Содержание догмата о Святой Троице

Для Православной Церкви Пресвятая Троица (греч. ή άγία Τριάόα) – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Пресвятая Троица для человеческого религиозного сознания есть изначальное Откровение, источник всяческого Откровения и всяческого бытия.

Суть церковного учения о Святой Троице заключается в том, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Иными словами при безусловной единичности и нераздельности Своей природы Бог существует в трех различных Лицах. Основа Божественного бытия у всех Лиц одна и та же, но образ ее существования и выражения в каждом из них отличен, так что каждое Лицо в Своем отношении к другому сознает Себя отдельным и самостоятельным.

Догмат о Пресвятой Троице рассматривают с разных сторон: а) по своему существу он богооткровенный в особенном и полном смысле слова – именно исповеданием догмата о троичности христианин отличается от нехристианина; б) по важности, или степени значения, он основной, или коренной, – при отказе от этого догмата отвергается все учение о Боге-Искупителе (т.е. Сыне Божием), а также учение о Боге—Освятителе (т.е. Святом Духе); в) по возможности его уяснения он непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов. Самый проницательный ум и самое живое воображение останавливаются и замирают в недоумении и растерянности перед тайной Святой Троицы. Ибо кто может объяснить наличие единства природы и различие Лиц в одном существе, единство и множество, общее и частное.

Троицу нужно принимать как факт, достоверность и необходимость которого могут обосновываться только самим этим фактом. С одной стороны, догмат о Троице является непостижимым для человеческого разума, потому что в ограниченном человеческом и одноличном духе нет такого рода ясных и отчетливых аналогий, на основании которых можно было бы с несомненностью заключить и судить об образе трехличного существования Божия. С другой стороны, усилия и попытки рационалистического, чисто интеллектуального богословского мышления решить вопрос о том, как может быть мыслим догмат о Троице, нередко приводили к заблуждениям и ересям. По мнению священника Павла Флоренского, только принятие троичной антиномии[34] сообщит человеческой мысли устойчивость, удержит ее от раздвоения при осмыслении вопроса о том, каким образом совмещаются единство и троичность в Боге[35].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: