Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь проанализировать оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.
6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
Следует делать в конфликтной ситуации:
— Сохранять самоконтроль и сдержанность.
— Предоставлять партнеру «выпустить пар».
— Не «подливать масла в огонь»: не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить «на личности».
— Попросить партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.
— Четко и объективно высказать свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
— Стараться держаться на равных.
— Извиниться или признать свою ошибку,но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
— Оформить принятую договоренность и оговорить взаимоотношения на будущее. Четко определить границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызвать повторение конфликта.
— Стараться поддерживать баланс деловых отношений в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению общего успеха. Выходить за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это требуется в соответствии с объективными обстоятельствами совместной работы.
Не следует делать в конфликтной ситуации:
— Не относиться к партнеру враждебно или излишне критично.
— Не приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения.
— Не демонстрировать свое превосходство.
— Не обвинять.
— Не игнорировать интересы участвующих в коллективной деятельности деловых партнеров.
— Не позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.
— Не уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и не преувеличивать свои собственные заслуги.
— Не задевать «болевые» точки коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места.
— Не обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий.
— Не ставить ультиматумы такого типа: «Если Вы не сделаете это, отношения с Вами у меня будут разорваны».
Прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
— хотите ли благоприятного исхода;
— что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
— как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
— нужен ли посредник для разрешения конфликта;
— в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать решения.
Как сдержать агрессию
Требующая выхода агрессивность, выплескиваясь в виде конфликтогена, провоцирует конфликт. Не "выпускать пар" агрессии небезвредно для здоровья, подавленная агрессивность может привести к возникновению гипертонии, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Есть три способа снять агрессивность - пассивный, активный и логический.
Пассивный способ
заключается в том, чтобы "поплакаться" кому-то, пожаловаться, выговориться. Терапевтический эффект этого огромен. Слезы снимают внутреннее напряжение, т.к. с ними выводятся ферменты - спутники стресса. Дать облегчение - это одна из важнейших функций слез.
Активный способ
строится на двигательной активности. Адреналин - спутник напряженности - "сгорает" во время физической работы, лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка земли, работа топором и пилой, косьба. Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис (большой и настольный), футбол, волейбол, бадминтон. Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие.
Не менее полезны циклические упражнения, связанные с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед. Поглощая значительное количество энергии, эти занятия эффективно снимают напряжение.
Увлечения типа "кто кого победит" (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов также неплохо справляются с агрессивностью.
Логический способ
приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, т.к. отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются.