Содержание и виды консалтинга 2 страница

 

 

1.2. Организация коммерческой деятельности в сфере IT консалтинга

Тенденцией последних лет является переосмысление функции управления ИТ в масштабах компании с точки зрения полной ориентации ИТ на поддержку всего бизнеса компании. Это отражается во все более широком внедрении института CIO, что исключает подчинение ИТ одной из функций бизнеса в ущерб остальным, а также в тенденции смены заказчика проектов по ИТ-стратегии с директора по ИТ на руководителя компании, что обеспечивает ориентацию ИТ-стратегии не на нужды службы ИТ, а на нужды бизнеса в целом. С ростом важности стратегического управления в целом, потребности компаний в квалифицированном и беспристрастном определении ИТ-стратегии также растут, что вызывает повышение спроса на соответствующие услуги консультантов. Таким образом, все более растущей областью сотрудничества консультантов с бизнесом становится поддержка в гармонизации информационных систем и совершенствовании управления и мониторинга эффективности внедрений с целью обеспечения максимальных выгод для бизнеса.

Еще одной существенной тенденцией в области управления ИТ является появление новых задач со стороны государственных и общественных институтов, многие из которых определяются идущей в настоящий момент административной реформой. Эти задачи относятся к внедрению современных информационных технологий для поддержки процессов взаимодействия государственных органов с гражданами. Учитывая огромный опыт, накопленный международными консультантами в этой области в других странах, существует достаточно большой потенциал со стороны консалтинга для оказания поддержки российским государственным и общественным институтам в реализации указанных задач. [13, С. 67]

 

Данное понятие обобщает комплекс услуг в сфере информационных технологий. В первую очередь к ним следует отнести разработку и внедрение автоматизированных систем управления предприятием, системную интеграцию, проектирование и установку компьютерных сетей (включая вычислительные системы, локальные сети, системы телекоммуникаций). Для автоматизации бизнес-процессов применяются как базовые модели, такие как MRP и CRP (Material and Capacity Requirements Planning), так и интегрированные - MPR II, системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). Активно внедряются и специализированные продукты, в частности системы управления производственными запасами DRP (Distribution Requirements Planning), SIC (Statistical Inventory Control), FRP (Finite Requirements Planning).

По некоторым оценкам, услуги IT-консалтинга в России занимают наибольшую долю рынка  до 35%[3]. Однако такая цифра является не совсем корректной, поскольку большинство российских фирм, специализирующихся (по их заявлению) в сфере IT-консалтинга, являются параллельно с этим продавцами определенного программного продукта, что противоречит самому понятию «консалтинг» и его базовым принципам, таким как объективность и независимость. Эти понятия тут подменяются навязыванием клиенту стандартного решения при отсутствии альтернатив. Если говорить об услугах IT-консалтинга на Западе, то специалисты этой сферы, кроме всего прочего, занимаются комплексными аналитическими исследованиями рынка высокотехнологической продукции и средств телекоммуникации, проводят оценку конкурентоспособности фирм-производителей, организовывают для клиентов семинары, посвященные информационным технологиям и их использованию в различных секторах экономики, дают рекомендации по выбору средств автоматизации и внедрению интегрированных систем управления предприятиями. В России эта деятельность практически отсутствует. [18, С. 62]

  К услугам IT-консалтинга относят также различные интернет-проекты, в том числе разработку концепции и дизайна веб-сайтов, предоставление интернет-ресурсов, статистические исследования посещаемости сайтов и предпочтений различных групп пользователей.

    В целом IT-консалтинг - как в России, так и за рубежом - растет высокими темпами и, по оценкам экспертов, является одним из наиболее перспективных направлений, хотя готовность покупать дорогие комплексные автоматизированные системы в российских компаниях еще недостаточно велика. Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи.
Наиболее востребованными информационными услугами у коммерческих фирм на сегодняшний день являются услуги консалтинга разного направления.Экспансия ИТ-компаний в область «традиционного» бизнес-консалтинга началась в сравнительно недавно, когда ИТ-компании впервые заявили о себе в рейтингах консалтингового рынка. Ряд ведущих системных интеграторов начинают привлекать в штат «традиционных» консультантов, создавать у себя направления «традиционного» консалтинга и позиционироваться не только в качестве игроков ИТ-рынка, но и в качестве консультантов по управлению. К концу 2009г. в десятку лидеров

консалтингового рынка входили уже семь ИТ-компаний. К концу 2010 г. ИТ-консультантами были 4 из 5 лидеров в области услуг по стратегическому планированию и организационному развитию, а 4 ИТ-компании вошли в 10 сильнейших по услугам в области управления персоналом. В 2010-2012 гг. у некоторых «выходцев из ИТ» динамика услуг в области финансового управления опережала рост этого направления у прежних лидеров «традиционного» консалтинга. На момент написания этой работы, мы являемся свидетелями интеграции ИТ-консалтинга и традиционного консалтинга.

 По всей видимости, повсеместно начинают проявляться тенденции мирового рынка, и борьба за покупателя из области цен и качества товаров все более перемещается в область методов воздействия на сознание людей. Рост услуг рынка HR-консалтинга. Один из наиболее динамично растущих сегментов: объем продаж у десятки лидеров HR-консалтинга в 2010 г. вырос почти вчетверо; в 2012-м более, чем в полтора раза, если сравнивать с 2010.

В сфере консалтинга все более востребованными становятся поиск топ- менеджеров, оценка, подбор и обучение персонала, подготовка кадрового резерва и построение систем мотивации. Это вполне отвечает мировым тенденциям: требования к персоналу компаний растут по мере усложнения деятельности и обострения конкуренции. К владельцам бизнесов приходит осознание, что персонал, особенно управленческий, является ключевым ресурсом. Острота вопроса подогревается также нарастающим стремлением владельцев бизнесов отойти от оперативного управления.

Основной задачей   информационного консалтинга принято считать разработку рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и разных методах оценки деятельности предприятия.

 

Информационные технологии являются необходимыми для осуществления услуг информационного консалтинга. Но изменения, сопровождающие использование новых информационных технологий, связаны с самими организационными основами предприятия, такими, как принципы построения его структуры.

Консультант по менеджменту - это не просто техник по обслуживанию компьютеров; он должен помочь клиенту разобраться в возможностях и недостатках компьютеров, в обеспечении информацией и сократить разрыв между техническим персоналом и конечным пользователем компьютерных программ. Информационные системы часто вызывают нарекания администрации на отсутствие соответствующей информации или на задержки с ее получением.

Поэтому консультант должен тщательно изучить характер отношений между информацией и различными видами управленческих действий и попытаться повысить полезность и доступность "информации; подробно рассмотреть систему принятия решений.

Во всех организациях имеется большое разнообразие информационных систем, как формальных, так и неформальных, с различным количеством уровней и степенью эффективности и релевантности. Поэтому консультанту следует:

- привести в соответствие существующую систему обеспечения информацией на нужном уровне и в нужной форме;

- определить степень совместимости всех систем;

- подготовить рекомендации по усовершенствованию (с точки зрения достоверности, формы подачи, содержания и т.п.) существующих систем;

- выбрать оборудование (аппаратное обеспечение);

- разработать системы управления базами данных, средствами связи и формами обработки данных (программное обеспечение);

- подобрать персонал и запланировать необходимую профессиональную переподготовку кадров.

Если клиент уже располагает компьютерной системой, то консультант поможет определить ее недостатки и установить:

- на что рассчитана система;

- как задачи системы согласованы с пользователем;

- как пользователь участвовал в разработке системы, а затем попытаться установить, что же реально пользователь получил от системы.

Правильное построение процессов управления ИТ дает следующий эффект:

- минимизация простоев и сокращение их длительности в критических или нестандартных ситуациях;

- сокращение времени, необходимого на внедрение изменений и увеличение вероятности успешных внедрений;

- знание реальных возможностей ИТ-инфраструктуры;

- сотрудники знают и умеют пользоваться всеми услугами ИТ-службы компании;

- гибкость бизнеса за счёт полной поддержки ИТ-службы;

удовлетворенность сотрудников работой ИТ-службы. [5, С. 112]

Информационный консалтинг сегодня остается крайне востребованным, ка сам по себе, так и в комплексе с другими видами консалтинга, тем не менее, именно этот вид консалтинга больше других связан с современными технологиями, компьютерными сетями и программным обеспечением, которые год от года только закрепляют за собой статус крайне значимых инструментов ведения бизнеса и являющихся наиболее современными видами конкурентных преимуществ.

 

1.3.Спектр информационных услуг в логистике, маркетинге и прочих  направлениях

Быстрорастущий сектор информационных технологий и вялая динамика других направлений начинают менять структуру рынка. В качестве одного из факторов подъема спроса на информационные услуги эксперты указывают на реорганизацию отраслей и крупных предприятий, вызванную стремлением компаний и банков выйти на международные рынки капитала: инвесторы требуют такого уровня развития систем внутреннего контроля и учета, который невозможен без новых технологий. И это касается абсолютного большинства сфер коммерческой деятельности.

С возникновением информационной среды в интернет-пространстве открылась новая огромная площадка для маркетологов, которая позволяет продвигать товар или услугу и взаимодействовать с потенциальным потребителем при минимальных затратах финансовых и материальных ресурсов. Более того, исследование потребителя в сети на сегодняшний день является самостоятельным направлением маркетинговых исследований у многих лидеров этой области. [11, C. 61]
Если же говорить о спектре информационных услуг в маркетинге, то сегодня наиболее востребованной считается SEO продвижение[4] ресурсов потребителя, со значительным отрывом отстает разнообразная реклама на
ресурсах, подразумевающих большое скопление потенциальных покупателей, а завершают рейтинг лидеров информационных маркетинговых услуг услуги более низкого уровня, вроде массированной рассылки и размещение анонсов/пресс релизов событий потребителей.
В логистике же абсолютным лидером информационных услуг является логистический консалтинг, комплекс услуг являющийся сравнительно новым на рынке. Почти всегда задачей логистического консалтинга является снижение затрат на логистические процессы.

Основными методами решения этой задачи в рамках проведения логистического консалтинга являются:

- Моделирование бизнес-процессов с использованием методологий IDEF и ARIS;

- Работы экспертными методами;

- Моделирование деятельности предприятий в области логистики с помощью вероятностно-статистических методов имитационного моделирования;

- Работы методами эвристического анализа и синтеза;

Другая востребованная услуга - это разработка логистических мер, направленных на реорганизацию разнообразных логистических процессов фирмы, отделов или даже структуры фирмы в целом.
Консалтинг в этой области так же подразумевает технологические решения поставленных задач - размещение у фирмы-потребителя определенного оборудования, оснащённого специально разработанным программным обеспечением.
Зачастую к логистическому консалтингу относят и финансовый консалтинг -  вид деятельности, при котором специалисты берутся увеличить прибыль какой-либо компании за определенные сроки. Почти всегда к подобным услугам прибегают, когда руководство еще неопытно в целом или просто не имеет должного опыта работы с определенным сегментом финансовой цепи, вроде интернет-банкинга. Так или иначе, абсолютно любой проект, в котором предполагается ввод автоматизированных систем, или же лишь частично автоматизированных, может быть проанализирован профессионалами, для последующей корректировки финансовой системы.
Из написанного выше можно сделать вывод, что компьютеризация и интернет-банкинг на фоне роста рынка электронной валюты позволяют логистам обновить и облегчить работу с информационными и финансовыми потоками, а фирмам, чей основной доход связан с консультированием

предприятий и внедрением собственных решений для бизнеса теперь можно

либо занять одну из множества новообразовавшихся ниш на рынке консалтинговых услуг, либо проявить инициативу в комплексном консалтинге, объединяющим в себе несколько типов консалтинга и являющимся сегодня самостоятельной организаторской функцией на ряду с маркетингом и менеджментом.
В общем понятии комплексный консалтинг – это совокупность услуг, состоящая из финансового, информационного, логистического, бухгалтерского и прочего вида консалтинговых услуг применяемых выборочно в зависимости от потребностей клиента.
Комплексность этого направления позволяет оказывать множество разнообразных услуг, что в свою очередь позволяет создать необычайно широкую клиентскую базу и построить более долгосрочные отношения с партнерами по принципу «Где одна услуга, там и другая».
Кроме того, появление этого направления привело к цепочке коопераций и объединения множества мелких консалтинговых фирм в более крупные, что привело к появлению более крупных фирм, одновременно и оздоровив конкуренцию в данном секторе и дав выход более мелким игрокам, играющим в команде, на крупных клиентов.

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: