Конструирование учебного процесса

Лекция 1 по дисциплине «Современные технологии образования»

Тема лекции: Педагогическая технология целеполагания

В образовательном процессе

Цель:

овладение способностью ставить цели грамотно, конкретно, технологично;

понимание роли технологии целеполагания как основы проектирования образовательного процесса.

План лекции:

1) Целеполагание как основа педагогического процесса.

2) Технология педагогического целеполагания

3) Таксономия педагогических задач.

4) Отслеживание достижения поставленных образовательных задач.

5) Технология формулировки целей в образовательной технологии

 

Целеполагание как основа педагогического процесса.

Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используются термины «педагогическая техника», «педагогическая технология». Педагогическая технология ставит своей целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение детьми запланированных результатов обучения.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. У нас проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе психологии учения, теории управления, концепций алгоритмизации обучения, управления познавательной деятельностью детей, оптимизации обучения, научной организации педагогического труда. Широкую известность приобретают созданные педагогами-новаторами системы учебной работы, которые направлены на эффективное достижение проектируемых учебных результатов.

Со времен Я.А. Коменского в педагогике предпринимается немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Достижению идеального единого метода препятствуют многообразие учебных задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до взаимоотношений школьников друг с другом и с педагогом.        

Технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Этот подход обычно изображается так (схема 1).

Схема №1

Конструирование учебного процесса

 

 

 


Специфика педагогической технологии, как видно из схемы, состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей через оперативную обратную связь и необходимую по её результатам коррекцию образовательного процесса.

 Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, должен отличаться повышенной инструментальностью. Таким образом, технологический подход требует и особой технологии целеполагания. Разберёмся в том, что он собой представляет.

Цельдеятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, представление об итоге деятельности, который удовлетворяет исходную потребность (Трубников Н.Н.) как «образ желаемого будущего» (М.М. Поташник). Таким образом, цель - это представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.

Цель может быть не только осознанной и принятой, но и заданной извне и неосознаваемой. По степени и вектору расхождения между целью и итогом необходимо говорить о результате и качестве данной деятельности. Если итог имеет вектор по направлению к цели, есть изменение от базовой цели  в заданную сторону, то можно говорить о результате как о положительном итоге.

Цель – это прогнозируемый результат, желательные изменения в состоянии управляемой системы, её элементов. Это касается цели в любой деятельности. Что же такое цель в образовательной деятельности? Ради чего мы ведём эту деятельность? Ради изменений в детях. На урок занятие ребёнок приходит одним, а уходит с него немного другим.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: