Кровавые шаги гуманизма

 

В библиотеке Белорусского экзархата есть небольшая книга, изданная в начале XX века. В ней – подробное описание ран, доселе видных на мощах святого Гавриила…

Характер этих ран и сама история святого Гавриила не уникальны.

 

 

«Одно из ранних обвинений в ритуальном убийстве (чаще всего утверждалось, что оно происходило на Страстную пятницу и было пародией на распятие Христа) касается убийства св. Вильяма из Норвича в Англии в 1144 г. Аналогичное обвинение возникает в 1171 г. в Блуа. Гуго из Линкольна в Англии, якобы распятый евреями в 1255 г., стал даже героем народных баллад. Другие примеры: обвинение в убийстве ребенка в Берне в 1249 г. и тогда же в Диссенгофене на Рейне, а также в других городах Швейцарии – Шафхаузене, Винтертуре. В Испании в 1450 г. Эммануил, сын врача Соломона, желая креститься, описал епископу в подробностях, как присутствовал при ритуальном убийстве. Льоренте в «Истории инквизиции» приводит четыре случая, когда суд инквизиции признавал факт ритуального убийства… В Германии в XV в. такие обвинения возникали неоднократно». [91]. И если сомневающиеся склонны приписать все эти процессы религиозному фанатизму католиков, то почему мы не должны учитывать такого же фанатизма с противоположной стороны. Фанатизма, ведущего к крови.

В России было несколько следственных дел или судебных процессов по поводу ритуальных убийств. «Историк Н.И.Костомаров сообщает о ритуальном убийстве студента Киевской Духовной академии Сохны в 1702 году.

Этот православный мученик обличал иудеев‑сектантов за то, что они употребляют кровь христиан. Вскоре после этих обличений Сохна исчез из родительского дома в Городне, а позже нашли его изуродованное тело. Проведенное следствие показало, что убийство было совершено несколькими иудеями. Еврей Давид признался, что умертвил студента и источил из него кровь по поручению арендатора Шмуля, которому был послан платок, смоченный кровью убитого, для раздачи остальным местным евреям. Еврей Яков подтвердил это показание. Народ был возбужден, и дело не дошло до суда, так как городненские жители, отбив Якова и Давида от конвоя, растерзали их в клочья, а других евреев изгнали из Малороссии»[161].

«В 1816 году, в царствование гуманнейшего и в делах религиозной совести либеральнейшего Императора Александра I, в Гродне, на Пасху, найдена была умерщвленная крестьянская девочка Адамовичева. Все тело ее было исколото и обескровлено. Никто не сомневался в том, что совершено было не простое убийство, а мучительство, изуверство, зверское издевательство. Объяснить его нельзя было ни местью врагов, ни корыстью грабителей. Естественно, подозрение пало на евреев. Перепуганные евреи немедленно отправили в Петербург депутацию с жалобой на столь обидное для них подозрение, которое они объясняли ненавистью к ним поляков за их беспредельную преданность России и Русскому Царю. Правительство наше поверило евреям, не скупившимся ни на клятвы, ни на уверения, – и вот состоялось высочайшее повеление от 28 февраля, обнародованное во всеобщее сведение 6‑го марта 1817 года (судя по датам, этот подарок как будто специально был сделан к празднику пурим. – Ю.В.) чтобы евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей по одному предрассудку, будто они имеют нужду в христианской крови. Гродненскому Губернатору было сделано Высочайшее замечание за возбуждение следствия по этому делу, а дело велено прекратить». [94].

Прошло 17 лет. В царствование императора Николая Павловича возникло Велижское дело об умертвлении хасидами солдатского сына Емельянова, имевшего от роду два с половиной года. «Три женщины, принимавшие участие в этом злодеянии, откровенно сознались во всем. Мученичество ребенка было произведено в синагоге; кровь, разлитая по бутылкам, была забрана евреями и разослана их единоверцам по различным городам; намоченное кровью полотно, в количестве двух аршин, было разрезано по кусочкам, часть которых была взята евреями для лечения глаз новорожденных еврейских детей и рожениц,[162] а часть сожжена, а пепел был употреблен в тесто мацы. Сомнения в ритуальном характере этого убийства не было. Виновные были осуждены… Но этим все не закончилось. Сенат счел возможным это дело прекратить, якобы за недостатком доказательств. И вообще связал его с «предрассудком, недостойным нашего времени». Государственный Совет поднес Государю резолюцию в том же духе… Ознакомившись, царь положил перед собой лист чистой бумаги и ровным почерком начертал:

«Разделяя мнение Гос. Совета, что в деле сем, по неясности законных доводов, другого решения последовать не может, как то, которое в утвержденном мною мнении изложено; считаю, однако, нужным прибавить, что внутреннего убеждения, чтоб убийство Евреями произведено не было, не имею и иметь не могу. Неоднократные примеры подобных умерщвлений с теми же признаками, но всегда непонятными по недостатку законами требуемых доказательств, и даже ныне производимое весьма странное дело в Житомире, доказывает, по моему мнению, что между Евреев существуют, вероятно, изуверы или раскольники, которые христианскую кровь считают нужною для своих обрядов…» Под бумагой появилась подпись: «Николай»… А как вы думаете, почему его либеральная историография «Палкиным» прозвала? Что, это потомки наказанных шпицрутенами солдат постарались? Нет, тут дело других потомков.

А дела продолжались. В 1844 году, по приказанию министра внутренних дел графа Перовского наш знаменитый филолог В.И.Даль (между прочим, имевший степень доктора медицины) написал небольшую по объему брошюру – «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их». «Сочинение это имеет для науки и русского общества весьма важное значение уже потому, что оно было составлено по редким документам, хранившимся тогда в нашем министерстве внутренних дел, но в 1862 году, к сожалению, истребленным большим пожаром». [94]. (Опять пожар! Надо же, совпадение какое!)

Даль писал о предмете своего поиска: «Тут не одно убийство, а преднамеренно мученическое истязание невинного младенца и, следовательно, или наслаждение этими муками, или особенная цель, с ними соединенная… Откуда же эти одинаковым образом и умышленно искаженные трупы невинных ребят? Почему находят их там только, где есть жиды? Почему это всегда дети христиан? И, наконец, почему случаи эти всегда бывали исключительно во время или около самой пасхи?..»

Даль заканчивает свой труд так:«.. изуверный обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым – как это объяснено выше, – секте самой упорной, фанатической, признающей один только Талмуд и раввинские книги и отрекшейся, так сказать, от Ветхого Завета; но и тут составляет он большую тайну, может быть, не всем им известен…»

«Розыскание…» было напечатано, по распоряжению министра, всего только в 10‑ти экземплярах. Очевидно, брошюра не дошла до чиновников, разбиравших возникшее уже в 1860 году, при Александре II, Саратовское дело. Сначала «было доказано с несомненностью, что евреи умертвили двух христианских мальчиков Феофана Шерстобитова (10 л.) и Михаила Маслова (11 л.). Сам Государственный Совет обратил при этом свое внимание на то, что «трупы их найдены с явными признаками нанесенных при жизни Маслову ран и обоим мальчикам истязаний и, что весьма замечательно, с явными же признаками обрезания у них крайней плоти, составляющего, как известно, один из существенных обрядов иудейского вероисповедания». Следом за этой констатацией, однако, последовала все та же тарабарщина про недостойные просвещенного времени предрассудки!

Потом еще аналогичные следственные дела были в Кутаиси – в 1878‑м, Дубоссарах – в 1903‑м. Во всех случаях обвиняемыми были евреи, а жертвами – исколотые, намеренно обескровленные христианские дети…[163] И ни разу в конечном итоге преступники не были достойно наказаны.

Согласно исследованиям Даля, первое умертвление христианского младенца через распятие на кресте в Страстную пятницу относится ко времени Константина Великого. За это евреи были изгнаны из некоторых провинций Римской империи. Всего в брошюре было собрано 134 поразительно похожих случая. Что менялось с веками – так это только исходы подобных дел. Поначалу были изгнания евреев из целых областей и стран, казни, но, чем ближе к нашим векам, тем все чаще подозреваемые отделывались легким испугом, переходящим в национальный триумф. Это по христианским странам шел гуманизм. И оставлял за собой кровавые следы.[164]

 

 

                      Чиновник по особым поручениям В. И. Даль.

 

 

Сильнее Херема

 

То, что книга Даля дошла до нас с вами, – это чудо. И – отдельная история.

В 1913 году в связи с делом Бейлиса профессор, протоиерей Т.И. Буткевич сделал доклад в Русском Собрании в Санкт‑Петербурге. Он назывался «О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых «ритуальных убийствах»». Докладчик, в частности, говорил: «Литература по вопросу о ритуальных убийствах бедна еще и потому серьезными и научно‑беспристрастными исследованиями, что евреи всячески стараются истребить книги этого рода или, по крайней мере, не допустить их в обращение среди широкой публики. Вот несколько примеров, доказывающих сказанное нами. В 1700 году во Франкфурте‑на‑Майне было напечатано очень интересное и в научном отношении весьма ценное сочинение профессора восточных языков в Гейдельбергском университете И.А.Эйзенменгера «Entecktes Judenthum». И что же? Евреи добились того, что, по повелению императора, книга эта была уничтожена и общество долго не знало даже о самом существовании ее. А сколько таких случаев было у нас!.. Интересный факт сообщил в 1870 году корреспондент «С.‑Петербургских Ведомостей» (№ 286) в статье «Евреи в Одессе». В 1869 году в Вильне было напечатано серьезное сочинение – «Книга Кагала», написанное бывшим раввином Яковом Брафманом. Когда эта книга появилась в Одессе, в книжном магазине Белого, все экземпляры ее сразу были скуплены и уничтожены одним богатым евреем, с явной целью не допустить ее обращения в публике. И, действительно, вы не найдете теперь этой книги нигде, не достанете ее ни за какие деньги…[165]

Еще один пример. К 1869 году сохранился у Даля один экземпляр этой брошюры. («Розыскания». – Ю.В.) Издатель «Русского Архива» П.П.Бартенев, с согласия Даля, решил вновь напечатать это исследование. С этой целью он отдал его брошюру в типографию Мамонтова в Москве. И что же? Еврей, служивший в типографии наборщиком, ночью выбил в помещении типографии стекло, влез через него туда, рассыпал весь уже набранный шрифт, а из брошюры вырвал самую важную часть ее, именно стр. 73–82 (тот фрагмент, который ему было поручено набирать и к которому он имел доступ. – Ю.В.), и скрылся из Москвы. Полиция, по обыкновению, виновника найти не могла…»

В книге И.Лютостанского[166] есть продолжение этой истории: «…г. Бартенев уцелевшую книжку взял обратно и уже ее в библиотеке очень строго держал под наблюдением собственного глаза… В Москве есть играющий роль ученого казенный раввин Минор… Бедняга Минорчик посвятил себя, помимо желания, литературе и около двух лет ходил заниматься в Чертковскую библиотеку – приходил раньше всех и уходил позже всех, однако в продолжение этого времени не мог достигнуть, чтобы хоть взглянуть на желаемое сочинение Даля. Наконец рабби решился сойти вниз к самому г. Бартеневу… и просил его, чтобы Бартенев был так добр – дать Минору почитать сочинение Даля, – но на это получил ответ, что этого ни за какие блага сделать не может. С этой минуты рабби Минор оставил навсегда чертковскую библиотеку».

 

 

Впрочем, уникальные сведения есть не только в знаменитой книге В.И. Даля (которую затем все же удалось растиражировать). Сохранилась изданная в 1913 году в С.‑Петербурге работа И.О.Кузьмина. Автор изучил обширные материалы книгохранилища Российской Академии Наук, Императорской Публичной библиотеки, библиотек С.‑Петербургского, Московского, Варшавского, Киевского университетов. Вот только один случай, который выписан из кодненских городских книг Магдебургского права, 1698 года, 4 июля. Речь – о похищении евреями трехлетнего мальчика Матвея. Арестованный «…здешний кодненский еврей по имени Шлома Мисанович перед паном Андреем‑Стефаном Речицким, экономом и подстаростой, открыто и добровольно документально заявил на здешних евреев, что убийство того дитяти – их дело. Еврей этот не был ни бит, ни застращиваем, но заявил по чудесному Божьему соизволению. Он показал: «В ту неделю, когда было убито или пропало дитя, я находился ночью на страже при школе, вблизи которой стоит дом нашего раввина. Около пол‑ночи, когда народ спокойно спал, на коне приехал наш школьник Лейба. Подъехавши под окно раввина, он стал тихонько стучать, чтобы ему открыли, говоря: «Отворите мне». Жена раввина сказала: «Зачем?» Школьник ответил: «Я привез ту вещь. Необходимо спрятать на некоторое время». Жена раввина сказала ему по‑немецки: «Оставь меня в покое. Я без мужа ни о чем не хочу знать». Услышавши этот разговор, я узнал голос школьника и подошел к нему. Узнавши меня, он сошел с коня и отдал его мне подержать, а сам, отвязавши от седла мешок с неживым ребенком, пошел через дорогу к окну еврея Фроима и разбудил его. Фроим впустил его в дом, и там они спрятали дитя, положив его в погреб за дверями. Школьник просил и грозил мне, чтобы я никому об этом не объявлял, а затем, взявши коня, поехал домой. Спустя несколько дней наши евреи старшины, обещая дать мне хорошую награду, через того же школьника просили меня, как уже знающего об этом деле, чтобы я, взявши то дитя, завез его в поле… Я согласился, так как напоследок они грозили отлучением от веры и общения с собою и, наконец, даже смертною казнью»…

Это была страшная угроза. С отлученным ни один еврей не должен иметь дела, говорить с ним и даже стоять ближе четырех шагов от него.

Да, формула катального проклятия, херема, способна вогнать в дрожь верующего иудея: «Будь он проклят устами Бога великого, сильного и страшного. Да поспешит к нему несчастие Божие. Создатель, истреби и уничтожь его; Боже создатель! Сокруши его; Боже создатель! Покори его». Произнесшие такое заклинание, кары свыше не ждут. Действуют сами. Талмудический трактат Хошен гаммишпат разрешает: «Дозволительно убить даже и в нынешние времена доносчика, где бы он ни находился…» Трактат Гхага дополняет: «Впрочем, некоторые (еврейские авторитеты) утверждают, что изменника нужно убивать только в том случае, если не предвидится возможности отделаться от него, например, изувечением. Если есть возможность устранить его таким образом: вырвать язык, выколоть глаза, тогда незачем лишать его жизни…» (Цит. по [92])[167].

Но чем же закончилось кодненское дело? «Согласно закону мы произвели освидетельствование и записали следующее. Мы видели нателе мокрую рубашку, местами окровавленную, на животе, с, правой стороны, произведено около двадцати колотых ран; на голове кровоподтеки, ухо левое окровавлено, правого ока не было, только жилка висела из‑под века. Тело это было представлено в Брестский замок, а потом, через несколько дней, было достойным образом погребено в склепе при костеле св. Анны. Затем ясновельможный пан воевода Троцкий, пан наш милостивый, приехав из Варшавы и узнавши о таком безбожном поступке евреев, из сожаления к невинной пролитой христианской крови, приказал тотчас же разрушить до основания еврейскую синагогу так, чтобы на месте не осталось и фундамента, а могилы их сровнять с землею… Когда… открыли заседание в замке вместе с нами, полным городским Магдебургским урядом, тот еврей Шлома, ставши перед нами, не раз и не два подтвердил прежнее свое показание. В этом добровольно данном свидетельстве он, между прочим, показал: «Я признаюсь в том вследствие дневного и ночного видения: то дитя всегда перед моими очами являлось живым».

Несожженная совесть оказалась сильнее херема. И не только в этом случае. Т.И.Буткевич насчитал более тридцати авторов, написавших книги по данному вопросу. Некоторые из них были крещеными евреями. И Даль писал: «…таковы, например, бывший раввин монах Неофит, бывший раввин Серафинович,[168] Паздзерский, Киарини, Пикульский, Савицкий…»[*].

 

[*] Отступление о жизни вечной.

А сколько еще более «рядовых» случаев исповедания истинной веры! Вот один из них, происшедший в 2003 году. В московский храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Великую Субботу пришел человек. Девяностолетний фронтовик, весь в орденах. Представился: меня зовут Исаак Моисеевич. Сказал: хочу покреститься. В храме святили куличи, дали понять, что в этот день не до него. Он настаивал, говорил какие‑то странные слова о том, что завтра должен умереть. Назавтра в семь утра пришел снова. И опять к батюшке, с тем же: мне было видение о смерти, но перед тем я должен сорок дней поститься и покреститься. Батюшка спросил прямо: пили? – Нет, сорок дней постился… Видно было, что из храма без крещения он не уйдет. Иерей начал исповедь. Тут ему и стало ясно, что старика привел в церковь сам Бог. Во время крещения он вел себя и по‑детски, и по‑военному: отвечал «есть», «слушаюсь»; быстро, четко выполнял все необходимое. Предстояло войти в алтарь, воцерковить его. Мы, рассказывает священник, сделали несколько шагов, и тут я почувствовал, что он упал на меня сзади, сполз на пол. Поблизости оказался врач, склонился над упавшим. Через несколько минут стало ясно: раб Божий Исаак мертв… Или жив – для жизни вечной?! Такая вот «нечаянная радость» была в последний день земного пути этого человека.

 

Как же вырываются эти люди из цепких лап многовекового проклятия? Милость Божия такова, что и луна синагоги может отразить отблеск Истины. Ведь даже талмуд изначально создавался как комментарий к богооткровенному Ветхому Завету, несущему в себе предвозвестие о Спасителе. Современный еврейский автор размышляет: «…Талмуд их все же питал духовной пищей внутри своего «футляра» – питал тем отблеском Библии, пророческих божественных откровений, который сохранился и проступал на стенках талмудической пещеры, несмотря на все «ограды» и мертвящую, суеверную материализацию их. И этим особым отблеском Божией славы питались евреи 2 тысячи лет и с большими мучениями выжили. Но без этого слабого отблеска Христа они не выжили бы, ибо без Него нет жизни».

Русский… философ С.Н. Булгаков так сравнил жалкую, как будто лишенную духовности жизнь (героев А.П.Чехова) с жизнью глубоководных растений:

«Говорят, что в морских глубинах живут растения, никогда не видящие солнца, и, однако, как и все живое, они живут только солнцем, без него они не могли бы и появиться на свет, и просуществовать одного дня, хотя как легко и как, казалось бы, убедительно они могли бы отрицать существование солнца…»

Такими же подводными растениями являлись 2 тысячи лет и евреи, и так же «убедительно» они «отрицали существование солнца» – живого Бога».[79].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: