Симулятивное потребление

 

Из предыдущего параграфа следует, что потребители вступают в символический обмен, основной функциональной единицей которого является знаковая значимость вещи, находящей свое выражение или в дорогостоящем материале налицо, или в узнаваемом “лейбле”. Соответственно, в процессе символического обмена совершенно неважна способность вещи удовлетворить ту или иную потребность.

Подобно тому, как в процессе языковой коммуникации между двумя индивидами может проскользнуть ложь, так и в символическом обмене ложь возможна - это подделка вещи. Хорошим примером может послужить полая золотая цепочка, владелец которой симулирует свое высокое социальное положение, вводя в заблуждение других участников символического обмена. Подобный сюжет обыгран во многих классических произведениях. Можно в качестве примера привести следующую выдуманную нами короткую и достаточно трагичную историю: главный герой посредством показного потребления, например, надевая “богатый” жилет без подкладки или куря дорогие сигары, выдает себя не за того, кем в действительности является. Однако в дальнейшем принимается в высших обществах, где жадно употребляет в пищу предоставленную гостям еду, потому что давно голодает из-за отсутствия средств на пропитание, ведь последние деньги он истратил на новый жилет. Хорошим примером может послужить также и небезызвестный Чичиков. Персонаж бессмертного творения Н.В.Гоголя “Мертвые души” по сюжету за бесценок скупает умерших крепостных с целью получения симулятивного статуса влиятельного помещика, необходимого в высшем свете.

Что касаемо современного информационного общества, бурное развитие информационных технологий и создание сети интернет позволило современному человеку как никогда до расширить поле своей возможной коммуникации. Теперь в диалог могут вступать не только представители разных городов, но и жители разных стран. И если вначале была возможна только языковая коммуникация посредством текста или аудио-сообщений, то с появлением социальных сетей стал возможен рассмотренный нами ранее символический обмен, заключающийся в “завистническом сопоставлении”.

Возможностью “завистнического сопоставления” и объясняется огромная популярность социальных интернет - проектов. Например, число пользователей социальной сети Instagram, в рамках которой возможен обмен исключительно фотографиями и короткими видеороликами, превысило отметку в четыреста миллионов человек[124], что в несколько раз превышаете население России. В условиях данной сети пользователи получили возможность на своих “персональных” страницах сотнями выкладывают фотографии машин, дорогих вещей, фотографий с отдыха на престижных курортах, абонементов элитных фитнес клубов, еды, приготовленной в знаменитых ресторанах или собственного тела, которое в свою очередь тоже становится знаком: “Тело, Красота и Сексуальность навязываются как новые формы универсальности, располагающиеся под знаком Прав нового Человека, освобожденного изобилием и кибернетической Революцией. Экспроприация, манипуляция, кругооборот коллективных и субъективных ценностей, направляемый беспредельным распространением меновой стоимости и безграничной спекуляцией на ценностях / знаках, — все это делает необходимым сакрализацию некоей прославленной инстанции, именуемой Телом, становящейся идеологическим алтарем каждого индивида, алтарем его собственного «отчуждения»”[125]. Вступая тем самым в процесс коммуникации, пользователи обмениваются фотографиями. Вот что об этом писал еще во времена существования исключительно аналоговой фотографии французский философ постструктуралист Р.Барт, - “Здесь мы затрагиваем общий парадокс фотографической коммуникации: будучи в принципе чисто аналоговой, фотография может характеризоваться как сообщение без кода; однако фотография практически никогда не обходится без значения - а значит, мы вынуждены признать существование фотографического кода”[126], - что уж говорить про современный нам период цифровых технологий. И здесь необходимо интересное дополнение.

С появлением цифровой фотографии еду, представленную на странице в социальной сети, можно не есть, на машине можно не ездить и даже ей в действительности не обладать, а дорогую вещь с обложки модного журнала так никогда больше и не надеть. Все дело в том, что потребление вещи, сама вещь в аспекте потребительской стоимости, и теперь даже действительное ее существование теряют свою важность. Главенствующее место начинает занимать именно фотография, обладающая знаковой значимостью, которая однозначно демонстрирует ваш социальный статус, будь то знакомому из соседней страны или бывшему однокласснику, и уже неважно, что скрывается за ней – реальный предмет или пустота, ведь и сама фотография – только упорядоченный набор нулей и единиц. Собеседник “на том конце” все равно никогда не сможет узнать этого.

То есть, если выражаться в терминах лингвистики: фотография, это знак, безусловно обладающий смыслом, но в данном случае референт может быть, а может, и нет. Но, что интересно, даже фотография может быть сделана не Вами, являясь просто копией с чужого снимка, однако при этом полноправно вступать в символический обмен, представляющий собой процесс коммуникации. К слову, не так редки случаи, когда мошенник создает страницу в социальной сети и затем, загружая фотографии других девушек, обычно модельной внешности, вступает в диалог с представителями мужского пола, обманом выманивая у своего собеседника денежные средства, предоставляемые потерпевшим в качестве знаков внимания. Это своего рода симулякр третьего порядка:

Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина” [127]. Симулякр, символически обмениваемый на точно таки же знаки – симулякры, т.е на самого себя.

Не менее интересен феномен онлайн-игр, где пользователи персональных компьютеров (ПК) получили возможность состязаться друг с другом в онлайн -сражениях, напрашивается аналогия перехода первобытного человека из стадии “мирного дикарства” к “хищнической фазе” развития - пользователь ПК в условиях локальных конфликтов с компьютером и пользователь ПК в условиях онлайн - сражения с другими пользователями.

Теперь же особую популярность получают онлайн - видеоигры, построенные на концепте “Free-to-play” (условной-бесплатности), где пользователь платит не за саму игру - она ему предоставляется бесплатно, он платит за дополнительный контент, выраженный в “специальных”, знаковых вещах, будь то редкое оружие или драгоценные камни, а может быть, просто смена цвета плаща на голубой, если у всех других игроков он красный. Иногда суммы онлайн - доната (от английского donate – жертвовать, дарить) достигают умопомрачительных значений (игровой предмет Corrupted Graveheart Staff. Цена: 24099.53 рублей, URL: http://dota2.ru/ (дата обращения. 22.04.2015)). И если некоторые вещи дают носящему их персонажу прибавку к какой-либо из важных игровых характеристик (будь то условная сила персонажа или его интеллект), то многие вещи просто бесполезны и приобретаются с целью подчеркнуть статус игрового персонажа, а значит, и его владельца, личность которого, однако, на протяжении всего игрового процесса остается скрытой и вряд ли когда-нибудь открывается.

Никому неизвестно, кто в онлайн-игре управляет редким немецким танком, купленным, однако, за реальные деньги. Здесь, как не трудно заметить, прослеживаются все те же этапы развития “завистнического сопоставления”, какие были характерны для доисторических обществ, но уже в условиях виртуальной реальности между виртуальными персонажами. Но, стоит отметить, что в данном случае при завистническом сопоставлении, конечно, подразумевается, что у каждого персонажа есть его владелец, его личный создатель, чью состоятельность он (игровой персонаж) и призван подчеркнуть.

Это, в свою очередь, перекликается с праздной роскошью представителя духовенства, необходимой для демонстрации могущества Бога, в подчинении у которого якобы и находится служитель культа: “...близкой аналогии, суще­ствующей между должностью священнослужителя и должностью ливрейного лакея… понятия бого­мольцев о божестве и об отношении, в котором находится к нему человеческий субъект, приняли окраску принципа демонстративной расточительности, пронизывающего об­раз мышления людей (это видно по богатым одеяниям священнослужителей – курсив мой). Все народы, вынуждены восполнять довольно скудные сведения относительно лич­ности их божеств… они привычным образом наделяют его такими черта­ми, которые составляют их идеал достойного человека ….приняв все во внимание, мы видим, что каноны денежной почтенности действительно существенно влия­ют, прямо или косвенно, на наши представления об атрибутах божества …считается, что у божества должен быть особен­но размеренный и праздно-безмятежный образ жизни...автор образного описания как само собой разумеющееся вызывает в воображении слушателей пре­стол, изобилующий знаками богатства и власти и окру­женный многочисленными слугами"[128].

Важно сказать, что если вещи для виртуального персонажа покупаются в виртуальной реальности, то деньги на их покупку зарабатываются самим пользователем на вполне реальной работе. А поскольку, как мы показали выше, потребность в “завистническом сопоставлении” как акте коммуникации принципиально неисчерпаема и единственным ее ограничителем могли бы послужить такие материальные причины, как простая нехватка природных благ (действительно, можно сколь угодно долго менять модели телефонов, но рано или поздно сырье для их создания просто закончится). С появлением сети интернет, а в частности онлайн-игр, неисчерпаемая “потребность в хвастовстве” приобретает неисчерпаемую материальную базу фактически бесконечных полигонов нулей и единиц, из которых и создаются игровые вещи - символы виртуальной реальности, за которыми не стоит, однако, никакой предметности. Это равносильно оптовой продаже словосочетания “вечный двигатель”. Покупая новую одежду своему виртуальному персонажу, т.е. обменивая деньги на чистый знак,  ничего более пользователь не приобретает, кроме условного символа своей инаковости в виртуальном мире. Не менее важно, что этот символ заложен в код программы, логика которого уже заранее предполагает строгую иерархию знаков отличия, где самой системой вписан каждый игровой предмет.

Здесь мы наблюдаем воцарение бинарной системы кода. Однако, отрываясь от виртуальной реальности и возвращаясь к условиям социума, мы можем сказать, что код так же регулирует и социальные отношения в современном обществе: “Код, истеблишмент, система симулякров — это и есть «трансцендентная» социальная инстанция нашего времени”[129]. И что не менее интересно, по мнению Ж.Бодрийяра сама система ДНК является носителем кода. Действительно, совокупность доминантных и рецессивных признаков можно формализовать в числовую последовательность единиц и нулей: “таково «мистическое изящество бинарной системы, системы нуля и единицы», откуда выводится все сущее, таков статус знака, где кончается сигнификация, — ДНК или операциональная симуляция”[130]. Остается лишь один животрепещущий вопрос. Двоичный программный код, как известно, интерпретируется компилятором, работа которого обусловлена сложными энергетическими переходами в полупроводниковых структурах. В случае социальной системы и последовательности ДНК, кто, являясь интерпретатором, делает выбор? Этот вопрос, как нам кажется, заслуживает отдельного философского рассмотрения и заканчивает нашу исследовательскую работу.

 

 

Заключение.

 

Целью актуального исследования было изучение эволюции потребления в эпоху модерна и постмодерна. Как известно из трудов К.Маркса, производство определяет потребление. Оно создает не только новые потребности, но и способ их удовлетворения, например, использование вилки не только изменяет способ потребления пищи, но и способ ее приготовления. Отталкиваясь от этого тезиса, мы отметили важные тенденции, возникшие в процессе автоматизации производства, которые неоднозначно сказались на повседневной жизни людей. Социальные изменения были обусловлены как особенностями эксплуатации заводских мощностей, так и требованиями стремительно развивающегося рынка. В целом индустриализация внесла ряд изменений в социальную жизнь индивида, короткий перечень которых составляют: синхронизация, специализация, стандартизация, массовость. Эти изменения породили не только соответствующие потребности, но и способ их удовлетворения.

Анализ исследуемой социальной ситуации привел нас к выводу, что в процессе развития капиталистического общества и автоматизации производства естественная жизнь человека разделяется на два сектора. Сектор “а” – отражающий совокупный продукт, произведенный для собственного потребления, и сектор “б”, обозначающий товар, который был произведен на продажу. Процесс индустриализации стимулировал рост сектора “б”, который зачастую отчуждался от рабочего. В конечном итоге, создание отчужденной предметности (сектора “б”) поглотило всю продолжительность трудовой деятельности индивида. В результате непосредственное отношение к бытию опосредуется рядом звеньев, обусловленных требованием производства и рынка. Человек отдаляется от собственной жизни, которая все более приобретает для него трансцендентный характер.

Следя за дальнейшим развитием социума, мы рассмотрели феномен общества потребления, которое возникло в западноевропейских странах в середине 20-го века. Выделяя некоторые черты позднекаптилистического общества, мы пришли к выводу, что основной характеристикой consumer society является то, что даже при заметном увеличении производства товаров и услуг, общество потребление остается обществом нехватки, о причинах возникновения которой мы рассуждаем, основываясь на трудах Т.Веблена, Ги Дебора, Ж.Бодрийяра и др.

Выявляя основную причину нехватки, мы затронули феномен  “завистнического сопоставления”. “Завистнического сопоставление” возникает еще во времена премодерна и претерпевает ряд прослеженных нами трансформаций по ходу развития производства. В процессе “завистнического сопоставления” потребление вещи происходит напоказ. В этом акте главенствующую роль играет не потребительная стоимость вещи, а ее меновая стоимость. Вещь становится знаком, сначала воинской храбрости, а после, выхолащиваясь, знаком общественного положения. Отступление к традиционным обществам было необходимо для осмысленного перехода к современным общественным формациям. Именно в рамках постмодерна зарождается феномен управляемого кодом симулятивного потребления. Переходя к воззрениям Ж.Бодрийяра, мы делаем вывод, что “завистническое потребление” есть не что иное, как процесс коммуникация между членами общества, в котором, подобно языку, не так важны слова, как сам процесс обмена.

Принимая в расчет метафору симулякров, в послесловии настоящей работы мы можем сказать следующее. В результате появления новых компьютерных технологий знак окончательно отрывается от вещи, вступая в символический обмен с другими такими же знаками симулякрами. Этот обмен регулируется заранее заданным кодом различий.

Подытожим вышесказанное. На ранних этапах развития капитализма мы можем констатировать удаления человека от бытия посредством создания мира отчужденных вещей. Результатом чего является закабаление индивида производственной необходимостью. В современном же социуме сама вещь, становясь знаком, уничтожается в процессе симуляции. Остается один только знак, не отсылающий ни к какой реальности, в связи с чем можно констатировать появления нового типа производства – семиургию. Производство знаков, в свою очередь, как и всякое производство, стимулирует потребление знаков, создавая в тоже время способ их потребления. Следовательно, проведя аналогии с изменениями, происходящими в социуме в процессе внедрения машинного производства, мы можем констатировать: с появлением семиургии и сам процесс развития жизни в социуме приобретает новое, доселе неизвестное направление. Апроприированная реальность, обрастая симулякрами, все более становится виртуальностью, высшей точкой человеческого отчуждения. Особенностью симулякра третьего порядка, к которому, безусловно, можно отнести виртуальную реальность, является то, что он уничтожает оригинал. Но с последствиями повсеместного внедрения виртуальности, компрометирующей настоящее положение вещей, мы столкнемся, как нам кажется, в дальнейшем. Упоминание грядущей проблемы демаркации реального и виртуального, которая достойна отдельного философского исследования, на наш взгляд, послужит прекрасной точкой, завершающей настоящее исследование.

 

Список литературы:

 

1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с

2. Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология: Пер. с фр. / Сост. С.Н.Зенкин. — М: Ладомир, 2006. — 742 с.

3. Батюта Е.А. Трансформация человека потребляющего при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 2008.

4. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.

5. Бауман 3.Текучая современность // Пер. с англ, под ред. Ю. В. Асочакова. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с

6. Бауман 3.  Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002. 390 с.

7. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива // пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина.- М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 стр.

8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну, 2000. 384 с.

9. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. 2-е изд., испр. и. доп. М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304 с

10.  Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

11.  Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // Перевод Л. Любарской, Е. Марковской. Электрон, ресурс. М.:Добросвет, 2000.

12.  Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

13.  Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. — М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. — 240 с. - (Технология свободы).

14.  Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVTII вв.: В 3 т. / Бродель Ф.; Вступ. ст. Ю.Н.Афанасьев. М.: Прогресс, 1986-1992

15.  Бурдье П. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001 – 288 стр.

16.  Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века // Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 368 с.

17.  Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.- 367с.

18.  Герасимов Г. Общество потребления: мифы и реальность.— М.: Знание, 1984. — 2-е изд. перераб. — (Империализм. События. Факты. Документы). — 232 с.

19.  Гидденс Э. Последствия современности // Пер. с англ.Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 c.

20.  Гловели Г. Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 777 с. - Серия: Учебники НИУ ВШЭ.

21.  Головин Е. Веселая наука: Протоколы совещаний. М., 2006. – 288 стр.

22.  Головин Е. Приближение к Снежной Королеве, М., Арктогея-Центр, 2003 г - 480 стр.

23.  Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр.

24.  Донелла М., Йорген Р., Деннис М. Пределы роста. 30 лет спустя/ Пер. с англ. – М.: ИКЦ “Академкнига”, 2007. - 342 c.: ил.

25.  Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 121 - 133.;

26.  Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. - 240 с.

27.  Жижек С. О насилии. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 184 с.

28.  Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое издательство, 2011. — 464 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

29.  Изложение истории совершенствования орудий труда в эпоху промышленной революции построено по: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003

30.  Ильин В. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

31.  Кравец А.С. Становление социальной герменевтики/ A.C. Кравец // Вестник ВГУ. Серия: философия. – 2012. - №1. С. 48-100.

32.  Леви-Стросс К. Структурная антропология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-512 с.

33.  Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах

34.  Луман Н. Общество как социальная система // Пер. с нем. А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с.

35.  Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека. / М. Маклюэн // Понимание Медиа,, Изд-во: Канон Пресс - Ц, Кучково поле, Жуковский, 2003.- 464с.

36.  Мангейм К. Диагноз нашего времени / М.: Изд-во: Юрист, 1994. — 700с.

37.  Маркс К. «Капитал», М «Политиздат», 1984

38.  Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

39.  Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2003. / Г. Маркузе, Пер. с англ. A.A. Юдина, М. ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331.

40. Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Пер. с англ., предисл. А. Юдина. — Киев: Изд-во: «Port Royal», 1995. - 352с.

41.  Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс; Сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. — М.: КДУ, 2011. — 416 с.

42.  Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Ин-т философии.- М.: Культурная революция, 2005- Т. 1/1: Рождение трагедии. Из наследия 1869-1873 гг. // Пер. с нем. В. Бакусева, Л. Завалишиной и др.; общ. ред. И.А. Эбаноидзе. - 2012. - 416 с

43.  Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1/ Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем.— М.: Мысль, 1996.— 829, [2] с, 1 л. портр.— (Филос. наследие).

44.  Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.:АСТ: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 269 с.

45.  Ритцер Д. Макдональдизация общества 5 // Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 592 с.

46.  Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народово. (Вступит, статья
и коммент. канд. экон, наук Афанасьева В. С.) М., Соцэкгиз, 1962. – 684 с.

47.  Соссюр Ф. де Заметки по общей лингвистике: Пер. с фр./Общ. ред., вступ. ст. и коммент. H.A. Слюсаревой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 280 с.

48.  Тоффлер Э. Третья волна. М.: «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 784 с.

49. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 557, [3] с. — (Philosophy).

50.  Федотова В. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 544 с.

51.  Фрейд 3. Будущее одной иллюзии (перевод В. В. Бибихина) / Сборник: Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989. 389 с.

52. Фромм Э. Быть или иметь. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 448с.

53.  Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

54.  Хайдеггер M. Бытие и время / M. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. 503, 9. с. - (Philosophy).

 

 

 

 


[1] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[2] Фрейд 3. Будущее одной иллюзии (перевод В. В. Бибихина) / Сборник: Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989. 389 с. - (Б-ка атеист, лит.).

[3] Ф. де Соссюр Заметки по общей лингвистике: Пер. с фр./Общ. ред., вступ. ст. и коммент. H.A. Слюсаревой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 280 с.

[4] Бауман 3.Текучая современность // Пер. с англ, под ред. Ю. В. Асочакова. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

[5] Иммануэль Валлерстайн Конец знакомого мира: Социология XXI века // Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 368 с.

[6] Луман Н. Л. Общество как социальная система // Пер. с нем. А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с.

[7] Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. - 240 с.

[8] Гидденс, Энтони. Последствия современности // Пер. с англ.Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 c.

[9] Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 121 - 133.;

[10] Ритцер, Джордж. Макдональдизация общества 5 // Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 592 с.

[11] Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института

социологии Российской Академии наук. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя,

2001. - 288 с.

[12] Мангейм К. Диагноз нашего времени / М.: Изд-во: Юрист, 1994. — 700с.

[13] Ильин В. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

[14] Федотова В. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 544 с.

[15] Герасимов Г. Общество потребления: мифы и реальность.— М.: Знание, 1984. — 2-е изд. перераб. — (Империализм. События. Факты. Документы). — 232 с.

[16] Батюта Е.А. Трансформация человека потребляющего при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 2008

[17] Изложение истории совершенствования орудий труда в эпоху промышленной революции построено по: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003.

[18] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[19] Маркс К. «Капитал», М «Политиздат», 1984

[20] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVTII вв.: В 3 т. / Бродель Ф.; Вступ. ст. Ю.Н.Афанасьев. М.: Прогресс, 1986-1992

[21] Маркс К. «Капитал», М «Политиздат», 1984

[22] Маркс К. «Капитал», М «Политиздат», 1984

[23] Тоффлер Э. Третья волна. М.: «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 784 с.

[24] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVTII вв.: В 3 т. / Бродель Ф.; Вступ. ст. Ю.Н.Афанасьев. М.: Прогресс, 1986-1992

[25] Ритцер, Джордж. Макдональдизация общества 5 // Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 592 с.

[26] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народово. (Вступит, статья
и коммент. канд. экон, наук Афанасьева В. С.) М., Соцэкгиз, 1962. – 684 с.

[27] Ритцер Джордж. Макдональдизация общества 5 // Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 592 с.

[28] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[29] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[30] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[31] Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002. 390 с.

[32] Тоффлер Э. Третья волна. М.: «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 784 с.  

[33] Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.

[34] Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.

[35] Ритцер, Джордж. Макдональдизация общества 5 // Пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ, статья Т. А. Дмитриева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 592 с.

[36] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[37] Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека. / М. Маклюэн // Понимание Медиа,, Изд-во: Канон Пресс - Ц, Кучково поле, Жуковский, 2003.- 464с.

[38] Е. Головин «Приближение к Снежной Королеве», М., Арктогея-Центр, 2003 г - 480 стр.

[39] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[40] Хайдеггер M. Бытие и время / M. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. -Харьков: «Фолио», 2003. 503, 9. с. - (Philosophy).

[41] Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр.

[42] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[43] Гловели, Г. Д. История экономических учений: учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 777 с. - Серия: Учебники НИУ ВШЭ.

[44] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[45] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[46] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[47] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[48] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[49] Ницше, Фридрих. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Ин-т философии.- М.: Культурная революция, 2005- Т. 1/1: Рождение трагедии. Из наследия 1869-1873 гг. // Пер. с нем. В. Бакусева, Л. Завалишиной и др.; общ. ред. И.А. Эбаноидзе. - 2012. - 416 с.

[50] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[51] Славой Жижек. О насилии. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 184 с.

[52] Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.:АСТ: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 269 с.

[53] Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // Перевод Л. Любарской, Е. Марковской. Электрон, ресурс. М.:Добросвет, 2000.

[54] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[55] Фрейд 3. Будущее одной иллюзии (перевод В. В. Бибихина) / Сборник: Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989. 389 с. - (Б-ка атеист, лит.).

[56] Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация / Пер. с англ., предисл. А. Юдина. — Киев: Изд-во: «Port Royal», 1995. - 352с.

[57] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[58] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну, 2000. 384 с.

[59] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[60] Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива // пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина.-М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.- (Программа «Высшее образование>>).

[61] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[62] Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1/ Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем.— М.: Мысль, 1996.— 829, [2] с, 1 л. портр.— (Филос. наследие).

[63] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[64] Фромм Э. Быть или иметь. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 448с.

[65] Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002. 390 с.

[66] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. — М: ACT: Транзиткнига, 2005.—571 стр.

[67] Маркс К. «Капитал», М «Политиздат», 1984

[68] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[69] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения, т. 42.

[70] Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2003. / Г. Маркузе, Пер. с англ. A.A. Юдина, М. ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331.

[71] Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2003. / Г. Маркузе, Пер. с англ. A.A. Юдина, М. ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331.

[72] Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2003. / Г. Маркузе, Пер. с англ. A.A. Юдина, М. ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331.

[73] Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр

[74] Инглхарт Р., Вельцель К.Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое издательство, 2011. — 464 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

[75] Донелла М., Йорген Р., Деннис М. Пределы роста. 30 лет спустя/ Пер. с англ. – М.: ИКЦ “Академкнига”

2007. - 342 c.: ил

 

[76] Донелла М., Йорген Р., Деннис М. Пределы роста. 30 лет спустя/ Пер. с англ. – М.: ИКЦ “Академкнига”, 2007. - 342 c.: ил

[77] http://www.mk.ru/new-year-2016/2015/12/30/nazvana-chislennost-naseleniya-zemli-na-1-yanvarya-2016-goda.html

[78] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну, 2000. 384 с.

[79] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну, 2000. 384 с.

[80] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну, 2000. 384 с.

[81] Донелла М., Йорген Р., Деннис М. Пределы роста. 30 лет спустя // Пер. с англ. – М.: ИКЦ “Академкнига”, 2007. - 342 c.: ил

[82] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[83] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[84] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

[85] Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр

[86] Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2003. / Г. Маркузе, Пер. с англ. A.A. Юдина, М. ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331.

[87] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[88] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[89] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[90] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[91] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[92] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[93] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[94] Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[95] Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[96] Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[97] Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[98] Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[99] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[100] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[101] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

[102] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[103] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[104] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[105] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[106] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[107] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[108] Маркс К.  «Капитал», М «Политиздат», 1984

[109] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[110] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[111] Головин Е. Веселая наука: Протоколы совещаний. М., 2006.

[112] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /  Пер. с фр. Е. Самарской. М. Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

[113] Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр.

[114] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. 2-е изд., испр. и. доп. М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304 с.

[115] Кравец А.С. Становление социальной герменевтики/ A.C. Кравец // Вестник ВГУ. Серия: философия. – 2012. - №1. С. 48-100.

[116] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. 2-е изд., испр. и. доп. М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304 с.

[117] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

[118] http://hyser.com.ua/business_and_finance/57912-57912 (дата обращения: 15.05.2016)

[119] Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр

[120] Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах

[121] Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2003. / Г. Маркузе, Пер. с англ. A.A. Юдина, М. ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331”

[122] Дебор Г. Общество спектакля. М.: «Логос», 1999 - 224 стр

[123] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с..

[124] https://lenta.ru/news/2016/05/11/instagram/

[125] Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. 2-е изд., испр. и. доп. М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304 с

[126] Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с.

[127] Бодрийяр, Ж.  Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. — М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. — 240 с. - (Технология свободы).

[128] Веблен Т. Теория праздного класса // Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984.-367с.

[129] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

[130] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: