Вопрос 10. Функции менеджера по логистике

 

Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре компании - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.

В организационной структуре компании почти все функции управления взаимосвязаны с логистической системой. Поэтому служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями компании. Служба логистики взаимодействует с основными функциональными подразделениями, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании.

Работа по координации выполнения заказов не должна подменяется работой по управлению выполнением заказов, связанных с решением множества организационных задач в ходе выполнения логистических операций.

Служба логистики не должна физически подменять собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой логистики ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач. Однако без имеющейся в структуре управления компанией службы логистики такая интеграция невозможна. Это препятствует эффективному функционированию компании, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации структуры управления.

Служба логистики играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые товары были бы лишены одного из главных потребительских свойств – быть доступными потребителю.

Создание службы логистики позволит увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров и потребителей.

В структуре службы логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.

Одной из важных задач специалиста по логистике является определение возможных способов и методов реагирования на воздействующие факторы внешней среды – политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические, и др.

Одна из главных задач специалиста по логистике – проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи «производство-потребление» и скоординировать их деятельность. Цель логистика – организовать весь маршрут продвижения заказа таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене этой логистической цепи.

Логист – это профессиональный «скряга», который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает над тем не как заработать, а как сэкономить.

Менеджер-логист (логистик) это очень сложная и ответственная должность. Он должен быть одновременно профессионалом в области логистики и руководителем с широким кругозором. Руководитель подразделения логистики должен в совершенстве знать работу всех подразделений фирмы, начиная от закупки и транспортного хозяйства, заканчивая бухгалтерским учетом и управлением персоналом. Как специалист логист должен знать тарифы перевозок, расположение складов, оценивать потребности в запасах того или иного товара, разбираться в вопросах производства, бухучета, управленческого учета и пр. А как руководитель логист должен обеспечить координацию всех логистических функций. Он должен установить и поддерживать связь логистической системы с поставщиками, клиентами и партнерами.

К основным функциональным обязанностям логистов (безотносительно к масштабам его деятельности и решаемым задачам) следует отнести:

1. Сбор данных о работе всех подразделений фирмы.

2. Сортировка и обработка данных с целью выяснения их достоверности и достаточности для последующего анализа.

3. Анализ деятельности подразделений на предмет соответствия отчетных данных фактическим показателям работы, полученными косвенными методами и плановым заданиям.

4. Анализ расхождений в плановых, отчетных и фактических показателях.

5. Выявление причин расхождений в плановых, отчетных и фактических показателях и разработка мероприятий, направленных на минимизацию или полную ликвидацию этих расхождений.

6. Анализ рынка сбыта и данных маркетинговых исследований.

7. Оперативное планирование.

8. Оперативный сбор отчетности.

9. Оперативная корректировка плановых заданий и иных показателей деятельности фирмы в случае непредвиденных изменений внешних и внутренних факторов.

10. Разработка стратегических математико-экономических моделей развития фирмы обеспечивающих минимизацию совокупных затрат по фирме.

11. Разработка плановых заданий и мероприятий для реализации утвержденной руководством фирмы математико-экономической модели развития фирмы.

12. Контроль, организация и управление логистическими операциями.

В существующей практике принят двоякий подход к работе логистов. В одном случае логисты разрабатывают механизм и структуру управления движением материальных, информационных и финансовых потоков, т.е. ограничиваются функциями планирования.

В другом помимо планирования предусматривается процедура реального управления, т.е. осуществляется постоянная текущая деятельность по управлению.

Однако и в том и в другом случае, все воздействия на материальные потоки, в т.ч. финансовые, осуществляются только через информационные потоки.

В настоящее время логисты являются элитой среди менеджеров и относятся к наиболее высокооплачиваемой категории управленческого персонала.

При этом становление полноценного логиста процесс долгосрочный и помимо специального вузовского обучения требует дополнительной производственной подготовки. Например, в университетах Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование в области логистики. Длительность производственной подготовки в зависимости от возможностей фирмы длится от 2 до 10 лет. При этом специалист, имеющий должность стажёра-логиста, ротируется между подразделениями фирмы, последовательно занимая снизу вверх все должности, включая, рабочие в том подразделении, где он в настоящее время работает. Переход из одного подразделения в другой должен происходить не реже полутора лет. Приветствуется инициатива логиста-стажёра по ускоренному перемещению из одного подразделения в другое, но при условии реализации программы минимум, которую формулирует кандидату либо менеджер подразделения логистики, либо менеджер по тренингу. На этой стадии логист-стажёр может выполнять только функции микрологистики. Функции и задачи макрологистики станут для него доступны после изучения абсолютно всех сфер деятельности фирмы (предприятия).

Логисты-стажёры после окончания высшего учебного заведения в США получает примерно от 20 тыс. $ США в год, в течение двух лет эта цифра возрастает до 42 тыс. $ США. Логисты, в должности менеджеров по логистике имеют заработок примерно 80 тыс. $ США в год, начальников отделов логистики – 135 тыс. $ США в год, директоров (вице-президентов) по логистике - 155 тыс. $ США в год. В Москве должность логиста при исполнении функций микрологистики (закупок или транспортировки, как наиболее востребованных в настоящих условиях российской экономики) получают от 400 до 1000 $ США в месяц. Красноярские фирмы подготовленному логисту готовы платить также от 400 до 700 $ США. Для имеющих практический опыт работы уровень заработной платы может возрасти до 1,5 тыс. $ США. Карьерный рост менеджеров, специализирующихся в области логистики практически неограничен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: