Лекция 1 по дисциплине «Современные технологии образования»
Тема лекции: Педагогическая технология целеполагания
В образовательном процессе
Цель:
овладение способностью ставить цели грамотно, конкретно, технологично;
понимание роли технологии целеполагания как основы проектирования образовательного процесса.
План лекции:
1) Целеполагание как основа педагогического процесса.
2) Технология педагогического целеполагания
3) Таксономия педагогических задач.
4) Отслеживание достижения поставленных образовательных задач.
5) Технология формулировки целей в образовательной технологии
Целеполагание как основа педагогического процесса.
Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используются термины «педагогическая техника», «педагогическая технология». Педагогическая технология ставит своей целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение детьми запланированных результатов обучения.
|
|
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. У нас проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе психологии учения, теории управления, концепций алгоритмизации обучения, управления познавательной деятельностью детей, оптимизации обучения, научной организации педагогического труда. Широкую известность приобретают созданные педагогами-новаторами системы учебной работы, которые направлены на эффективное достижение проектируемых учебных результатов.
Со времен Я.А. Коменского в педагогике предпринимается немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Достижению идеального единого метода препятствуют многообразие учебных задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до взаимоотношений школьников друг с другом и с педагогом.
Технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Этот подход обычно изображается так (схема 1).
Схема №1
Конструирование учебного процесса
Специфика педагогической технологии, как видно из схемы, состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей через оперативную обратную связь и необходимую по её результатам коррекцию образовательного процесса.
|
|
Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, должен отличаться повышенной инструментальностью. Таким образом, технологический подход требует и особой технологии целеполагания. Разберёмся в том, что он собой представляет.
Цельдеятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, представление об итоге деятельности, который удовлетворяет исходную потребность (Трубников Н.Н.) как «образ желаемого будущего» (М.М. Поташник). Таким образом, цель - это представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.
Цель может быть не только осознанной и принятой, но и заданной извне и неосознаваемой. По степени и вектору расхождения между целью и итогом необходимо говорить о результате и качестве данной деятельности. Если итог имеет вектор по направлению к цели, есть изменение от базовой цели в заданную сторону, то можно говорить о результате как о положительном итоге.
Цель – это прогнозируемый результат, желательные изменения в состоянии управляемой системы, её элементов. Это касается цели в любой деятельности. Что же такое цель в образовательной деятельности? Ради чего мы ведём эту деятельность? Ради изменений в детях. На урок занятие ребёнок приходит одним, а уходит с него немного другим.