Личное свойство Бога Сына

Сын Божий вечно и неизменно рождается по божеству от Бога Отца. Называя Вторую ипостась Сыном Божиим, Свяшенное Писание указывет этим именем на личное свойство — рожденность и сыновство — Сына Божия, отличающее Его от Бога Отца.

Уточняя смысл сыновства, Свящ. Писание называет Его Сыном Божиим единородным (греч. μονογενής, от μόνος и

Γένος; лат. unigenitus) (Ин.1,14,18;3,16,18; Гал.4,4), что указывает на Того, Кто только один родился у Отца (Лк.7,12; 8,42, 9,38; Евр.11,17) и потому есть единственный Сын Божий в прямом и собственном смысле, и только Его одного можно так называть, “ибо кому когда из Ангел

сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?” (Евр. 1:5). Апостол Павел, отличая и отделяя Его от всех усыновленных Богом людей (Рим. 8:14,15), называет Его “Сыном Божиим собственным” (греч. ̀ίδιος Τ́ιὸς θεου̃ – Рим. 8,32), а также “рожденным прежде всякой твари” (Кол. 1:5), что исключает любое предположение о тварности Сына Божия.

Священное Писание, свидетельствуя о происхождении Сына Божия через рождение от Отца, нигде не объясняет сущности последнего. В целях предотвращения различных заблуждений, антропоморфических представлений в этом вопросе следует указать на главные характерные особенности божественного рождения.

1.Рождение Сына есть рождение внутреннее, т.е. рождение из сущности Отца, о чем Отец Сам говорит Сыну: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс. 109:3). Рождение Сына Божия от Бога Отца (в отличие от человеческого рождения) происходит без отделения Рождаемого от Рождающего, “Единородный Сын (есть) сущий в недре Отчем” (Ин. 1:18). Таким образом, существо Сына не отделяется при рождении от Существа Отца: “Отец во Мне, – говорит Иисус Христос, — и Я в Нем ” (Ин. 10:38), другими словами, у Отца и Сына одно и то же божественное существо: Я и Отец – одно” (Ин. 10:30).

2.Рождение Сына Божия есть рождение совершеннейшее, т.е. это рождение в бестелесном, безвременном смысле; рождение, которое не внесло никаких изменений в безграничную полноту бытия как Отца, так и Сына. Бог Отец ничего не потерял и не приобрел для Себя в рождении Сына, у “Отца светов… нет изменения и ни тени перемены ” (Иак. 1:17). И Сын Божий не имеет никаких ни недостатка, ни преимущества по сравнению со Своим Отцом, о чем и свидетельствует: “Все Мое Твое, и Твое Мое” (Ин. 10:17). Св. Кирилл Иерусалимский поясняет: “Отец, Родивший Сына, пребыл Отцем, и не изменился… и ничего не потерял, не умалился, не изменился; равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный”[65].

3.Рождение Сына есть рождение вечное, т.е. такое, которое никогда не начиналось и никогда не прекратится, оно непрестанно происходит вследствие такого свойства существа Божия, как неизменяемость. Священное Писание свидетельствует о том, что предвечное рождение Сына Божия происходило до творения ангелов: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс. 109:3); согласно православному толкованию, Сын Божий рожден прежде появления света — “денницы” (т.е. прежде создания мира), и Сын Божий имел славу у Бога Отца “прежде бытия мира” (Ин. 17:5). Св. Иоанн Дамаскин поясняет: Отец “рождает Сына нескончаемо и непрестанно (ὰκαταπάυστως), потому что Он безначален, не подлежит времени, нескончаем и всегда одинаков. Ибо что безначально, то нескончаемо”[66].

 

Личное свойство Бога Духа Святого

 

Бог дух Святой исходит от Отца. Это вечное исхождение (греч. ὲκπόρευσις) от Отца есть личное свойство Святого Духа, отличающее Его от Отца и Сына. В прощальной беседе со Своими учениками Спаситель сказал им: “ Когда же придет Утешитель (ό Παράκλητος), Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (̉ό παρά του̃ Πατρός ε̉κπορέυεται), Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15:26). Этот текст рассматривают как свидетельство наличия двух отличающихся друг от друга состояний Святого Духа: 1) вечного исхождения Св. Духа от Отца и 2) временного посылания, или явления, Св. Духа в мире.

1) Утверждение о вечном исхожденнии (греч. ὲκπόρευσις) Духа Святого от Отца, через которое Он получает Свое ипостасное бытие, приводит к заключению о том, что Отец есть единственная причина (μόνος α̉́ιτιος) бытия Святого Духа, а Сын не виновник, не совиновник Его бытия (΄ύπαρξις).

2) Посылание Святого Духа от Отца через Сына (δι ̉Τ́ιου) — это временное явление Св. Духа в мире (воссияние –̉έκφανσις, ̉έκλαυφις), для облагодатствования творения. Вечно исходящий от Отца Дух Святой приходит в мир во времени по ходатайству или благодаря посредничеству Сына, во имя Сына, т.е. будучи послан Сыном как Богочеловеком.

Основываясь на словах Спасителя, руководствуясь голосом апостольского Предания, Церковь учила исповедовать, что Святой Дух происходит от Отца как единственной причины, и зафиксировала этот догмат в символах веры. В одном из древнейших символов св. Григория Чудотворца (ум.270) говорится о личном свойстве Св. Духа такими словами: “Един Дух Святый, от Бога имеющий бытие (ε̉κ θεου̃ τήν ύπαρξιν ε̉́χον) и через Сына явившийся, то есть людям”. Никео-Цареградский символ веры учит веровать “в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сославима”. На всех последующих Вселенских соборах, во всех Поместных православных церквах эта вера сохраняется и поныне, что происходит, по объяснению отцов соборов, потому, что символ “в совершенстве учит об Отце, Сыне и Святом Духе” (IV Вселенский собор). Поэтому “Пространный христианский катихизис”, задавая вопрос “учение о исхождении Св. Духа от Отца может ли быть подвержено какому изменению, или дополнению?”, отвечает отрицательно: “Не может”[67].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: