Работа с умственно отсталым ребенком

 

Разные общества по-разному относились к слабоумным. И Ко­ ран и Библия рассматривают слабоумных как кару за грехи роди­ телей.  Одни  их называют детьми  Бога, другие — детьми  дьявола. Протестанты М.Лютер, Д.Кальвин советовали сажать их в тюрь­ му или топить  в реке.

В Древнем Риме  существовал обычай  при  богатых домах дер­ жать слабоумных — на потеху хозяевам  и гостям, что переросло в традицию держать при дворах монархов шутов.


 

Служители церкви  в средневековье использовали слабоумных для сбора подаяния. Это имело место и в католических, и в право­ славных  монастырях.

В православной России умственно отсталых детей считали детьми Бога,  божьими  детьми.  Их окружали  ореолом  святости, в них ус­ матривали божественных прорицателей. Еще в XI в. на Руси слабо­ умные призревались в Киево-Печерской лавре.  В «Стоглавом  су­ дебнике»  (1551)  определялось,  что  тех,  «кои  лишены разума», следует помещать в монастыри. При  Петре  I законом «о дураках» уточнялось, что  прежде  следует  их внимательно освидетельство­ вать. Я. А. Коменский в «Великой  дидактике»  писал:  «Кто усом­ нится  в том,  что воспитание необходимо людям тупым,  чтобы освободиться от тупости природной?» И далее: «Из человеческого воспитания и образования нельзя  исключать никого  кроме нече­ ловека».

Из-за поражения центральной нервной системы  такие дети трудно  осмысливают окружающую  жизнь,  не  понимают требо­ ваний  взрослых.  Поэтому советы взрослых должны  быть немного­ словны.  Занятия следует строить  в игровой  форме, при этом вы­ бирать  игры,  которые  расширяют кругозор  ребенка, развивают его речь. Давая  задания, нужно  обязательно показывать, как их выполнять. Особое значение приобретает обучение  умственно от­ сталого ребенка  навыкам самообслуживания, что помогает  в раз­ витии  речи,  мышления. В формировании привычек важно  со­ блюдать последовательность. Так,  ребенка  4—6 лет следует учить убирать  в определенное место  игрушки, книги, учебный  мате­ риал.

Разговаривать с умственно отсталым  ребенком следует спокой­ ным,  доброжелательным тоном,  не скупиться на похвалу даже за незначительные успехи.

У умственно отсталых  детей  наблюдается недоразвитие мото­ рики.  Они не умеют бегать, прыгать,  направленно бросать мяч. Их не привлекают предметы  сами по себе,  поэтому для занятий сле­ дует выбирать  яркие  предметы, например красочные игрушки.

Научить такого ребенка элементарным движениям можно только после  показа, например, как садиться  на стул, сгибая  ноги в ко­ ленях.  Для тренировки равновесия ребенку  предлагают  ходить по коридору  между натянутыми веревками, между стульями.  Прежде всего  необходимо научить  захвату предметов, которые  отличают­ ся по величине, форме, цвету,  перекладыванию их с одного  мес­ та на другое.

Когда  ребенок станет  постарше,  нужно  научить  его  пользо­ ваться  ключом,  открывать  двери с различными ручками, научить есть, одеваться, раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной  щеткой, туалетной  бумагой.

Многие из этих детей начинают произносить отдельные  слова только в 5—6 лет. Они понимают других, но сами говорить  затруд-


 

няются. Речь таких детей с большими дефектами, что является результатом  недоразвитости связок, неправильного расположения зубов,  недоразвитости языка.  Здесь  необходима работа логопеда, но кое-что можно  делать и в домашних  условиях,  например тре­ нировать  дыхание  — научить  ребенка  сдувать ватку с книги, дуть на кораблик в тазу с водой  и др.  Важно  для умственно отсталых детей и воспитание дисциплины. Они очень внушаемы, любят подражать  окружающим. Поэтому не представляет труда научить их здороваться, вставать,  подавать  руку, мальчику, входя в поме­ щение, снимать  головной  убор, уступать место взрослым, подни­ мать упавший  предмет.

 



ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Лечебная  педагогика — отдельная  самостоятельная отрасль со­ циальной педагогики на стыке  медицины, психологии и общей педагогики, которая  рассматривает вопросы  воспитания детей  с отклонениями в состоянии здоровья.  Проблемами лечебной  педа­ гогики  занимались видные  отечественные и зарубежные ученые: В.П.Кащенко, Д.С.Выготский, Я.Корчак, А.Г.Коган, А.А.Дуб­ ровский.

Осуществляя укрепление здоровья  ребенка, лечебная  педаго­ гика привлекает средства психотерапии, искусства, природы  и опирается на права  ребенка  на здоровье,  закрепленные Конвен­ цией  ООН  о правах ребенка.

Следует выделить  следующие  принципы лечебной  педагогики:

ответственность педагога  за здоровье  ребенка; сочувствие  и бережное  отношение к больному  ребенку;  профилактика психического, физического и социального кри­

зиса  в состоянии ребенка:  легче  предупредить недуг,  чем  потом его лечить;

индивидуальный подход в работе  с ребенком;

объединение усилий врача, родителей  и ребенка  в процессе реабилитации;

осуществление главных заповедей:  «Не навредить  здоровью  ре­ бенка»,  «Помочь  и научить  ребенка  заботиться о себе»,  «Уважать личность  ребенка»;

поощрение ребенка  в его деятельности;

использование в работе  факторов окружающей среды,  приро­

ды, общения ребенка  со взрослыми и сверстниками.

Исходя  из основной цели лечебной  педагогики — оздоровле­

ние ребенка  — выделены ее основные средства:

общетерапевтические, которые направлены на укрепление здо­ ровья  ребенка, на его положительное общение как основу психи­ ческого  здоровья;

лечебные — организация консультаций специалистов для диаг­

ностики состояния здоровья  и определения лечения;


 

профилактические — вовлечение детей в разнообразную твор­ ческую  деятельность с целью  предупредить отклонение в физи­ ческом, психическом состоянии здоровья, обучение  культуре про­ ведения  своего свободного времени, организации режима  в шко­ ле, дома;  обучение наблюдению за своим  здоровьем; создание в центре или школе  своеобразных ниш,  где бы ребенок мог освобо­ диться  от своих переживаний, страхов, отрицательных эмоций и напряжений.

Первостепенным методом лечебной педагогики является ме­ тод убеждения — размышление вместе  с воспитанником о его жизни, обществе, которое его окружает, о его месте  в нем, важ­ ности  жить и победить  болезнь.  Подготовив ребенка  таким  обра­ зом, педагог внушает ему мысль о необходимости лечения (сугге­ стивное внушение).

Важно обучить больного ребенка самостоятельно регулировать свое  эмоциональное состояние. Это  привитие качеств  самодис­ циплины, самовыдержки, самокритики.

Положительно влияют на лечение, укрепление здоровья  ре­ бенка эстетические средства воздействия: кино  и театр, музыка и пение,  ритмика и изобразительное искусство.

Метод  организации игр   (игротерапия), особенно на  свежем воздухе, — один  из обязательных методов  лечебной педагогики. Игры,  от самых простых, как,  например, лапта,  до таких много­ составных, как «Зарница» и «Проводы Масленицы», широко прак­ тикуются в детских  лечебных учреждениях.

Воспитание на положительном — аретотерапия — метод, обе­

регающий больного  ребенка  от отрицательных эмоций.

Лечебная педагогика основывается на методах педагогической помощи ребенку — имаготерапии.

Неоценимое лечебное и воспитательное воздействие на ребен­ ка оказывает природа. Занятия в парке  и лесу, купание в реке и море, походы  в горы и т.п. обязательны в планировании работы воспитателя, социального педагога  детских  оздоровительных уч­ реждений.

 

Социальному педагогу, работающему с больными детьми, по­ лезно обратиться к опыту школы-санатория, созданной В. П. Ка­ щенко в 1908 г. в Москве на улице Погодинской в доме 8. Это было учебное и воспитательное учреждение для нервных, не­ успевающих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет. В школу не принимались дети с органическими нару­ шениями ЦНС, приводящими к идиотии, глубокой умственной от­ сталости и эпилепсии. В школе было 22 воспитанника, которые делились на три «семьи», во главе каждой «семьи» был воспита­ тель, который и жил в семье. Каждая семья отдельно питалась, лечилась, играла. Для занятий «семья» делилась на небольшие группы.


 

Ставилась задача совместить лечение с обучением и воспитанием, дать детям знания, развить познавательные интересы, возможнос­ ти, способности, творчество и самостоятельность.

Дети изучали историю, язык, арифметику, географию, естество­ знание. Первостепенным был ручной труд, который рассматривался как метод усвоения и закрепления знаний и как средство коррекции личности. Дети сами взвешивали, замеряли, зарисовывали, состав­ ляли коллекции, делали модели.

Первостепенное внимание обращалось на отношения воспитате­ ля и ребенка, на индивидуальную работу с детьми. Расписание, стро­ гий распорядок ребята принимали сами, были против его наруше­ ний, так как это требовало новых нервных затрат для приспособле­ ния к новым условиям.

Доверие к ребенку и требовательность проявлялись в привлечении ребят к ответственным, серьезным работам, к выполнению важных поручений, таких, например, как выдавать книги в библиотеке, отве­ чать за порядок и исправность инструментов в мастерской, дежурить в музее.

Проступки детей рассматривались как ошибки, промах - как след­ ствие временной болезни. За проступок воспитанника не ругали, а временно укладывали в постель, что приводило к отдыху нервной системы. Ребенок после этого стремился вести себя нормально.

Лечебные мероприятия (массаж, гимнастика, игры, прогулки и т.п.) разумно чередовались с обучением и различными воспитательными мероприятиями.

 

В работе с детьми-инвалидами социальному педагогу поможет опыт лечебной педагогики А.А.Дубровского1.

По мнению А.А.Дубровского, деревья оказывают лечебное, эмо­ циональное воздействие на ребенка. Он описывает, как ребята тя­ нутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому, что на детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы

и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены «щадящие», «успокаивающие» деревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кро­ нами, с бледными листьями.

Успех лечения зависит от того, будут ли во время лечения пре­

одолено одиночество и подавленность ребенка.

На первом этапе педагог проводил доверительную беседу с ре­ бенком, из которой выяснял «главные желания ребенка». Первосте­ пенной задачей он считал отвлечь ребенка от «ухода в болезнь», заставить его поверить в свое выздоровление. «Нередко, - пишет Дубровский, - причиной болезни является неразвитость души, без-

 

1  См.: Дубровский  АЛ. Жемчужина России // Педагогический поиск. — М.,

1987.  - С. 501-540.                              *


делье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непони­ мание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтббы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка - вот наши главные лекарства. И еще - полнокров­ ная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полноценным человеком. "Учись быть активным невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!" - внушаем мы по­ стоянно детям».

Педагог пишет о «труде-заботе», которым увлечен весь санато­ рий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, о «труде-ра­ дости», который вносит в жизнь больных ребят романтику.

Гордость санатория - парк был возделан воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали деревья, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой работе ребята взрослели.

Романтика, которая в жизни больных детей просто необходима, при­ вносится и в игры. Во время игры «Морская эскадра» ребята с припод­ нятым настроением выбирают для своих команд названия кораблей, готовятся к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживают мор­ скую форму, изучают азбуку Морзе, историю флота, жизнь замеча-

^ тельных флотоводцев -  героев  морских  сражений.  Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе россий­ ского флота - все это обладает необыкновенной притягательностью для ребят, а кроме того, обладает большой воспитательной силой.

Этическому воспитанию в санатории служит комната для размышле­ ний. Цель комнаты - побудить ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими, проверить себя и свое поведение. На двери комнаты надпись: «Зайди и призадумайся - выполняешь ли ты "10 нельзя"».

Вот эти «10 нельзя».

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся, позорно предавать­

ся увеселениям...

2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это вели­

чайшее святотатство.

3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людь­

ми, особенно стариками.

4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.

5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что не дает себе. Умей отказаться от подарка, если знаешь, что в вещи, которую тебе дарит, мать отказывает себе.

6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни в стороне.

7. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших... не простившись с ними, не дождавшись у них пожеланий счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.


8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего... нельзя си­ деть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, особенно женщина.

9. Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается взрослый, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь, по­ желать доброго здоровья.

10. Нельзя оставлять старшего'родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого кроме тебя. Помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме человеческого общения, у него уже не может быть.

Лечебная педагогика А.А.Дубровского направлена на то, чтобы помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, уме­ ющим жить среди людей. Он ставит задачу увлечь больных детей самосовершенствованием и «творением добра», привить любовь к природе, развить творчество. Решить эти задачи можно, по мнению педагога, вовлекая ребят в труд и общение.

Дубровский формулирует основные направления работы социаль­

ного педагога с больными детьми. Это:

проведение этических бесед;

организация детского самоуправления;

обязательное участие детей в труде, занятиях гимнастикой;

сотрудничество детей и воспитателей;

всем коллективом играть с детьми;

помочь заняться творчеством;

организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, в парке, в биб­

лиотеке;

проводить занятия психотерапии и аутогенной тренировки.

 

Реабилитационный центр «Радуга» для детей  и  подрост­ ков с ограниченными возможностями был открыт в г. Клину Москов­ ской области. Перед социальными работниками Центра была по­ ставлена задача оказать детям и подросткам медицинскую, соци­ альную, педагогическую и правовую помощь, по возможности нор­ мализовать их здоровье, отношение к жизни,  семье, обучению,

ТРУДУ-

Сотрудники Центра выявляют больных детей и подростков, а так­ же детей-инвалидов города, изучают причины и сроки наступления болезни и инвалидности ребенка (подростка), фиксируют соци­ альный статус семьи, состояние здоровья ребенка в каждый из пе­ риодов его жизни. Разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, координируется работа медицинских, школьных, интернатных, спортивных и оздоровительных учреждений. Специа­ листы Центра работают с родителями больных детей, обучая их основам психологических, медицинских и педагогических знаний, привлекая их к активной работе по оздоровлению детей.

В Центре созданы условия, приближенные к домашним, культи­

вируются доброжелательное отношение к детям, уважительные от-


ношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дефектолог, психолог, юрист.

В Центре функционируют два отделения: организационно-мето­ дическое и отделение психологической, педагогической и социаль­ ной помощи.

В организационно-методическом отделении изучаются состо­ яние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, соци­ альное положение семьи, разрабатываются индивидуальные про­ граммы реабилитации. Выполнение программ контролируется, свое­ временно вносятся в них поправки. Создана компьютеризированная база данных о больных детях.

Поэтапное выполнение индивидуальных программ проводится в стационарном медицинском отделении. Осуществляется медикамен­ тозная, витаминозная, нетрадиционная и травотерапия. По согласо­ ванию с органами здравоохранения отделение направляет детей в лечебные учреждения для получения специальной помощи.

В отделении психолого-педагогической реабилитации осу­ ществляется медицинская, социальная, педагогическая и психоло­ гическая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет.

Это дети с речевыми нарушениями различной степени. У некото­ рых - на фоне задержки психического развития на органической осно­ ве, а также сопутствующих заболеваний органов дыхания, сердца, по­ чек, ортопедических отклонений, неврозов, аллергии, соматической ос­ лабленное™. Группы составляются по заболеваниям и по возрасту.

Большинство из них дети из неполных или неблагополучных се­ мей. Поэтому первостепенной задачей специалистов Центра было создание благоприятного психологического климата, внимательное, доброжелательное отношение к детям. С помощью переносных ширм созданы уголки психологической разгрузки, где ребенок может уеди­ ниться. Комнаты оформлены элементами русского прикладного ис­ кусства (гжель, хохлома, городец и т.д.). Музыкальный зал - в стиле деревянной резной шкатулки золотистых тонов.

Преобладающим направлением в работе Центра является кор­ рекция речевых нарушений, чем занимаются учителя-логопеды. За­ нятия учителя-логопеда проводятся в форме игры, затем занятия продолжает воспитатель, а родителями закрепляются приобретен­ ные детьми навыки.

Поскольку дети имеют тяжелые нарушения речи, что ведет к не­ успеваемости в школе, то воспитатели и учителя работают по про­ грамме опережающего обучения грамоте и чтению. Эта работа про­ водится в виде путешествия в страну звуков, букв, слогов, ударений, знаков препинания.

Чтобы ликвидировать нарушения координации движений, прово­ дятся упражнения по каллиграфии. Любимыми занятиями ребят яв­ ляются «плавание» в сухом бассейне, езда на велотренажере, бег по механической дорожке, массаж, занятия по логоритмике и хорео­ графии.


 

Ребята работают в огороде, помогают убирать территорию, уха­ живают за растениями и животными, готовят костюмы и декорации к спектаклям.

Во время этических бесед и специально создаваемых педагоги­ ческих ситуаций детям в игровой форме прививаются правила пове­ дения в обществе.

Коллектив Центра работает в тесном контакте с семьей. Ежедневно организуются консультации родителей. Родительские собрания про­ водятся вместе с детьми. Вместе с детьми и родителями сотрудники Центра выезжают в музеи и походы, проводят дни открытых дверей, родители активно помогают в проведении праздников.

 

Рекомендуемая литература

Дубровский А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск. — М.,

1987.

Дубровский А.А. Лечебная педагогика. — М., 1989.

Дубровский А.А. Учителю  Кубани о лечебной педагогике. — Красно­

дар,  1989.

Искусство невербальной педагогики. — Орел, 1993.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. — М., 1994.

Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории — М., 1977.

Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населе­

ния в Клинском районе  Московской области.  — М.,  1999.

Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. — М., 1997.

Маслова Н.Ф. Диагностические тест-карты по изучению профессио­ нальной деятельности учителя  в становлении личности школьника. — Орел, 1991.

Социальная педагогика. — М., 1998.

Социальное воспитание личности: цели  и региональное проектиро­

вание  защиты от дегуманизации среды.  — Орел, 1994.

Тихомирова О.В. Использование учителем-воспитателем средств ле­

чебной  педагогики. — М., 1993.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: