Особенности реализации права граждан на жилище в субъектах Российской Федерации (на примере Челябинской области)

        Конституция Российской Федерации предоставляет субъектам Российской Федерации право иметь собственное жилищное законодательство, определяя пределы осуществления такой законодательной деятельности предметами ведения.

        Поскольку согласно п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении федерации и ее субъектов, на региональном уровне возможно принятие опережающих (на время отсутствия соответствующего федерального закона) законов по предметам, находящимся в совместном ведении.

        Сегодня в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты и действуют законы и иные нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся реализации права граждан на жилище.

        Ведущую роль в законодательстве каждого субъекта Российской Федерации, безусловно, занимает его Конституция (Устав), где закреплены ключевые принципы регионального законодательства, система органов власти и их компетенция. По порядку закрепления в Конституциях (Уставах) субъектов Российской Федерации гарантий реализации права граждан на жилище, соответствующие нормы можно подразделить на три группы.

        В первую группу можно включить так называемые общие гарантии реализации конституционных прав граждан. Они, как правило, представляют собой указание на то, что на территории соответствующего субъекта Российской Федерации защищаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

        Во вторую группу считаем возможным включить конкретные положения Конституций (Уставов) субъектов Российской Федерации, закрепляющие право граждан на жилище, принцип неприкосновенности жилища, обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, гарантии малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. В подавляющем большинстве эти положения дословно повторяют соответствующие нормы Конституции Российской Федерации.

        Третью группу составляют так называемые смешанные положения, касающиеся реализации конституционного права граждан на жилище. Такие положения Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации помимо указания на общие гарантии реализации конституционного права граждан на жилище включают в себя также конкретизацию отдельных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

        Лишь незначительная часть Конституций (Уставов) субъектов Российской Федерации содержит специальные положения о конституционном праве граждан на жилище. И лишь несколько субъектов Российской Федерации закрепили в основном законе более подробные нежели в Конституции Российской Федерации нормы о конституционном праве граждан на жилище.

        Подавляющее большинство нормативно-правовых актов в сфере жилищных правоотношений, принимаемых в последние годы в субъектах Российской Федерации, относится к реализации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и федеральных целевых программ «Жилище» на 2002-2010 и 2011- 2015 годы. Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации реализуется республиканская (областная) целевая программа «Жилище».

        В Челябинской области действует подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске на 2011 - 2015 годы.

        Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, постоянно проживающая в городе Челябинске, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

2) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий;

3) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

        Признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в  подпрограмме осуществляется администрацией района Челябинской области по месту постоянного жительства (регистрации по месту жительства) молодой семьи.

        Согласно положениям, содержащимся в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями либо обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом при определении нуждаемости учитываются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и (или) занимаемые ими как членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

        В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.10. 2005 г. № 7/9 учетная норма площади жилого помещения составляет 10 (десять) квадратных метров общей площади на одного человека.

        При реализации городской подпрограммы используются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010г.

В соответствии с пунктом 2 Правил социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после чего жилое помещение, приобретенное кооперативом для молодой семьи, переходит в собственность данной молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или ипотечного жилищного займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату указанной организации».

        Анализ жилищного законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при разработке соответствующих нормативно-правовых актов региональные законодатели, как правило, использовали опыт федерального законодателя, а также опыт своих коллег в других регионах Российской Федерации. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации на законодательном уровне предусматриваются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

        Так предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, предусмотрено постановлением Правительства Челябинской области от 27.07. 2006 г. № 149-П «О порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

        С целью обеспечения жильем указанных категорий на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, министерством социальных отношений Челябинской области сформирован Реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года по Челябинской области.
        В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
        В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12. 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

        Если гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации района Челябинской области, с учетом изложенного улучшение жилищных условий возможно в порядке, установленном действующим законодательством, то есть путем предоставления жилого помещения по договору социального найма по мере подхода очереди в администрации района по месту жительства либо путем предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность.
        С целью создания условий для улучшения жилищных условий граждан распоряжением Администрации города Челябинска от 27.12. 2013 г. № 8151 утверждена городская целевая программа по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011 – 2015  годы, в рамках которой действуют много подпрограмм. (Приложение: Ресурсное обеспечение программы  «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области).

         Одной из наиболее актуальных является  подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».         Механизм реализации подпрограммы предполагает предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

        Участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком подпрограммы решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, признанная нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме.
Кроме того, одним из условий участия молодой семьи в подпрограмме является наличие доходов, позволяющих получить кредит либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме относится к числу муниципальных услуг, предоставляемых в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 29.06. 2012 г. № 132-п, администрациями районов города Челябинска по месту жительства граждан (регистрации по месту жительства).
        Улучшение жилищных условий возможно в соответствии с Законом Челябинской области от 28.04. 2011 г. № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».
        Статьей 1 указанного Закона определены категории граждан, обладающих правом на предоставление земельного участка, в том числе лица, проходившие военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан и получившие ранение, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, молодые семьи.
        Таким образом, граждане вправе реализовать право на постановку на учет в рамках реализации данного Закона в случае соответствия требованиям вышеуказанной статьи.

        Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются нескольким категориям граждан, в том числе молодым семьям, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, имеющим одного или более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), в том числе неполным семьям, состоящим из одного родителя (опекуна, попечителя), возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного или более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Закона Челябинской области от 26.04. 2012 г. № 308-ЗО).

        В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона (в редакции от 28.06. 2012 г. № 352-ЗО) право на предоставление земельного участка имеют граждане, постоянно проживающие (зарегистрированные по месту постоянного жительства) на территории Челябинской области.

        Первоочередным правом на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства обладают граждане, проживающие в границах территорий сельских населенных пунктов, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также молодые семьи, состоящие в Администрации города Челябинска на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства и постоянно проживающие на территории города Челябинска не менее трех лет.
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также принятие граждан на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства относится к числу муниципальных услуг, носит заявительный характер и осуществляется Управлением жилищной политики Администрации города Челябинска в соответствии с административными регламентами предоставления муниципальных услуг, утвержденными распоряжениями Администрации города Челябинска от 10.11. 2011 г. № 261-п и 09.11. 2011 г. № 256-п.
        Таким образом, в субъектах Российской Федерации помимо реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральных целевых программ «Жилище» на 2002-2010 и 2011-2015 годы осуществляются региональные жилищные программы, направленные на поддержку отдельных социально менее защищенных категорий граждан.











Заключение

        Исследования различных аспектов права на жилище занимают особое место в юридической науке. И это не случайно. Значимость этого права для каждого нельзя недооценивать. По существу, это право можно поставить в один ряд с любым из личных прав граждан. Поскольку ни один человек не может обходиться без жилища, которое выступает и как место проживания, общения, воспитания детей, творчества, ведения домашнего хозяйства, а также позволяет реализовать иные возможности, закрепленные в законе. По мнению ученых, признание права каждого на достаточное жилище позволяет обеспечить человеческое достоинство, физическое и психическое здоровье и качество жизни в целом.

        Сущность права на жилище состоит в необходимости обеспечить удовлетворение материальной потребности людей в жилище. В РФ право граждан на жилище охватывает не только возможность непосредственного улучшения жилищных условий, но также право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.

        В последнее время в юридической литературе смысл, суть и содержание выражения «каждый имеет право на жилище» трактуется довольно неоднозначно. Предлагаются такие точки зрения.

    Первая точка зрения связана с тем, что конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого.

    Вторая точка зрения указывает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. При этом остается неясной сущность права на жилище. Ни в Конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается.

    Третья точка зрения, разделяется некоторыми авторами, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:

1. Стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;

2. Содействие государства в улучшении жилищных условий;

3. Обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.

    На основании вышеизложенного ясно, что, установив в Конституции Российской Федерации  право на жилище, государство возложило и на себя обязанности по реализации этого права, в связи с чем,  возникает множество неясностей.

    Государство приняло на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего с ней права. Граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях. Однако праву на жилище и правоотношениям, элементом которых оно является, присущи весьма специфические свойства.

    Право на жилище является субъективным правом граждан и с учетом его сложности и многоаспектности реализуется в различных по юридической природе правоотношениях: общих конституционных правоотношениях, организационных (административных), имущественных (гражданских) правоотношениях и др. В этой связи оно регулируется разнообразными по содержанию юридическими нормами, а не только той, в которой данное субъективное право сформулировано в общем виде.

    Можно сделать вывод о том, что в нормах Конституции РФ и некоторых федеральных законах закреплены гарантии реализации права на жилище гражданами.

    В ч. 1 ст. 40 Конституции, например, сказано о том, что «никто не может быть произвольно лишен жилища»; в частях 2 и 3 этой же статьи Конституции РФ закреплено: «... органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

    Анализ отраслевого гражданского и жилищного законодательства показывает, что в нем содержится достаточно большой перечень охранительных гарантий различных форм реализации конституционного права на жилище. Все они направлены на реализацию конституционного принципа о невозможности произвольного лишения жилища.

К особым гарантиям реализации права на стабильное обладание жилым помещением отнесено право на получение субсидий и льгот, связанных с содержанием жилища.

    Помимо этого, законодательно закреплены механизмы получения жилых помещений гражданами (договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения и т. д.).

    В заключение можно отметить, что теоретическое осмысление проблем правовой природы и содержания права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище. Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего осуществления научного исследования различных аспектов конституционного права граждан Российской Федерации на жилище, включая формы и гарантии его реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: