Обеспечение безопасности

Датировка трактата Дао-Дэ-Цзин

При самом беглом анализе обращает на себя внимание тот факт, что текст не содержит никаких имен, никак не привязан к событиям и географическим названиям. В отличие от ”Бесед и суждений” Конфуция, ”Ле цзы”, ”Чжуан цзы”, трактат ”Дао Дэ” полностью анонимен и даже конспиративен. Нет намека на время, место, личностей! Не описано ни одно событие, не рассказано ни одной истории. Трактат ”висит в воздухе”! Нет ссылок даже на мифических императоров, и легендарные истории. Только обезличенные субстанции – Небо, Земля, Бесформенное.

Более того, трактат не полемичен. Нет предмета спора, только утвердительные высказывания. Для китайской философии после Мэн Цзы такое совершенно не характерно!

Внутренняя структура текста делится на разные по смысловой нагрузке части.

Первая смысловая часть – мистическая. Это довольно туманные рассуждения на тему Непознаваемого, а так же философские обоснования теории не-деяния и стратегия использования противоположностей.

Вторая смысловая часть содержит три типа высказываний:

1. Это поток проклятий на голову некоей военно-политической силы.

2. Предписания, как сохранить себя, когда эта сила доберется до прочитавшего.

3. Советы, каким надлежит быть идеальному государству.

Автор комментария со всей решительностью заявляет, что первая смысловая часть трактата – маскировка, на случай прочтения его официальными лицами вышеуказанной военно-политической машины. Высказывания о происхождении мира чередуются с рекомендациями о важности не-деяния.

В таком виде трактат вполне мог бы сойти за одно из сочинений на тему: ”Как жить долго и счастливо, не ведая забот”.

Однако упрямое многократное повторение принципа не-деяния может быть понято как рекомендация прекратить борьбу, затаится. В таком виде трактат можно расценивать как план действий для некоторого круга единомышленников. Трактат вполне мог быть своеобразной рассылкой ”среди своих” этого плана действий на случай краха, поражения от сверхсильной военно-политической машины. В этом случае понятна полная временная, географическая, и событийная обезличенность трактата. ”Ну, валяется старое сочинение, вот и все!”

Однако, во второй смысловой части (практически совпадающей с ”нижним” разделом) мы многократно встречаем осуждение войны, активного правительства, озверевших сборщиков налогов. При этом рефреном звучит – ”Не пытайтесь с этим бороться! Все развалится само собой! Сохраняйте лучше собственную жизнь!”

Такое отсутствие сопротивления как-то не характерно для китайского народа. Даже монголы, наводившие ужас на Поднебесную, не брали ее без боя, с маньчжурами китайцы тоже постоянно воевали, восставали почти каждые десять лет! А в ”Дао Дэ” мы встречаем уникальный случай массового отказа от борьбы. (Если бы книга была мало растиражированна, она бы не дожила до наших дней). Итак, книга дает план капитуляции перед грозной, чудовищной, всесокрушающей силой.

При этом книга ясно дает понять, что эта сила весьма враждебна к людям знания, и почти нейтральна к средним слоям, обычному люду. Настойчиво повторяются советы ”Спрятать яшму в лохмотья, затаить блеск”.

Мы можем предположить, что эта страшная сила есть сила внутренняя, речь идет о внутреннем конфликте в самом китайском обществе, это не варвары!

Итак, книга дает ”Программу выживания”, и ”Прогноз развития ситуации”. Прогноз таков – сильное погибнет, острое затупится, большое развалится. Книга предрекает крах неведомой силы. Вот откуда опасность для читающего и хранящего трактат! От этого и попытки максимального обезличивания, желание скрыть авторство и круг общения.

Книга также дает план последующего государственного строительства. Это еще раз показывает, кому она была адресована – элите, способной руководить и организовывать, отнюдь не отшельникам! И план строительства государства как раз и является ключом к датировке трактата!

”Нужно, чтобы царства были маленькими”!

Только один раз в истории Китая реально мыслящие люди могли мечтать о таком!

Раздробленность была для Китая величайшим злом, империю постоянно рвали на куски варвары и колонизаторы! Только один раз можно было мечтать о маленьких царствах.

Когда на последние островки независимости катились войска великого объединителя Цинь Ши Хуанди. Только эта сила могла вызывать такой ужас у образованных, независимых ученых, наследственной знати, выдающихся людей, противостоявших империи Цинь. И в первую очередь – у конфуцианцев! Именно их наиболее яростно преследовал Ши Хуанди.

И все встает на свои места. И то, что трактат маскировался под магическую книгу, любителем чего был Цинь Ши Хуанди, и анонимность, и мечты о маленьких государствах. И массовые сожжения книг императором – победителем также получают железное объяснение! Как и казни конфуцианских ученых.

Таким образом, можно утверждать, что трактат был написан и рассылался в среде ученых – конфуцианцев накануне окончательной победы императора Цинь Ши Хуанди. Это приблизительно 230-е – 220-е года до н. э.



Идеальный правитель

 

Одна из ключевых тем второго смыслового слоя ”Дао Дэ” – тема идеального правителя. Начиная с 15-й главы дается описание пути восхождения к месту владыки Поднебесной. Тема эта следует в общем русле традиции Конфуция – Поднебесной управляет тот, кому само Небо вручает свой мандат. Небо вручает свой мандат совершенномудрому. Текст ”Дао Дэ” развивает эти установки, исследуя стратегию поведения кандидата в императоры. И здесь нужно отметить следующее. Ключом к овладению Поднебесной является действие от противоположного – мудрый ставит себя ниже и позади, но его поднимают и выносят вперед. И это тоже прямое развитие высказываний Конфуция! ”Поднебесной овладевают в соответствии с ритуальным правилом уступчивости”! Так мы еще раз обнаруживаем идейную преемственность между Конфуцием и неизвестным автором ”Дао Дэ”.



Стратегия

 

Кроме связного изложения магических текстов, автор ”Дао Дэ” фактически создал одну из самых совершенных стратегий всех времен и народов. Текст ”Дао Дэ” развивает некоторые стратегии Сунь-цзы, и является шедевром китайской стратегии.

Не только в военном деле применима эта стратегия. Принципы ”Дао Дэ” лежат в основе теории китайской медицины, цигун и ушу. Многие школы ушу почитали ”Дао Дэ” в качестве учебника стратегии. В последние годы страны – драконы успешно реализуют стратегию ”Дао Дэ” и в международном бизнесе.

Универсальна ли стратегия Дао Дэ? Со всей решительностью можно сказать – нет! Время написания трактата – это крах всех царств перед натиском Цинь. Ситуация задала главный вопрос: как действовать перед лицом абсолютного, подавляющего превосходства противника? И бегство было неприменимо – бежать было некуда, империя Цинь заняла все цивилизованные страны. Эта стратегия хороша, когда вы сталкиваетесь с непреодолимой силой. Например, на прогулке в лесу вы наткнулись на медведя. Ну, разумно же отступить? И совершенно глупо также относиться к севшему на щеку комару. Еще раз, стратегия Дао Дэ не универсальна, но она лучшая, когда вы сталкиваетесь с подавляющим преимуществом у противника.

Тактика строится главным образом на идеях следовании Дао, отказе от использования противоположностей, а опора на их основу – то, что впоследствии получит свое название ”Тайцзи” – ”Великий предел”. Естественность и ненасилие, умение чувствовать баланс и не нарушать его – вот основа этой тактики. Совершение поступков между тем возможно и нужно, когда баланс изменяется в результате внешних перемен.

Реально, перемены, внешние и внутренние, происходят постоянно. Изменения происходят как во внешнем окружении, так и внутри самого субъекта. (Это интереснейшая тема, но для ее полного освещения необходимо разбираться со стратегиями ”Книги перемен”. Кстати, в настоящее время автор практически завершил работу над комментариями к ”Книге перемен”). Но вернемся к основной мысли. Итак, следуя Дао, нельзя пытаться силой ломать сложившийся баланс. Но баланс постоянно меняется сам по себе! Меняемся мы, меняется противник. (Море поднялось – отступаем в горы, море отступило – выходим на пляж). Противник стал сильнее – отступаем, стал слабее – забираем спорную территорию. Мы почти не можем контролировать внутренние изменения в противнике, но можем ”следить за собой”. Мудрый не распускается, постоянно совершенствует себя, улучшая свое понимание Дао и увеличивая свое Дэ.

Уловить изменения и откликнуться на них, ждать в не- деянии, когда изменения еще не произошли – вот реальное следование Дао.

Перемен нет – выжидаем, совершенствуя себя, перемены произошли – действуем вовне. При изменении ситуации просто необходимо откликаться, фиксируя новое равновесное состояние. Так, шаг за шагом, стратег меняет баланс в свою пользу.

Скажем так, стратегия следования – не единственная стратегия даже Древнего Китая, но она лучшая, когда баланс сил складывается не в Вашу пользу.

 

Глава пятая

Обеспечение безопасности

 

Наряду с тактикой продвижения, основанной в целом на поступках, ”Дао Дэ” дает также развитую систему обеспечения безопасности, основанную в первую очередь на психотехнике.

В этом плане термин Дэ имеет ее одно важное значение. Дэ – это такой образ мышления, который исключает возможность конфронтации с окружающим миром. При этом способе мышления все люди воспринимаются как собственные дети, нуждающиеся в заботе и покровительстве. Этот стиль мышления на очень глубоком уровне устраняет саму возможность конфликта. При этом человек стимулируется к руководству над ситуацией в целом – ставя себя в положение ”родителя”, и в полную зависимость от других, он вынужден так выстраивать свое поведение, чтобы постоянно быть полезным и необходимым для всех.

При этом возникает любопытный феномен. Столь неординарное поведение формирует вокруг человека совершенно особую ауру, совершенно особый социальный микроклимат. Мудрец приводит сердца окружающих его людей к гармонии. Так вокруг мастера формируется социальная прослойка, смягчающая его отношения с социумом.

Можно рассмотреть это поведение с точки зрения мистиков:

Мастер приводит к гармонии энергии природы. Он общается равно как с живыми, так и с душами не живущих в настоящее время людей.

И этот второй мир также начинает заботится о нем. Для современного европейца такое утверждение звучит достаточно дико, как минимум ненаучно. Но традиционные китайцы в это очень и очень верят. Тем более что эта вера основана не только на слове, но и на повседневной практике. Вовсе не обязательно быть особым мастером, чтобы иметь Дэ. Каждый человек имеет некоторое количество добра в положительном или отрицательном виде. Сравните судьбы простых людей в зависимости от их доброты. И вы тоже в это поверите. И вы тоже согласитесь, что чем больше у человека Дэ, тем большую заботу и покровительство осуществляет жизнь по отношению к этому человеку.

Также это имеет объяснение с точки зрения естественных наук. Лидер, который держит под контролем свою агрессивность, вызывает большее доверие в социуме.

Комментарии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: