БОЛЬНЫЕ ДЕТИ
Большинству социальных педагогов приходится работать с боль ными детьми в школе и семье, в приюте и детдоме, в различных реабилитационных центрах.
В современных условиях в России зафиксировано увеличение аномальных детей. Так, в 1994 г. органами социальной защиты за фиксировано 398,6 тыс., а в 1995 — 453,6 тыс. детей-инвалидов до
16 лет. Это в 4 раза больше, чем в 1985 г. Предполагается, что это не точная цифра, так как дети, страдающие заболеваниями, не все признаны инвалидами, их учет ведут разные ведомства и пред ставить сегодня точную цифру невозможно1.
Прежде чем говорить о работе с этой категорией детей, оха
рактеризуем их особенности.
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих,
с недоразвитием речи, '
с нарушением опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития,
|
|
с первыми признаками шизофрении, невозможностью обще
ния, с ранним аутизмом («вещь в себе», «аутичные дети»),
дети с нарушениями в развитии.
Для больных детей характерна сосредоточенность на своей бо лезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоя тельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются еще и специфичес кие особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.
Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялы, неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.
1 См.: Буланова О.Е. Педагогические принципы и формы социальной реаби литации детей с недостатками в умственном и физическом развитии в специали зированных учреждениях // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 240—278.
131
Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они бого творят педагога, подражают ему. Они аккуратны, большинство ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Но часто они бывают в состоянии недоброжелательности. • ^
Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно воспринимают счет и грамоту, но эмоциональны и стре мятся учиться.
Для детей, больных церебральным параличом, кроме двига тельных недостатков характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают на ставления воспитателя.