Методика «Профиль умений»

Методика разработана английскими педагогами. В соответствии с этой методикой каждому ребенку предлагается завести своеобразный дневник, для того чтобы зафиксировать те умения, которыми владеет или нет на данный момент ребенок. На этих страницах дневника объясняется, что это покажет самому ребенку и другим, в чем он силен, а также поможет определить те области, в которых ребенок нуждается в приобретении дополнительного опыта.

Заполнение каждой страницы дневника происходит в соответствии с предложенной структурой. По вертикали перечисляются умения, по горизонтали – степень владения ими. Например, учащимся предлагается поставить крестик в колонках:

Я не могу этого сделать.

Я могу сделать это с помощью.

Я могу сделать это без помощи.

Я легко справляюсь с этой работой.

Я могу научить этому другого.

Методика «Хочу - могу - есть - должно быть» (автор Е.В. Маликина)

В соответствии с данной методикой результаты диагностики фиксируются в специальных, индивидуальных тетрадях-паспортах. Каждый ребенок (12-13 лет) пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные умения и знания по различным видам деятельности (учеба в школе, общение с людьми, работа в кружке...).

В этих же тетрадях в графах «надо» и «есть» могут сделать свои записи, характеристики педагоги и родители. Все данные обобщаются в таблице.

Другие формы фиксации достижений: табель умений, ведение книги личных достижений, тетрадь рекордов, карта образовательных результатов, звёздная доска, лестница успехов, письменная характеристика процесса развития личности, оформление “звёздной карты”, выдача промежуточных свидетельств об овладении тем или другим умением (значков, грамот и т.д.), коллективное обсуждение успехов, письменный самоанализ.

 

5. Технология формулировки целей в образовательной технологии

Базой для создания любой технологии является наличие таксономии задач. Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды – все эти черты воспроизводимого построения учебного процесса воплотились в идее обучающего цикла. Он содержит следующие основные моменты: общая постановка цели обучения – переход от общей формулировки цели к ее конкретизации – предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности детей – совокупность учебных процедур – оценка результата. Благодаря такому воспроизводимому строению учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, единиц, которые наполняются разным содержанием, но имеют общую структуру.

Своеобразие технологического подхода проявляется в том, что он дает не описательную, а конструктивную, предписывающую схему, которая в конечном итоге позволяет добиться достижения запланированных результатов.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий, технологии творческого развития отдают приоритет эмоционально-нравственной сфере, технология Г.К. Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности, И.С. Якиманской – на деятельно-практическую сферу.

 

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

       В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

       При планировании воспитываются самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

          На этапе реализации целей воспитываются трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, ответственность, активность.

       На этапе анализа формируется отношения к предмету и результатам деятельности, овладение критериями для оценки, умение признавать ошибки, честность, доброжелательность.

Позиция ребенка как объекта обучения лишает его полностью или частично действий целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития. Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения – учащего себя индивида.                                              

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала.

 

Задание по лекции:

1. Напишите конспект лекции.

2. Ответьте на вопросы:

· В чём особенности современных требований к целям в педагогике? С чем связаны эти особенности?

· Почему педагоги допускают ошибки в целеполагании?

3. Выберите какую-либо проблему или тему и по ней сформулируйте образовательные задачи:

1) комплексную

2) познавательно-мировоззренческую

3) эмоционально-волевую

4) действенно-практическую.

Сделайте это без ошибок.

4. Выберите одну из тем образовательной программы начальной школы. Для данной темы разработайте таксономию когнитивных задач Б. Блума.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: