученик постоянно убеж­ дается в этом превосходстве над своими посредственными товари­ щами; в специальной же школе преимущество одного ученика будет уравновешиваться преимуществом другого.

Слышим мы соображения и такого рода, что, мол, как же отобрать таких детей, где данные, на которых при этом надо базироваться?

 

5  Василькова                                                                                                                                                                           129


 

Эти соображения не должны нас останавливать. В истории лечеб­ ной педагогики можно найти очень ценные указания и факты по это­ му поводу.

С другой стороны, и в настоящее время, еще без разработанной методики, есть возможность в известных случаях бесспорно сказать, что данный ученик представляется даровитым.

В. Освальд в своей книге «Великие люди», психологически разоб­ рав биографии нескольких известных исследователей, не без осно­ вания указывает, что характерным свойством великих людей наряду с самостоятельностью и оригинальностью мышления является ран­ нее созревание. В наличности этого фактора мы действительно убеж­ даемся на многих примерах. Не говоря уже о таких известных, как Дж. Ст. Милль, уже в 9-летнем возрасте владевший латинским и гре­ ческим языками, как Лермонтов, начавший писать стихи с 10 лет, и т.п., при более внимательном наблюдении за даровитым ребенком мы очень часто более или менее правильно можем представить себе, куда направлено его дарование.

Как должна быть устроена специальная школа, кому это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделять их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учеб­ ный план - эти вопросы считаю важными, но не останавливаюсь на них, чтобы не уклониться в сторону. Пока важно осознать необходи­ мость такой дифференцировки и создания специально организован­ ных школ.

Итак, интересы даровитого ребенка требуют, чтобы его взяли из неблагоприятной для его развития общей школы и поместили в спе­ циально созданную для него школу. Надо помнить, что всякое вели­ кое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит даль­ нейшему культурному прогрессу....«Человечество движется вперед благодаря избранным», - говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. Ребенок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.

 

Печатается по изд.: Антология пе­ дагогической мысли России второй по­ ловины XIX — начала XX в. - М., 1990. — С. 480-467.

 

Рекомендуемая литература

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1989. Вроно Е. Несчастливые дети — трудные родители. — М., 1997. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников // Антология педагогической мысли России второй поло­ вины XIX — начала XX в. — М.,  1990.

Клименко В.В. Психологические тесты таланта. — Харьков, 1996.

 

130


Психология одаренных де! ей и подростков/ Под ред. И.С.Лейтеса. — М.,  2000.

Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1973. Фридман Джоан. Ваш умный ребенок. — М., 1996. Фридман И. Себя как в зеркале я вижу. — М., 1996.  '

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: