Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности

Комментарий:

Дана нисходящая лестница иерархий. Дао вмещает Небо, Небо Землю, Земля Царя. Царь становится таким образом мистической силой, как Небо, Земля и Дао. Итак, государь – мистическая фигура. Но это совершенно древний образ. Со времен Шань именно Государь сообщал предкам о делах на Земле, он возносил молитвы Небу, гарантировал чередование сезонов, предотвращал стихийные бедствия. (Конечно, если он был истинным Государем и имел достаточно Дэ). Именно так и объяснял функции Государя и Конфуций! Государь – посредник между Небом и Поднебесной. Он обладает Дэ. Он следует Дао. Он – как Небо.

26

Тяжелое является основой легкого. Покой есть главное в движении. Поэтому мудрый человек действует весь день, не оставляя тяжелого труда. Хотя он питает блестящую надежду, но находится в совершенно спокойном состоянии. Напрасно властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так легкомысленно смотрит на мир. Легкомыслие разрушает его основу, а торопливость приводит к потере опоры.

Комментарий:

Очень тонкий момент.

Во – первых, дается образ действия мудрого человека. Движение содержит в себе покой! Вот и нет противоречия между действием и не-деянием! Как действие может основываться на покое? Друзья, давайте заниматься тайцзицюань! Там все это на уровне рефлексов тела закладывается!

Во – вторых, обсуждается проблема существования мудреца в мире. Сохранить себя от соблазнов – вот задача. Способ преодоления этого – использовать Дао и опираться на Дэ.

27

Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот не пользуется счетом. Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку и завязывает их так прочно, что развязать невозможно. Поэтому мудрый человек постоянно умело спасает людей и их не покидает. Он всегда умеет спасать существа, поэтому он их не покидает. Это называется глубоким просвещением. Таким образом, добродетель является учителем недобрых, а недобрые его опорой. Если (недобрые) не ценят своего учителя и добродетель не любит свою опору, то они хотя (считают себя) разумными, (на деле) погружены в слепоту. Вот что наиболее важно и глубоко.

Комментарий:

Дано описание мастерства. Мудрый использует мастерство; чтобы собрать людей и опираться на них. Почему люди собираются вокруг мудрого? Потому, что он помогает им. Так и непросвещенные получают просвещение, и плохие становятся опорой для мудрого. Так он становится наставником. Само по себе положение наставника абсолютно ничего не гарантирует. В следующих главах приводится последовательность действий для восхождения в социуме.

28

Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот (подобно) горному ручью становится (главным) в стране. Кто стал главным в стране, тот не покидает постоянное Дэ и возвращается к состоянию младенца. Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отличается от постоянного Дэ и возвращается к безначальному. Кто, зная свою славу, сохраняет для себя безвестность, тот становится главным в стране. Кто стал главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном Дэ и возвращается к естественности. Когда естественность распадается, она превращается в средство, при помощи которого мудрый становится вождем и его великий порядок не нарушается.

Комментарий:

Перечислены этапы большого пути. Дао служебного роста. Прошедшие века доказали с большой убедительностью, что эта схема дает сбой на самом последнем этапе. Мученик за народ приходит к власти – и превращается в тирана. Вождей мы видели разных. Хорошего о них сказать трудно.

Тем не менее, на определенных этапах эта схема работает. Когда существует несколько политических сил, они начинают конкурировать за человека выдающихся способностей. Тот пользуется этим, увеличивая свой потенциал. Но он должен всячески усыплять бдительность вербующих его сил, претворяясь человеком без амбиций, тупым исполнителям. Если структура разглядит в нем конкурента – дело пропало!

 

29

Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, я вижу, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет (его) - потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит (его), то его потеряет.

Поэтому одни существа идут, другие следуют за ними, одни расцветают, другие высыхают, одни укрепляются, другие слабеют, одни создаются, другие разрушаются. Поэтому мудрый человек отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительство.

Комментарий:

Такая тактика позволяет заручится поддержкой большинства. Но практика показывает что на завершающем этапе все равно придется использовать силу.

 

30

Кто служит главе народа посредством Дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Где пребывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы.

Искусный (полководец) побеждает и на этом останавливается, и он не осмеливается осуществлять насилие. Он побеждает и себя не прославляет. Он побеждает и не нападает. Он побеждает и не гордится. Он побеждает потому, что к этому его вынуждают. Он побеждает, но он не воинственен.

Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется отсутствием Дао. Кто не соблюдает Дао, погибает раньше времени.

Комментарий:

Данное высказывание – однозначный протест. Для древнего китайского слога – это очень резкий тон. Не просто осуждение но пожелание недоброго. Понятно желание сохранить инкогнито.

31

Хорошее войско - средство, (порождающее) несчастье, его ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий Дао, его не употребляет. Благородный во время мира предпочитает уважение, а на войне - насилие. Войско - орудие несчастья, оно не является орудием благородного. Он употребляет его только тогда, когда к этому его вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы - себя не прославлять. Прославлять себя победой - значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия людей в стране. Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия. Слева строятся военачальники флангов, справа стоит полководец. Говорят, что их нужно встретить похоронной церемонией. Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу нужно отмечать похоронной церемонией.

Комментарий:

Ну вот! Пошел негатив, как сейчас говорят. Это чисто политическое заявление. И под войной здесь явно подразумевается внутри- гражданский конфликт. И явно отсутствует единое государство. В поздние времена никакой мыслящий китаец не мог так поносить собственную армию.

32

Дао вечно и не имеет имени. Хотя оно существо маленькое, но в мире его никто не может подчинить. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда Небо и Земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится.

При установлении порядка появляются имена. Поскольку возникли имена, нужно знать предел. Знание предела дает возможность избавиться от опасности. Дао, находясь в мире, похоже на горные ручьи, которые текут к рекам и морям.

Комментарий:

А вот и план послевоенного устройства. Осторожная критика легистов и ”школы имен”, обещания процветания – предвыборная агитация какая-то.

33

Тот, кто знает людей - благоразумен. Знающий себя - просвещен. Побеждающий людей - силен. Побеждающий самого себя - могуществен. Знающий достаток - богат. Кто действует с упорством - обладает волей. Кто не теряет свою природу - долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Комментарий:

Выстраивается образ идеального государя. Еще тиран во славе своей, а начинается работа над имиджем преемника. Сильно. Дальновидно. Бесполезно? А вот и нет! И многовековое существование империи Хань – свидетельство этому.

34

Великое Дао растекается повсюду, оно может быть налево и направо. Благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются (в своем росте). Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не становится их господином. Оно никогда не имеет своего желания, поэтому его можно назвать маленьким (скромным). Все существа возвращаются к нему, и оно не рассматривает себя как господина. Его можно назвать великим. Оно становится великим благодаря тому, что не считает себя таковым.

Комментарий:

Еще раз о том же. Скромность и глупость украшают легитимного лидера. В компромиссных ситуациях тихоня предпочтительней активиста. Миша Романов, Коффи Анан, – список можно продолжить.

35

К тому, кто представляет собой великий образ (Дао), приходит весь народ. Люди приходят, и он не причиняет вреда. Он приносит им мир, спокойствие, музыку и пищу. Даже путешественник у него останавливается. Когда Дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.

Комментарий:

И народ к нему потянется. Музыка – это уж совсем конфуцианское. Учителя Конфуция легисты порицали за увлечение музыкой и ритуалами, но ученики другого пути не знали.

 

36

То, что сжимают - расширяется. То, что ослабляют - укрепляется. То, что уничтожают - расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет свое. Все это называется труднопостижимым. Мягкое преодолевает твердое, слабые побеждают сильных. Рыба не может покинуть глубину. Острое оружие в государстве нельзя показывать людям.

Комментарий:

Вновь развивается стратегия использования противоположностей. Немножко смещается акцент – если раньше речь шла преимущественно о не- деянии, то теперь вырисовывается схема действий ”от противного”. ”Если хочешь отобрать, сначала дай. Если хочешь уронить, сначала подними!”. Как относиться к использованию противоположностей? Ведь противоположности – это внешнее, шелуха. Ранее было сказано, что истинная стратегия опирается на корень и исток противоположностей – на Дао. Итак, заниматься единственной причиной, или гоняться за бесконечностью внешних проявлений?

Видимо, использование противоположностей возможно в принципе, но это совершенно другой уровень. Это не стратегия, а тактика. Но и тактика также важна ”И то, и другое – глубочайшее!”. Это важно установить. Тактика находится в подчиненном положении, но она необходима, когда придет время действовать. Стратегия важна, когда время в не- деянии удерживать баланс.

Но все же пассивное начало пока явно преобладает в тексте. Контуры тактики и использования противоположностей едва намечены. Видимо, потребовались века, чтобы эти принципы преобразовались в принципы дзю-до, тайцзицюань, айки-до…

И вновь раздел заканчивается рассуждениями о государстве – это уже просто подозрительно!

37

Дао постоянно осуществляет не- деяние, тем самым нет ничего такого, что бы оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действовать, то я буду подавлять их при помощи простого бытия, не обладающего именем (Дао).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: