Нормативно-правовое регулирование права граждан на жилище в Российской Федерации

 

 

        Официальное  признание  права  граждан на  жилище  как  важнейшей составной части более широкого права каждого человека на достойный жизненный уровень произошло лишь в середине XX в. После принятия Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на достойное жилище стало частью общепризнанных стандартов прав человека. В Европейской социальной хартии содержатся положения о специальных гарантиях в жилищной сфере для отдельных наиболее социально уязвимых категорий граждан. В частности, в ст. 23 предусмотрена обязанность государств дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, в том числе в форме предоставления им жилья, соответствующего их потребностям и состоянию здоровья, или оказания помощи в переоборудовании их жилья в соответствии с их нуждами. А в ст. 30 закреплена норма общего характера, направленная на обеспечение эффективного осуществления права на защиту от нищеты и социального отторжения и предусматривающая принятие государствами в этих целях мер по облегчению доступа к жилью лиц, живущих в условиях социального

отторжения или нищеты.[4]

         Рассмотренные нормы международно-правовых актов в отличие от Конституции Российской Федерации не предусматривают в прямой постановке, само по себе, право граждан на жилище, а закрепляют его в рамках права на достаточный уровень жизни каждого человека и его семьи. Тем не менее, в отечественной юридической литературе эти нормы традиционно принято расценивать как закрепляющие и подтверждающие признание международным сообществом права каждого гражданина на жилище как таковое. На этой основе делается вывод о том, что хотя право каждого человека на жилище и является составной частью более широкого права на достаточный жизненный уровень каждого человека и его семьи, тем не менее, оно стало частью общепризнанных стандартов прав человека, как «право на достаточное жилище каждого ребенка, каждой женщины, каждого мужчины, где бы они ни жили». [5] И лишь некоторые исследователи по формальным соображениям ставят под сомнение самостоятельность и подлинность права на жилище, с чем нельзя согласиться.

        Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране оно впервые было установлено в Конституции СССР 1977 года, которая закрепляла для каждого нуждающегося в жилье право на его получение за счет государства. В научной литературе того периода также сформировалась однозначная позиция, воспринимающая право на жилище, прежде всего, как социальную обязанность государства. Впоследствии право граждан на жилище нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 года и Конституции Российской Федерации 1993 года, а также в кодифицированных жилищных законах. В статье 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище определено иначе, чем в Конституции РСФСР 1978 г. Это можно объяснить тем, что в связи с переходом к рыночной экономике изменился подход к вопросу о путях обеспечения жильем граждан Российской Федерации. Если ранее значительную часть жилых помещений граждане получали из государственного, ведомственного и общественного жилищного фонда, то в соответствии с положениями действующего законодательства потребность в жилье в основном должна удовлетворяться посредством индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений за счет своих средств на рынке жилья либо коммерческого найма жилых помещений. Важное значение для осуществления гражданами  права граждан на жилище имеет Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, значимые для отрасли жилищного права положения содержатся в главе 18 «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» и главе 35 «Наем жилого помещения».[6]

        Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия десятков федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отдельно стоит упомянуть такие важные для реализации конституционного права граждан на жилище законы как Федеральный закон № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон N 215-ФЗ от 30.12.2004 «О жилищных накопительных кооперативах».

        В ходе реализации положений, содержащихся в данных нормативно-правовых актах,  выявилось множество правовых, экономических, социальных и нравственных проблем. Конституция Российской Федерации предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище. Фактически поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание ими условий на осуществление права на жилище выражается в принятии соответствующего реалиям времени жилищного законодательства и создание действенных механизмов для его реализации. Так, например, в последние десятилетия формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, определяется Федеральными целевыми программами «Жилище». На 2002-2010 годы Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище», включившая в себя также ранее утвержденную Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты». В ее составе была предусмотрена реализация четырех подпрограмм: «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение жильем молодых семей» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. В рамках проекта оказывалась государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 срок реализации федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011-2015 годов. При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы «Жилище» была предусмотрена реализация новых направлений жилищного обеспечения граждан, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. Представляется, что в Конституции Российской Федерации необходимо конкретизировать понятие права граждан на жилище и определить четкий перечень задач и функций государства в обеспечении реализации и защиты этого права на жилище. Российское законодательство нуждается в четком определении понятия жилище с учетом технических, территориальных и социально-культурных аспектов. Следует согласиться с предложением, что в рамках действующего Жилищного Кодекса Российской Федерации необходимо закрепить порядок регулирования безвозмездного пользования жилым помещением, что дополнило бы полноту регулирования жилищных отношений. В настоящее время регулирование безвозмездного пользования жилым помещением подчиняется общим правилам гл. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий характер норм которой ухудшает положение льготника в сравнении с нанимателем жилого помещения по договору социального найма. В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации необходимо выделить главу, регулирующую порядок рассмотрения дел, вытекающих из нарушения права на жилище с обязательным участием прокурора и соответствующих органов, в чью компетенцию входит регулирование и защита права на жилище.

        Кроме того, необходимо принятие, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации градостроительной политики с учетом всех требований, предъявляемых законодательством к жилищу. Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее порядок осуществления гражданами  права на жилище нуждается в доработках и дополнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: