Задачи – подцели, компоненты цели

} Комплексные – затрагивают все стороны личности, предполагают масштабные изменения в человеке. Примером комплексных задач будут задачи по формированию какого-либо отношения, качества личности (доброжелательность, активность, старательность и пр.), компетентности (коммуникативной компетентности, педагогической компетентности и др.), определённого вида культуры (правовая культура, культура обращения, культура хранения своей одежды, культура оформления тетради и пр.).  Комплексными являются задачи по формированию способности к самореализации, самоопределению (например, профессиональное самоопредление, творческое самовыражение средствами рисунка и т.д.)

} Специальные задачи предполагают изменения в одной из сторон личности. Ранее мы говорили о трёх сторонах личности. Исходя из этого, можно выделить три вида задач.

2. Познавательно-мировоззренческие или когнитивные. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, способами действий, включая создание нового. (обучающиеся придут к выводу, осознают, разберутся во влиянии, примут идею,, овладеют понятием; поймут закономерности, связи;сформируют убеждение, определят позицию; получат представление о …)

3. Эмоционально-волевые   или аффективные, эмоционально-ценностные задачи (разные авторы по-разному называют эту сторону личности) К ней относятся задачи формирования чувств, мотивации, стремления и пр. В эту сферу попадаются такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств (воспитанники удивятся, захотят, прочувствуют, будут стремиться, пробуждение желаний, интересов; заражение восхищением перед величием человеческого труда, переживание удивления и пр.)

4.   Действенно-практические, поведенческие или психомоторные. Сюда попадают цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации, освоения способов действия, умений, навыков (например, воспитанники овладеют действием, компетенцией, смогут, будут уметь, будут способны…)

Предложенную классификацию можно отнести и к целям, и к задачам. В чём различие между этими понятиями? Мы сформулировали цели и задачи изучения темы. То, что для изучения темы было задачей, для одного из занятий станет целью. То, что было задачей занятия, станет целью одного из этапов этого занятия. Таким образом, технология постановки для целей и задач одинакова, а сами цели и задачи трансформируются друг в друга при изменении масштабов деятельности. Цель – это самая крупная задача в выбранном масштабе. Задаи – это способ разукрупнения цели.

Задачи можно классифицировать не только по направленности, но и по другим основаниям.

По срокам достижения:

q Стратегические (долгосрочные) – 1-3 года

q Тактические (среднесрочные) – 1-9 месяцев

q Оперативные (краткосрочные) – 1-3 встречи

По адресности

· Общие (ориентированные на всех членов коллектива)

· Групповые (направленные на часть коллектива, например, только на девочек или только на одарённых детей)

· Индивидуальные

По их известности адресату:

o Открытые

o Скрытые.

Обычно, людям не нравится быть объектами воспитания, поэтому воспитательные задачи чаще являются скрытыми. Учебные задачи должны быть понятны и приняты детьми. Чему мы учимся, зачем – ребёнку это важно понимать.

По источнику постановки – кто формулирует цели:

§ государственные

§ общественные

§ инициативные

Показателем грамотности педагога является наличие задач разного характера:

-образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.),

-развивающих (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие),

- воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

Как данные виды целей связаны с рассмотренными нами?

- Задачи образовательные – это, как правило, задачи познавательно-мировоззренческие и действенно–практические.

- Задачи воспитательные – это и есть комплексные и эмоционально-волевые задачи, связанные с формированием ценностного отношения к предмету изучения. Но в этом случае задачи воспитательные формулируются как реальные, связанные с темой, а не «высосанные из пальца».

- Задачи развивающие предполагают изменения в умении ребёнка мыслить, общаться, управлять собой. Для изменений данного типа нужно формировать в детях определённые представления, понимание, вызывать желание, формировать свои способы действия, которые осваивают дети.

Итак, технологический подход к целеполаганию состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях детей. Обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддается более надежной и объективной оценке, позволяет создать эталоны оценки результатов обучения.

Рассмотрим основные требования к цели:

· Гуманистичность

· Побудительность

· Научность

· Точность, конкретность

· Полнота

· Реалистичность

· Временная определённость

· Ранжируемость

· Измеримость

Образовательная цель — это качественно новое состояние развития личности ребенка, которая станет результатом осуществления образовательного процесса. Очень важно, чтобы образовательная цель была сформулирована в виде идеальнопредставленного достижимого желаемого педагогического результата.Переход от педагогики красивой фразы, педагогики декларирования к педагогике управления развитием связан с умением грамотно формулировать цели и задачи воспитания, вычленять измеряемыевехи развития на образовательном маршруте учащихся. Например, «духовное развитие», являясь значимым направлением педагогической деятельности, не может быть использовано как вариант формулировки цели программы, так как не имеет ни границ, ни критериев.

Умение ставить цели – это не только профессионально-значимое умение педагога, это жизненно-важное умение для любого человека. Человек обладает способностью жить и действовать со смыслом, подчинять свои действия поставленной цели. Умению формулировать цели мы должны, в соответствии с ФГОС, учить детей. Способность к целеполаганию – одно из регулятивных умений. Обладают ли педагоги этим умением в житейском смысле? В одном из Домов Творчества мы, готовясь к педсовету, попросили педагогов ответить на вопрос –какую задачу профессионального саморазвития они поставили на ближайший год. Ниже мы приводим варианты ответов педагогов, которые мы поделили на две группы.

Первая группа:

} Использование новых инновационных форм работы

} Повышать педагогическое мастерство

} Успешно закончить учебный год

} Поиск новых интересных форм работы

} Участие в конкурсах, выставках

} Стать участником конкурса педагогических достижений

Вторая группа вариантов ответов:

· Написать свою программу

· Получить звание образцового коллектива

· Найти способы и методы работы с детьми с нарушением координации

· Написать монографию

· Успешно провести итоговый концерт

· Освоение ПК на «5»

· Привлечь как можно больше детей для занятий в коллективе

В первой группе ответов поставлены бесконечные, формальные, пустые задачи, то есть мы видим, что над своим профессиональным саморазвитием автор ответа не работает. Во второй группе ответов задачи чёткие, конкретные, понятные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: