Б. Воля Божия и ее свойства

Бытие Божие, обнаруживаясь в разуме Бога, проявляется и в воле Божией, которая так же совершенна, как и другие свойства Божии. Сам Иисус Христос учил в молитве предавать себя воле Божией: “Отче наш… да будет воля Твоя и на земле, как небе” (Мф. 6:10). И Он, молясь о том, чтобы чаша страданий миновала Его, говорил: “Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42).

Говоря о воле Божией обычно подчеркивают, что она совсем не то, что воля человеческая. И в то же время понятие о ней возможно составить по аналогии с волей человеческой, которая есть хотя и слабое, но действительное отображение воли Божией, ибо человек сотворен по образу Божию. Священное Писание указывает на волю Божию как на образец или идеал, для воли человеческой (Мф. 5,48; Рим. 12, 2). Воля неразрывно связана с чувствами и познанием, но не сводится только к сознанию, деятельности и чувствам. Воля — это не только желания или хотения, но вместе с тем и деятельность – осуществление этих желаний. Возвышая это понятие, можно сказать, что воля – это способность выбирать цель деятельности и усилия, необходимые для ее осуществления, в соответствии с принципами и нормами личности, причем действие по достижению цели осуществляется преимущественно не по желанию, а по долженствованию и часто даже вопреки желанию.

Священное Писание изображает волю Божию в различных отношениях: по своему существу – высочайше свободной, по своему нравственному направлению – всесвятой и всеблагой, по силе и могуществу – всемогущей, по отношению к свободно-разумным существам – всеправедной, т.е. требующей от них святости и соответственно воздающей за добро и зло.

1. Свобода (греч. αὺιεξούσιον) воли Божией. Будучи по Своему существу духовным и самобытным, Бог имеет волю, которая обладает наивысшей свободой. “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (2Кор. 3:17). Свободу воли Божией понимают не только с отрицательной стороны как независимость Бога от чужой воли или внешнего принуждения, но и с положительной – в том смысле, что воля Божия имеет внутреннее основоположение в Самом Боге. Воля Божия автономна[32]. т.е. сама себе закон, как и Бог Сам для Себя законодатель. Бог живет на основании Своих собственных внутренних определений, на основании совершеннейших идей Своего разума, поэтому Он свободен. Так, Бог сотворил мир не по внешней или внутренней необходимости, а по Своему изволению: “Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет” (Пс. 113:11).

Также в свободе воли Божией не может быть борьбы, колебаний при выборе между мотивами, побуждениями Его природы, ибо Его воля святая, а природа божественная проста, едина и неизменна. Поэтому точнее можно сказать, что в свободе воли Божией (свободе выбора) отсутствует свойство выбора, в ней нет акта выбора и колебаний. Об этом хорошо сказал св. Иоанн Дамаскин: “Богу мы приписываем хотение, но не приписываем Ему в собственном смысле выбора, ибо Бог не обдумывает Своих действий, поскольку обдумывание есть следствие неведения: никто не обдумывает того, что он знает. Если же обдумывание есть следствие неведения, то несомненно то же самое нужно сказать и о выборе. А так как Бог непосредственно знает все, то Он и не обсуждает Своих действий”[33].

2. Святость (греч. άγιότης) воли Божией. Поскольку воля Божия является абсолютно свободной, то ее свобода может быть направлена только на добро, смысл свободы состоит в осуществлении добра. Потому воля Божия по своему нравственному состоянию есть воля всесвятая “Свят, свят, свят Господь Саваоф” (Ис. 6:3). Святость воли Божией состоит в том, что она в своих стремлениях и действиях определяется представлениями только о высочашем добре, что эти ее стремления не остаются только благими пожеланиями, а совпадают с самим осуществлением их. Всесовершенная святость Бога проявляется в том, что Он не может грешить и делать зла, а хочет и совершает только абсолютную доброту (греч. άγαθότης), наивысшую благость в силу требований Его всесовершеннейшей природы: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его” (Пс. 135:1); сам Спаситель говорил: “Никто не благ, только один Бог” (Мк. 10:18).

3. Всемогущество (греч. παντοσυναμία) воли Божией есть всемогущее обнаружение всех Божиих совершенств, безграничная сила производить без всякого затруднения и препятствий все, что не противоречит Его существу, Его нравственной природе. Всемогущество Божие находится всегда в абсолютной гармонии со всеми остальными свойствами Божиими и действует из них, через них и с ними и никогда – без них или против них. В Откровении Сам Бог говорит о Себе «Я Бог Всемогущий (евр. El Schaddai)» (Быт. 17:1); Иисус Христос свидетельствовал, что «Богу все возможно» (Мф. 19:26). Священное Писание называет Бога “Вседержителем (Παντοκράτωρ)» (2Кор. 6:18).

Вовне всемогущество воли Божией открывалось последовательно, сначала — в творении духовного, физического мира, человека, т.е. Он творит все, что хочет: “Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет” (Пс. 113:11). Творит Бог без всякого затруднения: “И сказал Бог: да будетсвет. И стал свет ” (Быт. 1, 3, 6, 9, 11…); “Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось” (Пс. 32:9). Всемогущество воли Божией проявляется также в Божественном промысле, т.е. в заботе Божией о мире и людях, обо всем творении Божием, и Сам Иисус Христос свидетельствует: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5:17). Наивысшая степень всемогущества воли Божией наглядно проявляется в чуде, т.е. в сверхъестественном событии, которое, согласно евангельскому пониманию, есть внешне обьективный факт, совершающийся Божественной силой ради достижения благотворных религиозно-нравственных целей и иногда поражающий непосредственных свидетелей своей необычностью. И Священное Писание называет Бога совершителем чудес: «Благословен Господь Бог… един творящий чудеса» (Пс. 71:18).

4. Правда (греч. σικαιοσύνη) Божия основывается на святости и всемогуществе Божиих. Будучи святой, воля Божия требует святости также и от людей: “Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш” (Лев. 19:2). И потому она дает людям святой и праведный нравственный закон, который приводит к святости всех, кто его исполняет; и, как всемогущая, воля Божия награждает за исполнение закона и наказывает – за нарушение его. Это ее свойство есть высочайшая правда, или справедливость. Таким образом, правда воли Божией проявляется в двух ее действиях. Первое – в Правде, которая дает закон святости, это – правда Божия законодательная: “Посему закон (ветхозаветный) свят, и заповедь свята и праведна и блага” (Рим. 7:12). Второе – в правде, охраняющей закон, воздавая каждому нравственному существу по заслугам; это правда Божия мздовоздаятельная, или правосудие: “Мне отмщение, Я воздам, – говорит Господь” (Рим. 12:19), На оба эти действия воли Божией указывает апостол Павел, когда Говорит о Боге, что Он “един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить” (Иак. 4,12).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: