Личные свойства Бога Отца

Бог Отец – Безначальный (греч. Ά́ναρχος), Безвиновный (Ά́νάιτιος) или Нерожденный (ὰγέννητος; лат. innativitas) т.е. в Своем бытии Он ни от какого начала, ни от чего и ни от кого не зависит. Отец, по выражению символа св. Афанасия, “ни от кого есть сотворен, не создан, ниже рожден”. Безначальность Отца — это личное свойство исключительно одного Отца, поскольку другие лица Св. Троицы – Сын и Святой Дух – в Своем происхождении имеют Своим началом, Своей единственной причиной Отца. Безусловную безначальность Отца засвидетельствовал Сам Господь Иисус Христос: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Однако Сын и Святой Дух в некотором смысле тоже безначальны, а именно во временном отношении, потому что Они существуют превечно или от вечности, т.е. до начала времени.

Богу Отцу принадлежит отцовство, и по отношению к Сыну Он есть Отец (греч. Πατὴρ; лат. Pater) в прямом, собственном смысле слова, т.е. Отец рождает по божественной природе Сына. В Откровении имеются самосвидетельства Бога Своему Сыну о Своем отцовстве: “ Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ” (Пс.2,7; Евр.1,5) “Из чрева прежде денницы родих Тя” (Пс. 109:3). К числу свидетельств об отцовстве Бога Отца относятся все те места Священного Писания, в которых Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну. Это, например “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф. 11:27) “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1:18) “Дабы все чтили Сына, как чтут Отца… пославшего Его” (Ин. 5:23).

Необходимо, однако, помнить, что кроме имени “Отец” в собственном и строгом смысле, т.е. что Отец превечно рождает Своего единородного Сына, в Священном Писании встречается также имя “Отец” в несобственном, переносном смысле, когда Бог называется Отцом христиан (Мф.6,9; Еф. 4,6), всех людей (Мф.11,25; Деян.17,28-29) по благодати или усыновлению.

Бог Отец изводит Святого Духа, Отец есть Изводитель (греч. Προβολεὺς), на что указывает Сам Спаситель: “Дух истины, Который от Отца исходит” (Ин. 15:26).

Бог Отец есть вина или причина (греч. ὰιτία; лат. causa), начало (ὰρχή; principium) божества в Боге, начало личного бытия Сына и Святого Духа. Такое соотношение между лицами Святой Троицы святые отцы выразили термином единоначалие (μοναρχία), который обозначает в Боге единство и различие, исходящее от Единого Личного Начала. Единоначалие, “монархия”, проявляется только в Троице, через Троицу и для Троицы в отношениях трех лиц, которые всегда тройственны и исключают всякое противопоставление. Единоначалие Отца означает, что самый источник божества – личен. Отец есть Божество, но именно потому, что Он – Отец. Он сообщает Свое божество во всей его полноте двум другим лицам; они берут Свое начало от Отца как от Единого Начала (μόνη ὰρχή) — откуда и происходит термин “монархия”. При этом единоначалие Отца не предполагает субординации Сына

и Духа, потому что Начало только тогда совершенно, когда Оно является началом реальности равносовершенной. В обыденном, человеческом опыте причина обычно признается выше следствия; в Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствия менее совершенные, причина желает, чтобы следствия были равночестными, и потому является также причиной их равенства. К тому же в Боге нет противопоставления причины следствию, но есть причинность внутри единой природы. В данном случае “причинность” не влечет за собой ни внешнего материального следствия, ни следствия, растворяющегося в своей причине. Св. Григорий Богослов пишет: “Мы же (христиане) чтим единоначалие (μοναρχία), но не то единоначалие, которое определяется единством лица (ибо и одно, если оно в раздоре с самим собой, составит множество), а то, которое устанавливает равночестность естества, единодушие воли, тождество движения и направления к единому тех, которые из Единого (чего не может быть в естестве сотворенном)”[62].

Вопрос об образе действия рождения и изведения, т.е. о том, как Бог рождает Сына и изводит Святого Духа и чем отличаются рождение от изведения, остается без ответа, потому что это является тайной внутритроичной жизни Бога, которая непостижима для ограниченного человеческого разума. И отцы Церкви исповедовали полную непостижимость этого, о чем хорошо говорит Св.Иоанн Дамаскин: “И хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит это различие и что такое рождение Сына и исхождение Св. Духа от Отца, этого не знаем”[63]. Тщательно предохраняя от отождествления этих образов бытия Божия с человеческими отношениями, отцы Церкви учили, что рождение и изведение есть вечные образы бытия в Святой Троице, они совершаются совместно, бесстрастно, без всякого чувственного отделения или истечения, без всякого стороннего содействия, их нужно мыслить совпадающими хронологически и логически. В попытке приблизиться к пониманию вечного рождения и вечного исхождения отцы Церкви допускали использование лишь аналогий и подобий, имевших только относительную ценность. Св. Григорий Нисский пояснял: луч света имеет бытие не сам от себя, а от солнца; следовательно, он рождается от солнца, но не после него, а вместе с ним, потому что как только явилось солнце, явился и луч, и пока будет существовать солнце, вместе с ним будет существовать и луч. Так и Сын в Своем рождении собезначален Отцу. Или другое сравнение: человеческий дух служит единственной основой 6ытия двух отличительных свойств человеческой природы – мысли и слова. Оба эти свойства неразрывно связаны между собой, так что трудно представить ни мысли без слова, ни слова без мысли, но они все-таки отличны по способу происхождения от человеческого духа. Когда дух мыслит, он мыслит при помощи слова, но это слово остается в нем самом: оно рождается, но не исходит, между тем как единосущная слову мысль выступает вовне: она исходит, а не рождается[64].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: