Отслеживание достижения поставленных образовательных задач

Ожидаемый результат - это конкретная характеристика знаний, представлений, умений, навыков учащихся. Показатели - оцениваемые параметры - фиксирует то, что оценивается. Это, по сути, те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы; измеритель критерия, его составляющие. Например: умение отделять факты от оценочных суждений, способность находить ошибки в логике рассуждений, владение понятиями. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу.

Уровень реализации показателя - степень овладения умением или способностью, степень выраженности оцениваемого качества.

Оценка сформированности качества или умения предполагает вычленение перечня возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального – с кратким описанием каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и цифровыми шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Фиксируя продвижение с уровня на уровень, можно присваивать детям творческие звания: инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.

Недостаточно вычленения высокого, среднего, низкого уровня, надо описать, что эти уровни означают. Возможные варианты:

v в области когнитивной (познавательно-мировоззренческой):

1 уровень - знание, способность воспроизвести

2 уровень - понимание, вычленение связей, закономерностей

3 уровень - способность применять в типичной ситуации

4 уровень - способность применять в нетипичной ситуации

5 уровень - способность на основе знаний оценивать, анализировать явления.

v в области ценностно- мотивационной:

1 уровень - желание воспринимать

2 уровень - позитивный эмоциональный отклик

3 уровень - устойчивая заинтересованность

4 уровень - принятие как ценности

5 уровень - ориентация поведения на эту ценность

v в области действенно- практической (поведенческой):

1 уровень - демонстрирует умение с помощью педагога

2 уровень - демонстрирует без помощи педагога в учебном задании

3 уровень - реализует умение в самостоятельной работе

4 уровень - реализует умение во взаимосвязи с другими умениями

5 уровень - свободное владение умением в любых ситуациях

Пример:                     Дисциплинированность

1 уровень - вообще не выполняются ничьи команды и указания;

2 уровень – выполняются распоряжения только своего педагога;

3 уровень - воспитанники выполняют распоряжения после оговорок;

4 уровень – распоряжения выполняются безоговорочно и немедленно;

5 уровень - воспитанники настолько дисциплинированны, что многое делают без особых указаний.

Пример: Адаптация к ситуации участия в публичном действии

Низкий уровень - непривычность ситуации воспринимается неадекватно: дети перевозбуждены, аффектированы, нервничают;

Средний уровень - дети быстро приспособились к ситуации, готовы выполнять распорядок мероприятия, быстро адаптируются;

Высокий уровень - ситуация для детей не нова, вполне привычна, особых усилий для адаптации не требуется.

 

Интерес представляет проблема разноуровневости результатов в учреждении образования для одного ребёнка по разным показателям.

Основной причиной является, прежде всего, многогранность образовательного процесса, в котором ребёнок участвует в решении одновременно множества задач (разных по характеру, объему, степени значимости).

По степени и вектору расхождения между целью и итогом необходимо говорить о результате и качестве данной деятельности. Если итог имеет вектор по направлению к цели, есть изменение от базовой цели  в заданную сторону, то можно говорить о результате как о положительном итоге.

Понимание и осмысление результата даёт каждому педагогу возможность обозначить реальные и конкретные задачи, осознать своё предназначение и выстроить деятельностные шаги для его реализации; является отправной точкой для анализа имеющегося состояния образовательного процесса и определения перспектив его развития, прогнозирования результатов более высокого уровня.

Отслеживание результативности - способы диагностики результатов познавательной и практической деятельности, выраженные в количественных и качественных показателях. К тем образовательным задачам, которые вы заявили, следует подобрать срезовые и контрольные задания, позволяющие определить уровень достижения заявленной задачи. Например, вы заявили в оздоровительной программе о развитии выносливости. В качестве диагностического задания вы предлагаете прыжки на месте, а по количеству прыжков, которое может выполнить ребенок, судите о динамике развития выносливости. Если вы обозначили в программе, что ваши занятия способствуют развитию, например, воображения (внимания, логического мышления и т.д.), то должны быть подобраны психологические тесты дня отсле­живания динамики развития этой способности.

Педагогический мониторинг - это непрерывное систематическое отслеживание состояния и результатов педагогического процесса с целью управления их качеством, повышения эффективности (Т.В. Ильина).

Основу педагогического мониторинга составляет система изучения учащихся на протяжении периода обучения. Увлечение такими видами учета, как «спрашивание», тесты, зачеты, просто недопустимо. Еще С.Т. Шацкий писал о том, что экзамены и зачеты являются средневековьем, от которого во что бы то ни стало нужно уйти.

Отслеживание результата — это видение того, насколько идет продвижение; повременный контроль за деятельностью в достижении целей; процесс систематического снятия и фиксации показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям; определение динамики изменений личности.

Оценивание результата — это сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей.

Фиксация полученных результатов на каждого ребенка это способ графического, символического или словесного письменного описания результатов, его регистрация по одной из выбранных форм. Регистрация обеспечивает накопление и последующее сопоставление результатов, достигнутых в разное время, разными людьми.

Самооценка – это способ оценивания уровня достижений и его фиксация самим ребёнком. Для организации процедуры самооценки необходимо познакомить ребёнка с критериями оценки, вычленить возможные уровни выполнения работы, задания.

Схема самооценки может выглядеть следующим образом:

 

Тема, раздел Что мною сделано? Мои успехи и достижения Над чем мне надо работать?
       
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: