Цель в педагогике – изменения в детях, психические новообразования в личности детей, рост их возможностей, способностей

Если проанализировать те задачи, которые сегодня формулируют педагоги в своих программах, планах, разработках уроков и занятий, то мы не увидим задач, которые соответствуют этому требованию. То есть задача не представляет собой планируемых изменений в детях. Американский учёный Бальмонт Блум выделил некоторые типичные ошибки в целях и задачах педагогов. Рассмотрим эти ошибки.

Формулировка целей и задач

} через изучаемое содержание. В этом случае педагог просто называет изучаемую тему, добавляя к ней слово «изучение» или «знакомство». Таким образом, обозначается раздел информации, который будут осваивать. Но что именно освоят, остаётся неясным.

} через деятельность учителя. При такой постановке задач педагог использует глаголы, отражающие, что будет делать педагог: рассказать, показать, объяснить, продемонстировать. Но действия педагога – это лишь средство для развития детей, они не являются целью.  

} через учебную деятельность учащихся. Здесь могут использоваться такие формулировки: Цель урока – выполнение упражнений на такое-то правило, решение примеров на сложение десятичных чисел, исследование структуры клетки под микроскопом. Но то, что будут делать дети – это тоже средство, а не планируемые нами изменения в них.

Мы дополнили этот перечень ошибок:

} через бесконечные процессы. Такой вид ошибки встречается в педагогике особенно часто. Мы постоянно пишем, что развиваем что-то в детях, повышаем какие-то их способности и пр. Но развитие, повышение, совершенствование, улучшение – это процессы, которые не имеют конца. А цель должна быть достигаемым нами результатом. Мы должны проектировать, в чём именно произойдёт это улучшение, каким будет повышение а не обозначать направление.  

} через неточные, непонятные термины. Это ещё одна встречающаяся проблема – педагоги любят использовать красивые фразы, которые сами могут не до конца осмысливать.  

} недостижимые цели и задачи в имеющихся условиях. Очень часто на одно занятие, один урок педагог ставит по 8-9 задач. Могут ли они быть решены за 30-45 минут. Конечно, нет. Зачем ставить то, что нереально достичь? Для проверяющих. При этом сами педагоги говорят – но ведь я работал в этом направлении, что-то полезное ведь с детьми происходило. Но что?

Ø декларативные цели и задачи. В этом случае задачи звучат, например, так: «Ребёнок поймёт, что курить плохо». «Серёжа будет знать, что неприлично ругаться матом». «Ученик придёт к выводу, что драться нельзя». Мы видим, что педагог ставит важные воспитательные задачи, но они носят лозунговый характер, в них нет аргументации, идеи. Если мы обращаемся к сознанию ребёнка, то важно, чтобы мы разговаривали не языком пустой фразы, а языком мысли. Какую мысль присвоит ребёнок? Почему лучше не драться? У нас у самих есть аргументы?

Эти ошибки встречаются довольно часто. Рассмотрим их на примерах. Ниже приведены примеры формулировок задач и курсивом вид соответствующей данной формулировке ошибки.

1. Развитие эмпатических способностей – через бесконечный процесс (развитие) и через неоднозначный термин (эмпатические способности).

2. Исследование поведения человека в процессе вхождения в контакт – через деятельность учащихся.

3. Изучить виды конфликтов – через изучаемое содержание.

4. Продемонстрировать приёмы повышения памяти – через действия педагога.

5. Решение задач на разрешение сложных жизненных ситуаций - через деятельность учащихся; кроме того, очень широкий термин.

6. Заложить умение анализировать акты поведения – неконкретная, непонятная формулировка.

7. Выполнение заданий на технику игнорирования – через действия обучающихся.

9. Формировать интерес к психологическому знанию – допустимая формулировка. Термины «формировать, формирование, сформировать» в педагогике можно использовать, если вслед за этим словом ставятся реальные планируемые изменения в воспитаннике.

10. Развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе работы с психолого-педагогической литературой – 1. через бесконечный процесс, через непонятные термины. 2. Что такое в данном случае «познавательная самостоятельность? Как её можно сформировать только в работе с психологической литературой? Корректно было бы поставить такую, например, задачу: «научить находить ответ на свой вопрос в психологической литературе».

11. Познакомиться с  таблицей умножения на 5 – через изучаемое содержание.

Неумение ставить задачи ведёт к формализации образовательного процесса, существенно снижают его качество и эффективность. Не осмыслив точно, какие задачи он решает, педагог не сможет строить образовательный процесс на основе  постоянства обратной связи, отслеживания результатов и внесения корректив на этой основе. Овладение методикой определения текущей и итоговой результативности образования является базовым профессиональным умением для выстраивания педагогического процесса как поэтапного технологического процесса развития личности ребёнка.

 

Технология педагогического целеполагания

Теперь постараемся ответить на вопрос - каким образом ставить задачи грамотно? Если задачи в педагогике – это планируемые изменения в личности ребёнка, его взглядах, умениях и пр., то нам надо разобраться - что именно мы можем изменить в ребёнке? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить структуру личности. Начиная с древних времён, в человеке выделяли три стороны: ум, душа и тело. Сегодня в психологии выделяют три стороны личности: когнитивную (познавательную, знаниевую), мотивационную (эмоциональную, аффективную) и поведенческую (деятельностную). Планируемые изменения в ребёнке могут касаться одной стороны, а могут затрагивать все три стороны личности. Отсюда можно говорить о разном масштабе задач. По направленности на стороны личности ребёнка выделяют задачи комплексные и специальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: