Кто такие «злые люди»?

 

«Просто убийств» не бывает вообще. Гибель людей – это всегда осознанные или неосознанные жертвоприношения. Господь их попускает по грехам нашим, но не приемлет. Упивается ими диавол. Война дает наиболее массовые жертвы: на эту кровь человекоубийца от века обменивает дозу земной власти; правители жадно хватают ее и начинают готовиться к новой бойне. Убийство с целью ограбления – приношение жизни маммоне. Из ревности – распутному велиару. О революционном терроре князь Жевахов писал точно: эти жестокости нелепы, если это не жертвы. Да, кровопролития чекистов вызвали такого демона, что он уничтожил их самих… Однако пашет диавол, а плоды собирает Бог. Смерть за православную родину искупает многие грехи. Погибшие за веру прославляются на небесах. Их святость дает новую жизнь и возрождает веру.

…3 мая 2003 года. Польша. Крестный ход растянулся по шоссе не менее чем на километр. Его голова черная – идут монахини. Далее – пестрая лента футболок, ярких рубашек и платьев – большинство здесь подростки и дети. Движутся с окраины Белостока. Впереди – маленькая серебряная рака с мощами. Святой младенец Гавриил направляется в село Зверки, на свою родину.

Он появился на свет 22 марта 1684 года. Крещен был в Свято‑Успенском Заблудовском монастыре, едва ли не единственной обители края, не поддавшейся униатскому искусу латинян. И семей православных, таких, какими были родители Гавриила Петр и Анастасия, оставалось на Белостокщине немного… Не ведали они, что рядом живут люди, в священной книге которых, в Талмуде, записано: «Забери жизнь Клифота и ублажишь Бога так, как если бы ты воскурил благовония». Кпифот или клипот – нечистое, проще говоря, дерьмо. Не знали Петр и Анастасия: на языке изуверов это слово относилось и к их тихому, светлому сыночку.

Когда показавшаяся доброй рука неожиданно жестко схватила его, он, конечно, пытался вырваться. Но что могли сделать слабенькие ручки шестилетнего малыша?! Свою необоримую силу он явит позже. После своей земной смерти. И станет защитником целого пограничного края.

11 апреля 1690 года, как сообщают судебные книги Заблудовской магдебургии, оставленного дома без присмотра мальчика выкрали. Прямо днем. У злодеев все было готово заранее. И инструменты мучительства разложены, и посуда для крови приготовлена. Посидели, конечно, над Талмудом. Словно для того, чтобы успокоить взволнованного, самого младшего из них, выбирали нужные места с виртуозностью начетчиков. У Рамбама написано: «Всякая кровь нам запрещена. Кровь человеческая позволена». Палец с длинным грязным ногтем торжественно поднялся вверх: и трактат Махширин называет семь чистых напитков: роса, вода, вино, масло, кровь, молоко и мед. Шулхан Арух – о том же: «Кровь скота и зверя употреблять в пищу нельзя, а человеческую кровь, ради пользы нашей, можно».

В трактате Песахим прочли и переглянулись: «Рабби Елиезар сказал: «Дозволено пронзить нееврея (амгаарец) даже в день прощения обид». Но когда ученики его заметили: «Равви, скажи лучше – заклать (зарезать)», он ответил им: «Нет, при заклании его нужно произносить бераху (благословение, молитву), а пронзить можно без берахи». И еще прочли там же: «Амгаареца (не еврея) можно потрошить как рыбу». Шутко толкнул локтем своего молодого соседа и довольно засмеялся.

Житие св. мученика младенца Гавриила, изданное в 1912 году в Слуцке, сообщает: «Живший в то время в деревне Зверках некий еврей, арендатор по фамилии Шутко, схватил его и увез в г. Белосток. Там собравшиеся евреи Брестского кагала подвергли младенца Гавриила ужасным мукам. Внеся его в темный подвал, прежде всего искололи ему бока, выпуская оттуда кровь. Затем, распяв его на кресте, установленном в большом сосуде, кололи разными инструментами все тело его, источая из него кровь». Мучение длилось девять дней.

 

 

Святой младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский).

Икона, написанная в конце XIX века академиком живописи Ф.Солнцевым[157], изображает страшное действо: «…святой распят на грубом кресте, прибит гвоздями, ноги сведены вместе. Крест укреплен в корыте, в которое стекает струйками кровь по гвоздям из ран на руках, ногах, из проколотого бока и всего израненного тела. Все тело в кровавых пятнах, одежда спущена от пояса до колен. Корыто установлено на подставке. На полу находятся: молоток, клещи, два ножа, один из которых – с заостренным концом. Лицо мученика в ореоле…»

Малыша мучили, а раввин читал вслух.

 

 

Мучения младенца Гавриила. Прорисовка иконы, написанной академиком Солнцевым.

 

Поскольку талмудический трактат «Сангедрин» в главе 7‑й говорит, что все дети христиан являются незаконнорожденными, во время страшного ритуала действующий раввин обычно говорит: «Проливаю кровь сего незаконнорожденного, как мы уже пролили кровь Бога их, также н…го». А потом из книги Манхошма: «Радуйтесь и веселитесь, да извлечется кровь сия в память вечную, не яко отрока сего, но яко падшего Кудра». Таково одно из позорных имен, данных негодяями Спасителю.

Что ж, кровь младенца Гавриила и будет вопиять в память вечную…

Солнце сделало очередной круг – приближался праздник святой Пасхи. Луна указывала свой календарь – наступали Пурим и «пейсах». «Выжав последние остатки крови, – пишется в житии, – вывезли мертвое уже тело в поле и выбросили на пашню, покрытую ржаной зеленью».

Над истерзанным телом кружило воронье, но прибежавшие собаки не только не растерзали его, но «оберегали от птиц». На доносившийся лай и сошлись местные жители. Похоронили мальчика вблизи церкви[158].

Один из старейших жителей Зверков Гавриил Скавроньский рассказывал нам, что он в молодости слышал от стариков такую подробность: мучили младенца и в бочке, изнутри утыканной гвоздями. Примеры такого рода мы также видим у Даля… Старик Скавроньский и место нам показал страшное. То самое, где, по преданию, нашли тело. Оказалось, совсем недалеко от дороги. Говорят, она и в старину пролегала на месте нынешнего шоссе, по которому движется крестный ход.

Ненадолго отстав от него, идем по пашне, как будто той же самой, что была здесь и триста с лишним лет назад. Вскоре начинается бурьян, в котором – остатки давно заброшенной пасеки. (38). Впереди – небольшой перелесок. Почему же злодеи не спрятали тело, не закопали? Напротив, рискуя, везли несколько верст из Белостока к окраине Зверков! Везли, несомненно, ночью. В небе светился серебряный серп. Где‑то рядом завыли собаки – на луну? Мир, такой ясный еще несколько часов назад, в отраженном свете зашедшего солнца казался уже каким‑то иным. Тревожным, полным враждебных сил и подозрительных теней.

…Что‑то заставляет нас вздрогнуть и обернуться. Под кустом – труп собаки. Словно напоминание о талмудических заповедях: убитый гой должен быть не похоронен, а выброшен. Как пес… И на виду. Ради нагнетания «страха иудейска». «Талмуд называет мертвых христиан падалью, дохлятиной и вследствие этого запрещает их зарывать в землю, а предписывает выбрасывать их на съедение собакам и хищным зверям». [92].

Ныне этот страх называется «политкорректностью». Только, похоже, довлеет он не над теми, кто идет сейчас вслед за мощами. А над теми, кто благословил выбросить из молений святому младенцу «некорректные» слова. Кондак, составленный в 1752 году архимандритом Слуцкого монастыря Досифеем (Голяховским), звучал так: «Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истинных зверей – иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое»… Модернизированный кондак называет изуверов «злыми людьми». Но почему тогда не каждый убитый злыми людьми становится святым? Почему не каждый творит чудеса?

 

Слуцкая тетрадь

 

С игуменьей монастыря Пресвятой Богородицы Анастасией и монахиней Ириной мы уже знакомы. Встречались несколько лет назад в Дивеево. Теперь сестры этой светлой и тихой обители принимают нас со товарищи (добрых людей, как шутим мы)[159] в Польше. Принимают с удивительной любовью, помогают в журналистской работе, ведь именно они несут попечение о мощах святого младенца. Вчера, в канун праздника, в Никольском соборе Белостока мы снимали на видеокамеру раку. Мать Ирина обращает наше внимание на Богородичную икону, которая находится поблизости. В 1992 году, в день перенесения мощей из Гродно в Белосток, когда святого младенца встречали на его родине не менее ста тысяч верующих, она замироточила. С тех пор ее почитают как чудотворную. (39).

 

 

Раба Божия Варвара: «Я начала счастливо жить на земле».

 

Здесь познакомились мы с удивительно светлым человеком, местной жительницей Варварой. На смеси польских и русских слов она рассказала нам свою историю: «В 1988 году я заболела раком. Была тяжелейшая операция на желудке и кишечнике. Что пережила, то пережила. Прошло четыре года, и мне снова стало плохо. Профессор сказал: предстоит рискованная обширная операция. Она длилась восемь часов. Потом больше четырнадцати месяцев я была прикована к постели. Температура поднималась выше сорока. Иногда в голове мелькало: как православные люди томились в лагерях, на Соловках! У них лекарств не было, а был только Бог. Эти мысли ободряли. Молилась Господу, Пресвятой Богородице, святому младенцу Гавриилу. И вышла из всего этого как новорожденная. Как будто кто‑то вытянул меня из пропасти, и я увидела свет. Чудесный свет. Так люблю людей! Хотела бы каждого обнять и помочь. Все внешние проблемы, которые привели к раку, остались, но в моем уме их больше нет. Теперь ни за какие миллионы не отдала бы тех четырнадцати месяцев. Как будто старая одежда с меня упала. Хожу и не чувствую под собой ног. Я начала счастливо жить на земле».

Сегодня во время крестного хода мы разговорились с Магдаленой из Белостока. Тоже чудесная история, которая рассказывается как само собой разумеющееся: по молитвам святому младенцу у девушки исчезла опухоль и надобность в операции.

Жительница Заблудова показывает на свою дочь Марию и соседскую девочку Екатерину: когда молишься святому Гавриилу, сердце спокойно за детей, за их воспитание.

Стоящие рядом подростки улыбаются: святой и сдавать экзамены помогает!

Когда начались эти чудеса? Через тридцать лет после убийства шестилетнего Гавриила Гавделюченко Белостокщину поразила эпидемия моровой язвы. Умерших детей крестьяне из окрестных селений старались хоронить поближе к могилке младенца, верили в его небесное заступничество и покровительство малым. Во время одного из захоронений гроб мученика повредили. Так‑были явлены нетленные мощи. Вскоре эпидемия сошла на нет.

Теперь от того старого кладбища не осталось и следа – кругом сосновый лес. Последнее напоминание – белый поклонный крест – стоял здесь относительно недавно. Мы видели его на фотографии 1941 года, которую нам показали в женском монастыре. Но когда крест исчез? Во время войны? Никто не помнит. Восстановить бы его!

В 1746 года сгорела сельская церковь в Зверках (говорят, не без умысла «злых людей»), но мощи чудесным образом остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и это, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда мощи были перенесены в Заблудовский монастырь – ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

Подобное свидетельство – уже в наше время – принадлежит покойному ныне гродненскому священнику Владимиру Урлику, который дважды по благословению брал частицы мощей. Во второй раз он обнаружил, что место на плечике (где частица уже была взята ранее) заросло плотью… Не зарастают только многочисленные колотые раны на теле Младенца. Они напоминают о злодействе.

К середине XVIII века враждебное отношение к святыне и униатов, и местного кагала достигло предела. В 1755 году мощи начали свой путь на восток – в один из главных бастионов православия в тогдашней Польше – слуцкий монастырь Святой Троицы. Раку несли на руках более трехсот верст. Христиане, на коленях стоя по обе стороны дороги, со слезами на глазах просили святого о помощи и дарования им силы на сохранение веры отцов, Святого Православия.

С тех пор в Слуцке, как писал архиепископ Филарет (Гумилевский), «в день Сошествия Святаго Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе, а затем ставят посредине храма для поклонения, причем ясно видны исколотыя руки святаго мученика, держащия крест». В монастыре долгое время велась тетрадь с записями чудесных случаев. Каждый из них был официально подтвержден и государственной властью, и иерархами Церкви…

В тетради были сотни записей, таких, например, как эта, датированная 1908 годом: «Сын жительницы деревни Дрохичен Марии Загоровской, в возрасте 2‑х лет и трех месяцев, имел неподвижные ноги. Когда пронесли над ним святые мощи младенца Гавриила, он, без помощи матери, к ее великой радости, смог встать и ходить».

 

 

                                  У раки младенца Гавриила.

 

А вот фрагмент описания праздничного крестного хода с мощами 1914 года: «Среди множества страждущих выделялся больной мальчик. Нет полной ясности, чем он болел, но он не мог ходить самостоятельно, и его держали под руки опекуны. Мальчик плакал и причитал. Во время первого круга епископ Антоний (Храповицкий) окропил его святой водой. Мальчик присел на землю, а затем начал вставать без посторонней помощи. Позднее стал переставлять свои ножки. Епископ Антоний со словами «Молись‑дитя, молись» положил руки на его голову. Мальчик присаживался отдохнуть, а затем снова вставал, и с каждым разом это получалось у него все лучше и лучше. Его звали Миша, он был уроженец деревни Синявка, слуцкого округа». Тогда же владыка Антоний отметил, что такой наплыв паломников (35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко. (40).

Ныне «слуцкая тетрадь» утрачена. Удастся ли обрести ее – как Бог даст, – но то, что для возобновления подобных записей есть все основания – очевидно. Об этом говорил нам и епископ Белостокский Иаков. На глазах сестер монастыря, постоянно находящихся рядом с мощами, происходит немало чудес. Вот описание одного из них: «В собор святого Николая систематически приходила женщина. Появлялась всегда после службы, становилась перед мощами святого Мученика и горячо молилась. Это продолжалось довольно долго. И однажды ее поведение изменилось диаметрально – со слезами на глазах благодарила маленького мученика за заступничество перед Богом. Дежурившая сестра свидетельствует: «Женщина призналась, что она католичка и ее сын был болен: у него на мозге была опухоль. Но врачи не могли ничем обнадежить и предлагали операцию исключительно в научных целях. Сердце матери не могло согласиться с таким приговором. Перед телом святого младенца мать начала просить о выздоровлении. Ее молитва была услышана. Перед тем как приступить к вскрытию черепной коробки, врачи сделали рентгенографию. Просвечивание рентгеновскими лучами не обнаружило и следа болезни – опухоль исчезла».

 

 

Святость и политика

 

Да, есть католики, которые искренне почитают святого младенца Гавриила. Зная это, мы не удивились совету местных жителей посетить некого «профессора», пана Яна Леончика, который, «хотя и католик, но специалист по истории края». Гостеприимный хозяин за чашечкой кофе любезно ответил на наши вопросы. Только выводы его получились какими‑то по‑иезуитски лукавыми. Во‑первых, сказал пар Янош, «культ святого Габриеля» начал создаваться вслед за тем, как были обретены нетленные мощи иезуитского проповедника Анджея Баболи, убитого казаками. Ныне они почивают в Варшаве. Символично, говорит наш собеседник, что с началом Первой мировой войны мощи и «святого Анджея», и святого Габриеля оказались на некоторое время в Москве… Напрашивается бархатно мягкий вывод: и у вас святые, и у нас – святые, чего нам делить? Я, например, говорит улыбчивый и вальяжный пан Янош, никогда не отказываю, когда меня просят выступить в качестве чтеца в местной православной церкви… Просто экуменическая идиллия какая‑то.

Так если ли разница между святым Гавриилом и иезуитским прозелитом? Мы чтим мученика за веру. Прославляем одинокого младенца, оказавшегося среди богоборческих изуверов. Католики чтут «миссионера», который действовал в стиле небезызвестного латинского «святого» Иосафата Кунцевича: пользуясь поддержкой польского государства, искоренял православие грубой силой большинства – огнем и мечом.

Кстати, отношение католического Рима к младенцам, умученным от иудеев, за последнее время сильно изменилось. Вот на ксилографии XV века мы видим ритуальное убийство отрока Симона из Триента. Этот случай – среди описанных Далем – очень напоминает мучения Гавриила Белостокского: «…они распростерли его руки подобно кресту и полумертвое тело искололи иглами, причем произносили такого рода выражения: «Умертвим его, подобно тому, как умертвили их христианского Бога Иисуса, который – ничто: и все враги наши должны погибнуть таким же образом». [92].

На судебный процесс 1475 года в Триент был вызван перешедший в христианство с именем Иоанн бывший раввин. Он показал следующее: «У евреев есть обычай в четвертый день страстной недели печь опресноки, с прибавлением к ним крови христианского младенца, а на пятый и на шестой день той же недели они примешивают эту кровь в вино. Во время благословения этих хлебов за своим обычным столом они проклинают Христа Спасителя и христианскую веру, прося Бога, чтобы Он послал на христиан такие же язвы, какими были поражены египтяне».

Ныне отрок Симон деканонизирован католической церковью. Похоже, «вопрос святости» становится не духовным, а политическим.

В книге «Вавилон и Иерусалим», изданной протестантами‑сионистами (есть и такие), по этому поводу выражается удовлетворение: «1475 год. Дело Симона из Трента, Италия. В городе обнаружили убитого христианского ребенка, и толпа обвинила богатого еврея Самуэля и его собратьев в убийстве. Их схватили и пытали. Мальчика объявили мучеником, а евреев пытали 2 месяца. 23 июня Самуэля сожгли на костре, а других колесовали. Симона Трентского (имя ребенка) почитали как мученика до вмешательства Ватикана в 1965 году, когда была восстановлена справедливость, и евреи были реабилитированы от этого навета».

В идее деканонизации, как видим, с иудеями уже солидарны и католики, и протестанты. Несколько лет назад некая Белорусская межконфессиональная ассоциация направила митрополиту Филарету письмо: «В Белорусском православном календаре на 1994 год в разделе «Белорусские православные святыни» на стр. 98–99 описывается житие мученика Гавриила Белостокского. Это описание содержит откровенно антисемитские обвинения евреев в ритуальном убийстве мальчика.

 

 

 Отрок Симон из Триента

 

 

 

Подобные лжеобвинения ведут к разжиганию антисемитизма и способствуют появлению предрассудков, предубеждений и нетерпимости по отношению к евреям в нашей республике. Они неоднократно осуждались видными деятелями Христианской Церкви, Всемирнкм Советом Церквей как абсолютно надуманные и бездоказательные.

В этой связи просим Вас содействовать исключению вышеупомянутых "обвинении" из последующих изданий Белорусского Православного Календаря.

Вопрос о том, не носятся ли в воздухе предложения о деканонизации святого младенца Гавриила, мы задали владыке Иакову, епископу Белостокскому. Наш собеседник ответил: «Когда остались нетленные мощи, когда свершаются чудеса, как можно об этом говорить? Мы только свидетельствуем, что святой прославлен на небесах. И ставим его за образец для православных. Как же можно «деканонизировать»?»

Увы, идею деканонизации убиенных иудеями высказывал в свое время о. Александр Мень. (Как видим, она – не его изобретение).

Здесь уместно привести цитату из открытого письма Меню митрополита Антония (Мельникова). Речь идет об интервью отца Александра, опубликованном в самиздатовском сионистском журнале «Евреи в СССР» в 1975 году. Предлагаемый отрывок связан с отношением к святому Евстратию, распятому на Пасху фанатиком‑иудеем в 1097 году, и к святому Гавриилу:

«Есть ли в обстоятельствах гибели этих святых что‑либо антиеврейское? Нет. Речь идет о жертвах религиозного фанатизма, наличие которого в иудейской среде не отрицаете и Вы, отец Александр, когда говорите, что и еврейский шовинизм Вам претит. Почему бы Вам тогда в таком свете и не ответить сионисту? Но Вы начинаете неожиданно говорить сразу о ритуальном убийстве. Что это с Вами случилось? Вас ведь не о ритуальном убийстве спрашивают. Однако Вы стали говорить, что ритуальные наветы на еврейство не получили юридического подтверждения на скандальных процессах прошлого. Это помогает Вам бросить тень клеветы и на память святых Гавриила и Евстратия и без обиняков заявить: «Надеюсь, что они будут деканонизированы», то есть исключены из лика святых нашей Церкви. За что? За то, что они были верными Христу и пострадали за Него? Тогда, продолжая логику Ваших мыслей, следует исключить из лика святых и первомученика архидиакона Стефана, еврея‑христианина, убитого еще в I веке толпой своих сродников по плоти, фанатиков‑иудеев. Следует в таком случае исключить из лика святых всех, кто так или иначе пострадал от еврейского фанатизма, и «начать» придется уже со Христа Иисуса, преданного иудеями на распятие.

С другой стороны, когда Вы, отец Александр, столь неожиданно заговорили о ритуальном убийстве, на Вас, как говорится, шапка загорелась. Не хочу сказать, что Вы лично имеете к этому явлению какое‑либо отношение, но Вы можете подозревать или даже знать о нем. Очень знаменательно, что Вы в своих словах по этому поводу и не отрицаете прямо наличия в иудаизме ритуального убийства, а ссылаетесь на то, что сами, де, русские богословы в прошлом не поддержали этих обвинений. Но со всей ответственностью следует заметить и напомнить, что там, где в тайных сферах совершается сознательное поклонение дьяволу, там ритуальное убийство очень возможно и оно есть…»[160]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: