Анализ конкурентной стратегии ООО «BI Consult»

Как упоминалось выше основным видом деятельности предприятия ООО «BI Consult» является предоставление услуг комплексного (по большей мере информационного) консалтинга на рынке РФ, хотя значительная часть все же приходится на Санкт-Петербург.
Фактически услугами, предоставляемыми ООО «BI Consult», может воспользоваться практически любая фирма, имеющая в своем распоряжении продукты 1С или SAP, что делает спектр потенциальных клиентов невероятно широким, одновременно характеризуя конкурентную среду как крайне напряженную. На этом рынке нет ярко выраженных ограничений ни по территориальной составлящей, ни по уровню доходов (т.к. предприятие может удовлетворить потребности в самых дешевых услугах). Наиболее важный фактор, который может влиять на структуру потребителей, - это уровень квалификации кадров фирм-потребителей, но ООО «BI Consult» проводит курсы по пользованию продвигаемым программным, поэтому данный фактор нельзя назвать решающим.

Исходя из массовости потенциальных потребителей продукции данной отрасли, не удивительно, что конкурентная борьба на этом рынке действительно жестокая, т.к. при наличии у QlikTeck множества партнеров[9], развернувших свою активность в наиболее благоприятных районах России, конкуренция только среди фирм с лицензией на QlikView уже может считаться жесткой, а ведь большинство прямых конкурентов в своей деятельности использует программное обеспечение других типов.

Еще одной привлекательной чертой для входа в данную отрасль является очень малая величина входных барьеров.

Все вышеперечисленное делает отрасль привлекательной для конкурентов и обязует фирму серьезно задуматься о своей конкурентной стратегии, т.к. общая деловая стратегия фирмы может победить на рынке только при наличии устойчивого конкурентного преимущества.

В настоящее время предприятие использует конкурентную стратегию дифференциации, на что указывают следующие признаки:

- Огромный ассортиментный и номенклатурный ряд продукции;

- Увеличение прибыли которое произошло, естественно, из-за увеличения количества покупателей, и, следовательно, объемов продаж. Это свидетельствует о том, что предлагаемые признаки дифференциации ценятся потребителями.

- Фирма имеет преимущество перед конкурентами в обслуживании покупателей за счет интенсивного применения стимулирования сбыта: особые условия ряду покупателей, дифференцируемые скидки, связанные с объемом заказа отдельно взятых потребителей.

Преимущества, которые получает фирма при использовании данной стратегии, а также недостатки ее использования приведены в таблице 3.


Таблица 3 - преимущества и недостатки использования стратегии дифференциации

Преимущества Недостатки
1. Фирма может удовлетворить разнообразные (практически любые) запросы покупателей за счет широкого ассортимента и номенклатуры. 2. Фирма имеет преимущество в обслуживании покупателей за счет применения стимулирования сбыта. 3. Фирма предлагает такие признаки дифференциации, которые ценятся покупателями. 1. Очень низкие входные барьеры отрасли. 2. Возможность копирования используемой стратегии конкурентами. 3. Чрезмерная дифференциация. 4. Существующая угроза со стороны конкурента с низкими издержками.

 

 

  Для того, чтобы всесторонне оценить применяемую стратегию дифференциации, рассмотрим двух прямых конкурентов ООО «BI Consult» и проанализируем их конкурентные стратегии.

1. ООО «Альтконсалт» занимается продажей лицензий и установкой программного обеспечения QlikView в купе с рядом услуг информационного консалтинга. Эта фирма может составить конкуренцию в борьбе лишь за потребителей-фирм, нуждающихся в аналитике т.к. исходя из информации с их официального сайта, QlikView – единственный продукт из линейки QlikTech, который они могут предложить. К тому же цена на него необоснованно завышена по сравнению с ценой, предлагаемой ООО «BI Consult» (ООО «BI Consult» предоставляет лицензию на QlikView за 190000 рублей, что на 5% дешевле цены того же продукта у  ООО «Альтконсалт».

2. ООО «Экона», направлением деятельности которого является торговля лицензиями на все товары QlikTech, имеющие русскоязычный интерфейс в купе с предоставлением  широкого спектра консалтинговых услуг, который, впрочем уступает по ширине мпектру услуг ООО «BI Consult». Следует отметить, что основным конкурентным преимуществом перед «Эконой» выступают служба поддержки и более комплексный подход к проектам по оптимизации логистических потоков.

Следует отметить, что оба рассмотреннх конкурента имеют в своем корпоративном портфеле несколько деловых стратегий, что облегчает ведение конкурентной борьбы с ними, т.к. они должны быть сосредоточены на всех видах деятельности одновременно, что не исключает возможности допущения ошибки на каком-либо этапе создания, удержания или завоевания конкурентного преимущества, также им может не хватить средств, а исследуемое ООО «BI Consult» занимает одно из лидирующих мест в своей сфере, что говорит о сравнительно более хорошей обеспеченности ресурсами, а, следовательно, и создание устойчивого конкурентного преимущества на рынке будет проходить проще.

Также стоит обратить внимание на то, что фирмы-конкуренты ориентируется не на всех потенциальных потребителей ООО «BI Consult» продукции, а лишь на отдельные их категории (стратегия рыночной ниши), поэтому у исследуемого предприятия есть шанс удержать ту или иную категорию, если одна из фирм выиграет у ООО «BI Consult»  в одном из направлений консалтинговых услуг предоставляемых обоими фирмами. Но здесь есть и оборотная сторона проблемы, которая заключается в предположении того, что если вдруг обе фирмы-конкуренты построят свои конкурентные стратегии таким образом, что отвоюют у исследуемого предприятия каждая свою категорию потребителей. В таком случае это будет большой проблемой для ООО «BI Consult», этот аспект также должен быть предусмотрен при формировании конкурентной стратегии.

Итак, можно определить следующие недостатки стратегии дифференциации, используемой в данный момент ООО «BI Consult»:

1. Невысокие входные барьеры в отрасль, при которых опасно использовать данную стратегию, потому что существует постоянная угроза появления новых конкурентов в отрасли и использование конкурентной стратегии дифференциации в борьбе с ними окажется неэффективным.

  2. Слишком большой упор на товары QlickTech, которые пока непривычны фирмам средней величины.

  3. Фирмы-конкуренты имеют преимущество в том, что применяют сфокусированные конкурентные стратегии, что позволяет им более полно изучить особенности и запросы потребителей на своем сегменте и попытаться их удовлетворить наилучшим образом.

 

  4. Предприятие осуществляет дифференциацию за счет хорошо налаженной партнерской системы и использования продукции престижных фирм, но существует угроза того, что конкуренты, проанализировав причины успеха фирмы, могут пересмотреть свою систему закупок и заключить договора с  поставщиками QlikView, в этой ситуации дифференциация теряет смысл вообще.

  Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что к данному времени конкурентная стратегия дифференциации в том, виде, в котором её использует ООО «BI Consult» уже изжила себя, а конкурентное преимущество, которое было создано в результате ее применения, сейчас уже является неустойчивым, потому что фирмы-конкуренты уже сориентировались на рынке и готовы предпринять ответные шаги.
   Нельзя не упомянуть тот факт, что наблюдается тенденция и к региональному расширению бизнеса крупных консалтинговых компаний и, что немаловажно - международных. Центрами российского консалтинга продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург.

 

Таблица 4 – Соотношение крупнейших скоплений фирм, оказывающие услуги консалтингового характера в РФ за 2012 г.[10]

Позиция Место %
1 Москва 32.3
2 Санкт-Петербург 18.2
3 Сибирский федеральный округ 15
4 Приволжский федеральный округ 12.6
5 Центральный федеральный округ (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) 5.9
6 Уральский федеральный округ 4.6
7 Южный федеральный округ 4.3
8 Дальневосточный федеральный округ 4
9 Северо-западный федеральный округ 3

 

 

Однако спрос на консалтинговые услуги в регионах сейчас довольно высокий и продолжает расти. Можно даже отметить некоторую нехватку "местных" специалистов в Ленинградской и Московской областях, в результате чего бизнесу, в особенности среднему, приходится прибегать к услугам столичных компаний, что не всегда удобно. При этом и не каждая компания готова отправлять своих специалистов в долгосрочную командировку.

По мнению специалистов, в ближайшее время темп прироста количества консалтинговых компаний по некоторым регионам превысит московский показатель. Необходимо отметить, что данный прогноз сделан с учетом снижения темпа прироста консалтинговых компаний в Москве и Санкт-Петербурге, где помимо высокой конкурентной среды, в последние годы отмечена тенденция вытеснения с рынка мелких игроков более крупными компаниями. [13, C. 105]

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: