Единосущие лиц Святой Троицы

Единство Божества одновременно присуще трем лицам вместе и каждому из них. Каждое лицо Святой Троицы – Отец, Сын, Святой Дух — истинный Бог, три лица – это не три отдельных бога, но один Бог, обладающий всеми совершенствами Божества. Три лица в Божестве не то, что дробные или разрозненные Его части или три вида одного рода, – это три разных образа существования (греч. τρόποι ύπάρξεως) одного и того же Божественного существа, образы, хотя всегда отличающиеся между собой особыми вечными и неизменными отношениями, но никогда не дробящие Божественное существо на части, потому что они вечно возникают и существуют внутри одной и той же единой и нераздельной Божественной сущности, потому что лица, или ипостаси, существуют не отдельно друг от друга, но совершенно и всецело обладают единым нераздельным, божественным естеством, что и составляет их единосущие (греч. όμοούσια), и вследствии чего лица нераздельно обладают всеми божественными совершенствами и имеют единую волю, силу, славу, власть, величие.

В Священном Писании утверждается мысль о единстве существа Божия, но термин “единосущие” отсутствует. Сам Иисус Христос учил о Своем единосущии с Отцом: “Я и Отец – одно” (Ин. 10:30) Просьба одного из учеников Спасителя Филиппа “Покажи нам Отца” вызвала удивление Иисуса Христа: “Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?”, и сразу же после этого Спаситель начинает убеждать своих учеников: “Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам” (Ин. 14,8, 10, 11).

Апостолы тоже ясно высказывались о единосущии лиц Святой Троицы. Так ап. Иоанн Богослов, свидетельствуя о единосущии Сына с Отцом, говорит; “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1). А ап. Павел свидетельствует о единосущии Святого Духа с Богом истинным, указывая, что Бога всецело знает только тот, Кто тождествен Ему по сущности: “Бог открыл это (тайны) Духом Своим… Божьего никто не знает, кролме Духа Божия” (1Кор. 2:10-11).

Мысль о единосущии трех лиц Святой Троицы присутствовала в общецерковном сознании с самого начала существования Церкви, которая отстаивала ее в борьбе с ересями, благодаря чему догмат о единосущии ипостасей Св. Троицы получил тщательную разработку и раскрытие на Вселенских соборах, в творениях святых отцов Церкви. I Вселенский собор ввел во всецерковное употребление термин “единосущие” (греч. όμοούσια). С IV в. стала устанавливаться тринитарная терминология: термин “существо” (ὸυσία, а также φύσις; лат. substantia, natura) стал обозначать единое и общее для всей Троицы, т.е. Божество, или природу Божию, а термин “ипостась” (ύπόστασις, а также πρόσωπον; лат. persona) выражал частные (или ипостасные) особенности каждого лица Св. Троицы. Значения этих двух терминов ясно и отчетливо разграничивает св. Василий Великий: “Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого лица… Сущность и ипостась имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например между живым существом вообще и таким-то человеком”. Как и ипостась каждый из нас есть или Петр, или Андрей, или Иоанн и т.д., но по существу он — человек, соответственно этому «прилагая к общему отличительное, надобно исповедовать веру так: божество есть общее, отцовство – особенное. Сочетая жи сие, надобно говорить: верую в Бога Отца. И опять – подобно сему должно поступать при исповедании Сына, сочетая с общим особенное, и говорить: верую в Бога Сына. А подобным образом и о Духе Святом, сочетая предложение по тому же образцу, должно говорить: верую и в Бога Духа Святого, чтобы и совершенно соблюсти единство исповеданием Божества, и исповедать особенность лиц различением свойств, присвояемых каждому лицу”[60]. И с IV в. стала преобладать следующая формулировка догмата о Святой Троице: “В Боге едино существо в трех ипостасях”.

 

Личные свойства лиц Святой Троицы

Будучи равными друг другу по божеству и обладая единой природой, ипостаси Святой Троицы — это различные ипостасные образы существования божественной природы, имеющие действительное и личное бытие, образы, различаемые в самих себе, но не различаемые в отношении к своей природе. Особенности лиц Св. Троицы, отличающие их друг от друга, называются личными свойствами (греч. τά προσωπικὰ ίδιώματα) или ипостасными различиями. Будучи неизменными и принадлежа исключительно каждому из лиц Троицы, эти ипостасные различия необходимо и существенно принадлежат божественной природе и существуют в ней не как что-либо случайное и переходящее из одного вида в другой, но вечно, постоянно и неизменно. Св. Григорий Богослов учит: “Личное свойство непреложно, иначе как оно осталось бы личным, если бы прелагалось и переносилось»[61].

Лица Святой Троицы имеют следующие личные свойства:

первое лицо – отцовство и нерожденность, безначальность;

второе лицо – рожденность и сыновство;

третье лицо – исхождение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: