Божество и единосущие лиц Святой Троицы

Каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог: Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Обладание одинаковыми нераздельными божескими совершенствами и достоинством приводит лица Троицы к их равенству между собой. Будучи равными и самостоятельными, эти Божественные лица не три Бога, а единое Божественное существо, т.е. они единосущны, или, иными словами, каждая ипостась содержит божественную природу во всей ее полноте.

Ни одна из ипостасей, обладая природой, ею не “владеет”, не расчленяет ее, чтобы ею завладеть. Единая природа остается неразделенной именно потому, что ипостаси содержат ее без ограничений и неравенства.

Эта неразделенная природа сообщает каждой ипостаси ее глубину, подтверждает ее совершенную неповторимость, проявляется в этом единстве Единственных, в этом общении, где каждое лицо без смешения всецело причастно двум другим: природа тем более едина, чем более различны лица, ибо ничто из общей природы от них не ускользает. Лица тем более различны, чем более они едины, ибо их единство – это не безличное единообразие, а совершенное единство бытия и жизни в трех ипостасях, или лицах, нераздельное круговращение” (греч. περιχώρησις) единой жизни, преизбыток “взаимопроникновения без смешения или примеси”[57].

Святой Григорий Богослов, которого часто называют “певцом Пресвятой Троицы говорит: “Когда я произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом – тройственным в отношении к особенным свойствам, или Ипостасям (если кому угодно так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), – я говорю «единым» в отношении к понятию сущности (ὸυσία) и, следовательно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается раздельно; потому что Божество есть Единое в Трех, и едино суть Три, в Которых Божество, или, точнее, Которые суть Божество”[58].

 

Божество Отца

Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, есть истинный Бог. И эта истина засвидетельствована почти на каждой странице Священного Писания настолько ясно и отчетливо, что никто из еретиков не отвергал божество Отца. Он называется Богом (Ин. 3:16), Богом единым, истинным (Ин. 17:3), Богом благословенным (1Петр. 1:3), Которому Спаситель молился Сам и учил молиться людей и Которого Он прославлял: “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли” (Мф. 11:25). Апостол Павел, поучая “единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 15:6), говорит о себе: “Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле” (Еф. 3,14—15).

 

Божество Сына

Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, по ясным свидетельствам Откровения, есть истинный Бог в прямом, собственном смысле слова, т.е. Бог по естеству. Мысль эта подчеркивается потому, что иногда в Священном Писании люди или ангелы тоже называются богами и сынами Божиими, но уже не в собственном, прямом смысле, а в переносном, потому что из-за своей тварности, в силу отличия их природы от естества Божия, люди и ангелы могут быть сынами Божиими только по благодати, по усыновлению.

1. Сам Иисус Христос учил о себе об истинном Сыне Божием, как о Боге, во всем равном Отцу: “Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также… как Отец воскрешает мертвых и оживляет, кого хочет…как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” (Ин. 5:19,21,26).

При праздновании обновления храма в ответ на вопрос иудеев о том, кто Он, “Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне… Я и Отец – одно… Отец во Мне и Я в Нем” (Ин.10,25,30,38).

В Своей молитве к Отцу Иисус Христос Взывал: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира… все Мое Твое, и Твое Мое” (Ин. 17:5,10). Осознавая Свое единосущие с Отцом, а также славу Свою как истинного Бога, Иисус Христос призывал, чтобы люди веровали в Него как в истинного Бога: “Веруйте в Бога, и в Меня веруйте” (Ин. 14:1). Он также увещевал, “дабы все чтили Сына, как чтут Отца” (Ин. 5:23).

Воплотившийся Сын Божий – Господь Иисус Христос есть одновременно абсолютный Бог и совершенный человек, в котором не было даже тени греха, поэтому в Его свидетельствах о Своем божестве невозможно допустить ни самообольщения или самообмана, ни тем более намерения ввести в заблуждение окружающих. Вся Его жизнь, дела и смерть на кресте подтвердили это. Об этом же свидетельствовали и Его ученики, например апостол Петр: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” (1Петр. 2:22).

2. О божестве Сына Божия учили и апостолы, дополняя учение Иисуса Христа своими мыслями и суждениями, которые были свидетельствами очевидцев всех дел и жизни Спасителя. От лица всех апостолов Петр на вопрос Иисуса Христа: “А вы за кого почитаете Меня?” – исповедовал перед Спасителем веру в Его божество: “Ты – Христос, Сын Бога Живаго” (ό Τ́ιὸς του̃ θεου̃ του̃ Ζώντος” (Мф. 16:15-16).

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем учении о Сыне Божием как о Слове (греч. Λόγος – Слово-Разум) наделяет Его такими возвышенными, и необыкновенными чертами, как безначальное бытие, самостоятельное участие в творении, а также именами Бог, жизнь, свет (Ин. 1:1-5); все это ясно свидетельствует о божественной природе личного Логоса. Это Слово есть “Единородный Сын, сущий в недре Отчем (ό ὼν́ είς τὸν κόλπον)” (Ин. 1:18), т.е. единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и всегда нераздельно с Отцом существующий. В воплощении Он остался тем же, чем и был до воплощения: “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Ин. 1:14).

Апостол Павел раскрыл вопрос о божестве Сына Божия с разных сторон и наиболее полно. Согласно его учению, Сын Божий “есть образ Бога невидимого” (ὲικὼν του̃ θεου̃ του̃ ὰοράτου), рожденный прежде всякой твари (πρωτότοκος πάσης κτίσεος); т.е. происшедший через рождение из существа Отца от вечности прежде творения, и, следовательно, до времени, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальсльства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1:15-17), т.е. Его природа – не тварная, а божеская, и Сам Он – Творец, Он есть Сын Божий собственный (ὶ΄διος – Рим. 8,32) “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его (ὰπάυγασμα τη̃ς δόξης, καὶ χαρατὴρ τη̃ς ύποστάσεως ̀Αυτου̃) (Евр. 1:3), т.е. отображение славы Отца, а потому и есть образ ипостаси.

3. Кроме свидетельств о божестве Сына Божия в Священном Писании встречаются выражения, которые можно понять как субординационистские, т.е. говорящие о подчинении Сына Отцу. Для правильного понимания таких выражений необходимо помнить о том, что с момента воплощения Сын Божий имел две природы: совершенную божескую и совершенную человеческую. Как истинный Бог Он был рожден из сущности Отца, равен и единосущен Отцу, по ипостасным или личным отношениям Он есть Сын Отца и потому второй в порядке лиц Святой Троицы. А как человек Спаситель “во дни плоти Своей” (Евр. 5:7) добровольно находился в состоянии самоуничижения и зависел от Отца. Все сказанное помогает разрешать недоумения, возникающие в связи с субординационистскими выражениями Священного Писания о Сыне Божием в Его отношении к Отцу.

Некоторые высказывания Иисуса Христа, носящие субординационистский характер, могут вызывать недоумение, например “Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин. 14:28). Эти слова Спасителя свидетельствуют о Его Божеском достоинстве, потому что сравнивать себя с Богом может только Бог, подтверждением чего могут служить также слова Самого Спасителя: “Я и Отец — одно” (Ин. 10:30). Следовательно, указанный выше текст надо понимать как выражение субординационизма по ипостаси, т.е. в том смысле, что Отец есть начало и виновник единосущного и равного Ему Сына, а также потому, что Сын Божий стал человеком. В другом месте Свящ. Писания имеется следующее выражение Спасителя:

“Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (Ин. 20:17). Правильно понять этот текст помогает учение о двойственной природе Христа. Будучи одновременно и Богом, и человеком, Иисус Христос называет Бога Отцом в силу Своего рождения от Бога по существу (для людей же Бог есть Отец по благодати); Богом называет Его Иисус Христос по домостроительству, поскольку Сам Спаситель стал человеком (а для людей Бог есть Владыка и Бог по естеству). Подобные субординационистские выражения встречаются и у апостолов[59].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: