Работая с такими детьми, социальный педагог помогает как можно раньше организовать их лечение, консультирует родите лей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать стрем ление к знаниям. Он помогает организовать больных детей, их контакты со сверстниками с целью привития таким детям навы-
^ ков общения, правильного культурного поведения. Важным в физическом развитии, приобретении навыков домашнего труда и самообслуживания является организованное социальным педаго гом трудовое воспитание и обучение больного ребенка.
Учитывая, что такие семьи чаще распадаются и мать с бабуш кой являются главными в воспитании — следует проявлять такт в общении с ними.
Несмотря на специфику каждого заболевания, работа соци ального педагога с каждой категорией больных детей (в центрах, в приютах, в семье, в специальных учебных заведениях) имеет много общего.
Во-первых, всем больным детям оказывается целый комплекс социальных услуг. В их числе:
|
|
проведение бесплатного медицинского обследования и лече
ния, предоставление бесплатного лекарства;
консультации родителей и родственников, обучение навыкам ухода за больным ребенком;
определение ребенка в детский сад, школу, санаторий, лагерь отдыха.
Социальный педагог часто сталкивается с тем, что семья по причине неосведомленности не пользуется этими услугами. Он разъясняет родителям их права, советует, куда обратиться за по мощью.
Уже в роддоме ребенку устанавливается диагноз. Если необхо димо, дают направление для его подтверждения в специальные консультационные центры. Затем ребенка ставят на учет в район-
ной поликлинике или в соответствующем лечебном заведении, где он наблюдается врачом-куратором.
Социальный педагог вместе с лечащим врачом, психологом и родителями составляет программу психолого-педагогической по мощи больному ребенку: его развития, обучения и воспитания. По этой программе ребенок подготавливается к школе, приобретает навыки самообслуживания, общения с окружающими, происхо дит восстановление его физического и психического состояния.
Программа реабилитации предусматривает координацию всех служб, которые могут помочь ребенку, и последовательный кон троль за изменениями в развитии ребенка. В реабилитационных центрах социальный педагог работает в тесном контакте с психо логом, врачом, социальным работником, юристом, которые ре гулярно консультируют родителей по всем интересующим их воп росам. В центрах существует компьютерная база данных на каждо го больного ребенка микрорайона, ставятся на особый учет дети- инвалиды.
|
|
В зависимости от рода заболевания программы реабилитации детей с разными нарушениями в развитии имеют каждая свою специфику. Так, программы работы с дезадаптированными деть ми, детьми с нервно-психическими заболеваниями, олигофре нией и умственной отсталостью включают лечебную педагогику, психологическую коррекцию, игротерапию, сказкотерапию, кор- рекционно-развивающую физкультуру1.
Работа социального педагога с такими детьми предполагает:
изучение воспитанника, выявление причин заболевания, от
ставания в развитии и обучении;
определение форм и методов индивидуальной работы; организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка; оказание помощи воспитаннику, находящемуся в ситуации
кризиса;
консультацию родителей;
выработку единых педагогических требований с сотрудниками центра в работе с каждым ребенком;
соблюдение прав ребенка.
Можно выделить следующие основные направления деятель ности центра: диагностическое, психокоррекционное, оздорови тельное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консуль тационное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское.
Огромную сложность представляет работа с умственно отсталы ми детьми-сиротами. Исследования в г. Москве и в Мордовии пока зали, что выпускники специальных школ-интернатов почти не под готовлены к самостоятельной жизни. У них бедный круг интересов,
1 См.: Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптиро
ванных детей и подростков // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 117—125.
они пассивны, слабо ориентируются в своем будущем, не умеют вести домашнее хозяйство, не знают законов. Они надеются на по мощь государства, не подготовлены к профессиональному труду1.
Особая категория больных детей — дети-инвалиды. С ними чаще всего работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. В свою очередь, социальный педагог выделяет ряд проблем, кото рые ребенок может решать только с ним. Он помогает ребенку- инвалиду адаптироваться в окружающем мире, чему способствует реализация таких узкоцелевых программ, как «Личная гигиена»,
«Я в быту», «Я в трамвае», «Я в магазине» и т.д.
Работа педагога направлена и на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоро выми детьми социальный педагог составляет программу, по кото рой ребенок подготавливается к такому общению, принимая уча стие в конкурсах, проведении дней рождения, обсуждении книг и фильмов и т.д.
Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фотогра фия, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) — также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не толь ко подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профес-
^ сии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, умели планиро вать свой труд, содержать в порядке инструменты и оборудование.
Важно также, чтобы дети-инвалиды в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить; заинтересовать этим делом, познакомив с на родным творчеством, национальной росписью тканей, деревян ных и глиняных игрушек и т.п. Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каж дого из них как личности. Творческая работа сопровождается чте нием книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, рас ширяет его кругозор.
|
|
Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какими- либо заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Оран жерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родителей или ок ружающих раздражает болезнь ребенка, что также усугубляет его состояние.
Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережи вания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь социальный педагог.
1 См.: Бгажнова И.М. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью в школах // Социальная педагогика. — М., 1998. - С. 229.
Социальная адаптация больных детей в условиях массовой шко лы осуществляется индивидуально. Первостепенной являются пси хологическая помощь детям и беседы, консультации с родителями. Групповые занятия психологической помощи (ролевые игры) на правлены на преодоление у таких детей трудностей в общении.
Учитывая, что больные дети мало двигаются, им необходимы индивидуальные физкультурные занятия, например плавание, ручная работа, развивающая мышечную моторику, работа по де реву, лепка, шитье, печатание на машинке.
Социальным педагогам, работающим в школе, часто прихо дится сталкиваться с дезадаптацией больных детей по причине так называемого школьного невроза. Невроз — невротическое со стояние ребенка, возникающее в результате обиды, ущерба, на несенного словом или жестом.
Ученые систематизировали школьные неврозы в зависимости от их проявления:
ребенок часто плачет, разбрасывает вещи — истерический не
вроз;
быстро утомляется, плохо спит, раздражителен — неврасте
ния;
его преследует мысль о своих неудачах — невроз навязчивых состояний;
преследует мысль, что на него показывают пальцем — феби- ческий невроз;
ему кажется, что все над ним насмехаются, — депрессивный невроз;
ему свойственно упадническое настроение — ипохондричес
кий невроз;
узнав о своей болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире — диперсонализационный невроз;
|
|
ребенок говорит: «От этой болезни у меня дергаются веки» —
системный невроз;
от ожидания обострения хронической болезни ребенок пере
живает чувство ужаса — невроз ожидания;
ребенок агрессивен, когда его называют больным, — эмоцио
нальный невроз.