Работа социального педагога с больными детьми

 

БОЛЬНЫЕ ДЕТИ

 

Большинству социальных педагогов приходится работать  с боль­ ными  детьми  в школе  и семье, в приюте и детдоме, в различных реабилитационных центрах.

В современных условиях в России зафиксировано увеличение аномальных детей.  Так, в 1994 г. органами социальной защиты за­ фиксировано 398,6 тыс., а в 1995 — 453,6 тыс. детей-инвалидов до

16 лет. Это в 4 раза больше, чем в 1985 г. Предполагается, что это не  точная  цифра, так  как  дети, страдающие заболеваниями,  не все признаны инвалидами, их учет ведут разные ведомства и пред­ ставить  сегодня точную  цифру  невозможно1.

Прежде чем  говорить о  работе  с  этой  категорией детей, оха­

рактеризуем их особенности.

Среди  детей  с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:

глухих и слабослышащих, слепых  и слабовидящих,

с недоразвитием речи,                                                                                      '

с нарушением опорно-двигательного аппарата,

с задержкой психического развития,

с  первыми признаками  шизофрении,  невозможностью обще­

ния, с ранним аутизмом («вещь  в себе», «аутичные дети»),

дети  с нарушениями в развитии.

Для больных детей  характерна сосредоточенность на своей  бо­ лезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоя­ тельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются еще  и специфичес­ кие особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.

Умственно отсталые дети  поздно начинают держать  головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они  вялы, неловки. У них  нарушена психика (восприятие,  мышление,  память  и  речь), они  плохо  воспринимают окружающих, не  вступают в разговор.

 

1 См.: Буланова О.Е. Педагогические принципы и формы социальной реаби­ литации детей с недостатками в умственном и физическом развитии в специали­ зированных учреждениях // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 240—278.

 

131


 

Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они бого­ творят педагога,  подражают ему. Они аккуратны, большинство ласковы, дружелюбны, уравновешенны.  Но  часто  они  бывают  в состоянии недоброжелательности.                        • ^

Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно  воспринимают счет и грамоту,  но эмоциональны и стре­ мятся  учиться.

Для детей,  больных церебральным параличом, кроме двига­ тельных недостатков характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают на­ ставления воспитателя.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: